ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
21 июня 2022 года
Дело №А56-37128/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Богдановской Г.Н., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 01.07.2021
от заинтересованного лица-1: ФИО3 по доверенности от 10.01.2022
от заинтересованного лица-2: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 13АП-41441/2021) ООО "Вектра Хаусхолд" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.12.2021 по делу № А56-37128/2021, принятое
по заявлению ООО "Вектра Хаусхолд"
к 1) Балтийской таможне; 2) Шереметьевской таможне
об оспаривании решений
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Вектра Хаусхолд» (ОГРН: <***>, адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д. 14, стр. 1, эт/пом/ком 1/II/25, далее – заявитель, Общество, ООО "Вектра Хаусхолд") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконными решений Балтийской таможни (ОГРН <***>, адрес: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский о., д. 32-А; далее – заинтересованное лицо-1) от 21.12.2020, 03.02.2021 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары (далее – ДТ) №10216160/210719/0006434, в связи с документальным неподтверждением ООО «Вектра Хаусхолд» страны происхождения товаров №№ 4, 6, 7, задекларированных по ДТ №10216160/210719/0006434, уведомления Шереметьевской таможни об уплате таможенных платежей от 31.12.2020 №10005000/у2020/0008884, об обязании Шереметьевской таможни вернуть излишне уплаченные таможенные платежи на сумму 312 434,74 руб.
К участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечена Шереметьевская таможня (ОГРН: <***>, адрес: 141400, <...>; далее – заинтересованное лицо-2).
Решением от 05.12.2021 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что проведении таможенного оформления товара, ввозимого по ДТ № 10216160/210719/0006434, заявителем представлена Декларация о соответствии РООС RU Д-РТ.АД37.В.04816/18 от 20.12.20218, в которой указывались все сведения о всех ввозимых товарах, включая товары под № 4, 6, 7, в том числе и о стране происхождения.
В судебном заседании 14.06.2022 произведена замена состава суда на основании статьи 18 АПК РФ, судья Фуркало О.В. заменена на судью Зотееву Л.В.
Ходатайство Общества об отложении рассмотрения дела для истребования доказательств фактического происхождения спорного товара подлежит отклонению апелляционным судом, поскольку удовлетворение указанного ходатайства на стадии апелляционного обжалования принятого по делу решения приведет к необоснованному затягиванию процесса. С учетом длительности рассмотрения дела судом первой и апелляционной инстанции заявитель располагал временным ресурсом для истребования указанных документов у иностранного партнера и предоставления их суду.
Частью 2 статьи 9 АПК РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Балтийской таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
В судебном заседании 14.06.2022 заявитель ходатайствовал об отложении рассмотрения апелляционной жалобы в связи с запросом у производителя документального подтверждения происхождения товара.
Согласно пункту 5 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Отложение судебного разбирательства по ходатайству лица, участвующего в деле, является правом, а не обязанностью суда.
В данном случае, установив наличие доказательств, позволяющих рассмотреть спор по существу, их достаточность и полноту, апелляционный суд с целью избежать необоснованного затягивания рассмотрения дела, не усмотрел оснований для отложения судебного заседания.
Шереметьевская таможня, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направила, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица-2 в порядке статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, ООО «Вектра Хаусхолд» в рамках исполнения контракта от 10.11.2018 № GV-181110 на таможенную территорию Евразийского экономического союза, ввезены и задекларированы по ДТ № 10216160/210719/0006434 товары, в том числе:
товар № 4 – «столовые ножи с фиксированными лезвиями, с ручкой и лезвием из коррозионностойкой стали», производитель: MANUEL MARQUES, HERDEIROS, SA, заявленная страна происхождения - Португалия, код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС – 8481 20 900 1;
товар № 6 – «наборы кухонных или столовых приборов из коррозионностойкой стали…», производитель: MANUEL MARQUES, HERDEIROS, SA, заявленная страна происхождения - Португалия, код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС – 8215 20 100 0;
товар № 7 – «кухонные и столовые приборы из коррозионностойкой стали», производитель: MANUEL MARQUES, HERDEIROS, SA, заявленная страна происхождения - Португалия, код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС – 8215 99 100 0.
21.07.2019 товары, задекларированные по ДТ № 10216160/210719/0006434, выпущены таможенным постом Бронка в соответствии с заявленной таможенной процедурой «выпуск для внутреннего потребления».
17.12.2020 Балтийской таможней на основании статей 310, 326, 331 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) в отношении ООО «Вектра Хаусхолд» после выпуска товаров и (или) транспортных средств проведена проверка документов и сведений, представленных при таможенном декларировании товаров №№ 4, 6, 7, задекларированных по ДТ №10216160/210719/0006434, в целях проверки правомерности неуплаты антидемпинговой пошлины.
В ходе проведенного анализа электронной копии ДТ №10216160/210719/0006434, а также предоставленного комплекта электронных копий документов к ней на предмет подтверждения происхождения товаров после выпуска товаров, в ходе проверки после выпуска выявлено нарушение подпункта 5 пункта 5 Требований к сертификату происхождения товара, установленных Приложением к Правилам определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (непреференциальные правила определения происхождения товаров), утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49, по заполнению сертификата о происхождении товара, а именно: описание товара в графе 6 Сертификата «cutelaries» не позволяет идентифицировать товары, в части их описания, заявленного в графе 31 ДТ. В графе 44 вышеуказанной ДТ также отсутствует информация о номере сертификата о происхождении товара (под кодом 06014), предусмотренная Классификатором видов документов для непреференциального сертификата, утвержденным Комиссией Таможенного союза от 20.09.2010 № 378.
