ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
05 декабря 2017 года
Дело №А56-37010/2017
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2017 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Юрков И.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25600/2017) общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 1 Василеостровского района» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2017 по делу № А56-37010/2017 (судья Захаров В.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 1 Василеостровского района»
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
ООО «ЖКС № 1 Василеостровского района» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановленияГосударственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее – Инспекция) от 10.05.2017 по делу об административном правонарушении № 1374/17 о назначении наказания на основании статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге».
Определением от 10.07.2017 заявление принято в порядке упрощенного производства на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 05.09.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе ООО «ЖКС № 1 Василеостровского района» просит отменить решение суда в связи с тем, что, по его мнению, вменяемое нарушение необходимо квалифицировать по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) как нарушение лицензионных требований.
Согласно отзыву Инспекция против удовлетворения жалобы возражает, считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», послужили нарушения «Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга», утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 №961, выразившиеся в ненадлежащем исполнении обязанности по содержанию и ремонту фасадов много квартирных домов по адресам в Санкт-Петербурге: Большой проспект В.О., дом 101, литера А; Гаванская улица, дом 15, литера А; Гаванская улица, дом 4, литера А; ФИО1 улица, дом 2/13, литера А; ФИО2 улица, дом 13, литера А; ФИО2 улица, дом 15/18, литера А; ФИО2 улица, дом 17, литера А; ФИО2 улица, дом 21, литера А; ФИО2 улица, дом 3, литера А; ФИО2 улица, дом 5, литера А; ФИО2 улица, дом 7, литера А; ФИО2 улица, дом 9, литера А; улица Шевченко, дом 29, литера А; улица Шевченко, дом 33, литера А.
по адресу: Санкт-Петербург, Гаванская улица, дом 4, литера А:
- фасад дома со стороны ул. Гаванской, арка загрязнен «графическими» рисунками, очистка не произведена;
по адресу: Санкт-Петербург, Большой проспект В.О, дом 101, литера А:
- фасад дома со стороны ул. ФИО2 и Большого пр. загрязнен «графическими» рисунками, очистка не произведена,
- на фасаде над проходом под аркой имеется отслоение штукатурного слоя, простукивание не произведено;
по адресу: Санкт-Петербург, ФИО2 улица, дом 3, литера А:
- не обеспечена исправность техокна в цокольной части фасада, отсутствует закрытие окна жалюзийной решеткой;
по адресу: Санкт-Петербург, ФИО2 улица, дом 5, литера А:
- над входом в л./кл. № 1, со стороны ул. ФИО2 на основании балкона 2-го этажа имеются трещины, отслоение штукатурного слоя, простукивание не произведено;
по адресу: Санкт-Петербург, ФИО2 улица, дом 7, литера А:
- фасад арки в дворовой части дома загрязнен «графическими» рисунками, очистка не произведена;
по адресу: Санкт-Петербург, ФИО2 улица, дом 9, литера А:
- входная дверь л./кл. № 1 загрязнена «графическими» рисунками, очистка не произведена,
- на лицевом фасаде со стороны ул. ФИО2 в цокольной части дома имеются участки отслоения, разрушения отделочного и окрасочного слоев;
по адресу: Санкт-Петербург, ФИО2 улица, дом 13, литера А:
- входная дверь в л./кл. № 1 загрязнена «графическими» рисунками очистка не произведена,
- лицевой фасад дома со стороны ул. ФИО2 загрязнен «графическими» рисунками, очистка не произведена;
по адресу: Санкт-Петербург, ФИО2 улица, дом 15/18, литера А:
- в приямке входа в подвальное помещение цементная стяжка ступеней разрушена,
- в цокольной части лицевого фасада, со стороны ул. ФИО2 имеются разрушения фрагментов облицовки цоколя, трещины, отслоение облицовки;
по адресу: Санкт-Петербург, ФИО2 улица, дом 17, литера А:
- не обеспечено закрытие техокна в цокольной части дома жалюзийной решеткой;
по адресу: Санкт-Петербург, ФИО2 улица, дом 21, литера А:
- не устранены неисправности отмостки дома, имеются трещины, отверстия в отмостке;
по адресу: Санкт-Петербург, Гаванская улица, дом 15, литера А:
- лицевой фасад со стороны ул. Гаванской и входная дверь л./кл. № 1 загрязнены «графическими» рисунками, очистка не произведена;
по адресу: Санкт-Петербург, ФИО1 улица, дом 2/13, литера А:
- фасад дома, арка загрязнен «графическими» рисунками, очистка не произведена;
по адресу: Санкт-Петербург, улица Шевченко, дом 29, литера А:
- не обеспечена исправность отмостки дома - у л./кл. № 1 со стороны дворовой территории выявлены трещины, просадки отмостки;
по адресу: Санкт-Петербург, улица Шевченко, дом 33, литера А:
- не устранены неисправности отмостки дома, имеются участки разрушенной отмостки.
Выявленные нарушения пунктов 8.2, 8.4.3, 8.4.4 Приложения 5 «Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга», утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 №961, отражены в протоколе осмотра от 11.04.2017 № 4411, произведена фотофиксация.
Инспекцией в отношении ООО «ЖКС № 1 Василеостровского района» составлен протокол об административном правонарушении от 17.04.2017
№ 08/4411.
Оспариваемым постановлением ООО «ЖКС № 1 Василеостровского района» привлечено к административной ответственности в виде 20 000 руб. штрафа.
Постановление оспорено ООО «ЖКС № 1 Василеостровского района» в арбитражный суд.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения арбитражного суда.
Статьей 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» установлена административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение владельцем здания, строения, сооружения или иным лицом, несущим соответствующие обязанности, обязанностей по содержанию его фасада, в том числе осуществление ремонтных работ с нарушением сроков и порядка, установленных правилами, утвержденными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, включая работы по снятию отслоившейся отделки наружной поверхности стен (штукатурки, облицовочной плитки); ремонту водосточных труб, наружных кондиционеров и радиоэлектронных устройств; снятию слабо держащихся декоративных элементов; удалению выпадающих кирпичей кладки стен; укреплению козырьков и ограждению крылец; установке и поддержанию в чистоте и состоянии, пригодном для обозрения, указателей улиц, номерных знаков домов и лестничных указателей и других элементов визуальной информации; удалению растительности с кровель и фасадов; вставке, установке, укреплению и содержанию в чистоте и технически исправном состоянии стекол, ручек в дверных и оконных заполнениях.
При осуществлении содержания фасадов обеспечивается: поддержание технического и санитарного состояния фасадов; поддержание и сохранение архитектурно-градостроительного облика здания, сооружения в соответствии с проектной документацией строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, решением о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства, паспортом фасадов, проектами благоустройства (пункт 8.2 Приложения N 5 «Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга», утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 №961).
Пунктом 8.4.3. Приложения N 5 «Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга», утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 №961 регламентируется смывка, окраска несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах.
Мероприятия по содержанию фасадов включают в себя Текущий ремонт фасадов, который осуществляется путем замены и восстановления технического оборудования фасадов (водосточных труб); архитектурных деталей и конструктивных элементов фасадов (в том числе цоколя, карниза, горизонтальной тяги, вертикальной тяги, пояса, парапета, портала, оконных и дверных заполнений, элементов входной группы, за исключением лепного декора); восстановления отделки фасадов на аналогичные, окраски (пункт 8.4.4. Приложения N 5 «Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга», утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 №961).
Текущий ремонт фасадов выполняется в случаях очистки и герметизации швов цокольной части; штучной замены облицовки (не более пяти единиц) на идентичный материал; утраты облицовки фасада (керамической плитки, керамогранита) - штучная - до пяти шт.; повреждения, утраты и выветривания примыканий, соединений и стыков отделки фасадов; ремонта вентиляционных каналов на кровле (цвет вентиляционных каналов определяется в соответствии с колерным бланком); ремонта технических металлических конструкций: пожарной лестницы, вентиляционных решеток, стоек, ограждений крылец, флагодержателей, кронштейнов, парапетных решеток, водосточных труб, вентиляционных труб, лифтовых шахт, за исключением металлических конструкций, являющихся декоративными (цвет металлических конструкций определяется в соответствии с колерным бланком); повреждения, разрушения герметизирующих заделок стыков панельных зданий без ремонта поверхности отделки (цвет стыков определяется в соответствии с колерным бланком); повреждения, утраты покрытия кровли. В случае полной замены покрытия кровли ее цвет определяется в соответствии с колерным бланком; повреждения, утраты покрытий, отливов единично или на всем объекте (в случае полной замены покрытий, отливов цвет определяется в соответствии с колерным бланком); повреждения, утраты окрытий элементов и деталей фасада единично или полностью (в случае полной замены окрытий элементов и деталей фасада цвет определяется в соответствии с колерным бланком); ремонта отмостки здания локально или полной замены; гидроизоляции балконов и ремонта балконной плиты (цвет балконной плиты определяется в соответствии с колерным бланком); гидроизоляции и ремонта козырьков (цвет козырьков определяется в соответствии с колерным бланком); ремонта цокольной части здания, сооружения в гладкой штукатурке (цвет штукатурки определяется в соответствии с колерным бланком).
Имеющимися в деле документами подтверждается, что названные выше дома находятся в управлении ООО «ЖКС № 1 Василеостровского района» в соответствии с заключенными договорами управления.
В состав общего имущества включается: включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе (часть 5 раздела 1 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Таким образом, фасад как совокупность ограждающих несущих и ненесущих конструкций относится к общему имуществу собственников многоквартирного жилого дома, а ООО «ЖКС № 1 Василеостровского района» в силу положений статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации является лицом, ответственным за содержание и эксплуатацию жилого дома (в том числе целостность водосточной системы) в соответствии с требованиями, установленными законодательством, и несет все риски, связанные с наступлением ответственности за неисполнение своих обязательств.
Факт ненадлежащего содержания фасадов зданий подтверждается представленными в материалы дела документами.
Довод ООО «ЖКС № 1 Василеостровского района» о том, что вменяемое нарушение необходимо квалифицировать по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ как нарушение лицензионных требований, подлежит отклонению апелляционным судом.
Административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72 Конституции Российской Федерации).
К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (пункт 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (подпункт 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184- ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Реализуя свои полномочия, субъектом РФ - городом федерального значения Санкт-Петербургом, приняты нормы, которые не противоречат действующему федеральному законодательству и направлены на обеспечение благоустройства территорий Санкт-Петербурга и действующих в субъекте нормативных актов.
Конкретные требования в данной сфере, определяющие порядок содержания и ремонта фасадов в Санкт-Петербурге, установлены «Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга», утвержденными Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 №961.
В рассматриваемом случае Инспекция, действуя в рамках своих полномочий, предусмотренных Положением о государственной жилищной инспекции Санкт- Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.11.2004 № 1849, выявила нарушение «Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга», утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 №961.
Осуществляя управление многоквартирными домами, ООО «ЖКС № 1 Василеостровского района» не произвело работы по надлежащему содержанию фасадов зданий.
Таким образом, исходя из объекта регулирования, а также в связи с тем, что ООО «ЖКС № 1 Василеостровского района» нарушены требования нормативного акта, принятого органом субъекта Российской Федерации (Правила уборки), ответственность за нарушение которого устанавливается этим же субъектом, Инспекция правомерно квалифицировала выявленные нарушения по статье 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге».
Вывод ООО «ЖКС № 1 Василеостровского района» необходимости квалификации вменяемого правонарушения по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ как нарушение лицензионных требований противоречит нормам материального права.
ООО «ЖКС № 1 Василеостровского района» вменяется в вину ненадлежащее содержание фасадов многоквартирных домов (нарушение «Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга», утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 №961).
Соблюдение «Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга», утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 №961 не может выступать в качестве лицензионного требования, поскольку лицензионные требования устанавливаются федеральными нормативными правовыми актами и являются едиными на всей территории Российской Федерации.
В свою очередь «Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга», утвержденные Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 №961 относятся к вопросам местного значения, такие правила устанавливаются каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно и могут предусматривать различные требования к порядку и срокам.
Следовательно, соблюдение нормативного правового акта, который носит локальный характер, за нарушение которого законом субъекта РФ предусмотрена своя административная ответственность, лицензионным требованием быть не может.
Доказательств, свидетельствующих о принятии ООО «ЖКС № 1 Василеостровского района» необходимых и достаточных мер по исполнению своих обязанностей в сфере благоустройства Санкт-Петербурга и соблюдению требований к содержанию фасадов зданий, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины в действиях ООО «ЖКС № 1 Василеостровского района» во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП.
Размер административного штрафа апелляционной инстанцией признан обоснованным, назначенным с учетом характера вменяемого административного правонарушения, отсутствия сведений об обстоятельствах, смягчающих административную ответственность, в минимальном размере в рамках санкции статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге». По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное ООО «ЖКС № 1 Василеостровского района» наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2017 по делу № А56-37010/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «ЖКС № 1 Василеостровского района» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
ФИО3