Кроме того, в нарушение пункта 2, подпунктов 7, 8 пункта 5 Требований к сертификату происхождения товара, установленных Приложением к Правилам определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (непреференциальные правила определения происхождения товаров), утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 №49, сертификат заполнен на португальском языке; количественные и весовые характеристики не соответствуют заявленным в ДТ; отсутствует информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат).
На основании изложенного, в ходе проверки уставлен факт неуплаты антидемпинговой пошлины в отношении товаров №№ 4, 6, 7, задекларированных по ДТ № 10216160/210719/0006434.
Результаты проведения проверки оформлены актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 17.12.2020 №10216000/018/171220/А0151.
21.12.2020 письмом Балтийской таможни от 21.12.2020 № 18-10/43550 в адрес ООО «Вектор Хаусхолд» направлена копия указанного акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 17.12.2020 №100216000/018/171220/А0151.
Письмом Балтийской таможни от 09.03.2021 № 45-11/0175 в адрес ООО «Вектор Хаусхолд» направлены решения Балтийской таможни от 21.12.2020, от 03.02.2021 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ №10216160/210719/0006434.
На основании решения Балтийской таможни от 21.12.2020 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, в связи с документальным неподтверждением ООО «Вектра Хаусхолд» страны происхождения товаров №№ 4, 6, 7, задекларированных по ДТ № 10216160/210719/0006434, Шереметьевской таможней в адрес ООО «Вектра Хаусхолд» Шереметьевской таможней выставлено уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 31.12.2020 №10005000/у2020/0008884.
Доначисленная сумма таможенных платежей в размере 312 434,74 руб. уплачена Обществом, что подтверждается письмом Шереметьевской таможни от 17.02.2021 исх. №19-30/03986.
Не согласившись с вышеуказанными решениями Балтийской таможни и уведомлением Шереметьевской таможни об уплате таможенных платежей, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, придя к выводу о неподтверждении декларантом страны происхождения спорных товаров.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ТК ЕАЭС соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.
В соответствии со статьей 28 ТК ЕАЭС определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором о Союзе (далее - правила определения происхождения ввозимых товаров).
В соответствии со статьей 29 ТК ЕАЭС происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Подтверждение происхождения товаров не требуется в следующих случаях:
1) ввозимые на таможенную территорию Союза товары помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита;
2) товары перемещаются через таможенную границу Союза в соответствии с главой 37 ТК ЕАЭС;
3) иные случаи, предусмотренные правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
Вне зависимости от положений пункта 2 настоящей статьи происхождение товаров подтверждается, если таможенным органом обнаружены признаки того, что товары происходят из такой страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны), товары, происходящие из которой запрещены:
1) к ввозу на таможенную территорию Союза или на территорию государства-члена согласно установленным в соответствии с Договором о Союзе запретам и ограничениям;
2) к вывозу с таможенной территории Союза или с территории государства-члена согласно установленным в соответствии с Договором о Союзе запретам и ограничениям;
3) к ввозу на территорию государства-члена в соответствии с законодательством этого государства-члена;
4) к транзиту по территории государства-члена в соответствии с международными договорами этого государства-члена с третьей стороной.
Если товары, запрещенные в соответствии с законодательством государства-члена к ввозу на территорию этого государства-члена, помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) по таможенной территории Союза в государство-член, на территорию которого ввоз таких товаров не запрещен, подтверждение происхождения товаров не требуется.
Документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
В соответствии со статьей 30 ТК ЕАЭС декларация о происхождении товара - коммерческий или любой другой документ, имеющий отношение к товару и содержащий сведения о происхождении товара, заявленные изготовителем, продавцом или отправителем страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
В соответствии со статьей 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
Представление декларации о соответствии, сертификата соответствия таможенному органу является условием соблюдения мер технического регулирования (соответствие продукции требованиям технических регламентов Союза), в целях соблюдения запретов и ограничений для перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.
При этом, вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, декларация о соответствии, сертификат соответствия не являются документами, подтверждающими страну происхождения товара.
Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
Сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
В силу пункта 1 статьи 326 ТК ЕАЭС при проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, либо в иных случаях применения данной формы таможенного контроля таможенный орган вправе запрашивать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в соответствии со статьей 340 настоящего Кодекса.
Статьей 331 ТК ЕАЭС предусмотрена такая форма таможенного контроля, как таможенная проверка, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных настоящим Кодексом, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Таможенная проверка заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств-членов, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном настоящим Кодексом или законодательством государств-членов.
Положениями статьи 310 ТК ЕАЭС установлено, что таможенный контроль проводится таможенными органами в целях выявления товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования в период нахождения товаров под таможенным контролем - после наступления обстоятельств, указанных в пунктах 7 - 15 статьи 14 ТК ЕАЭС, до истечения 3 лет со дня наступления таких обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 314 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.
Согласно пункту 2 статьи 37 Договора о Евразийском экономического союза от 29.05.2014 для целей применения мер таможенно-тарифного регулирования (за исключением целей предоставления тарифных преференций), применения мер нетарифного регулирования и защиты внутреннего рынка, установления требований к маркировке происхождения товаров, осуществления государственных (муниципальных) закупок, ведения статистики внешней торговли товарами применяются Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49 «Об утверждении Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров)» (далее – Правила).
Правилами установлены критерии и особенности определения происхождения товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС, а также требования к документальному подтверждению происхождения таких товаров.
Таким образом, в случае применения мер защиты внутреннего рынка (специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры), обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, должно быть обязательно подтверждено сертификатом о происхождении товара.
Приложением к Правилам определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (непреференциальные правила определения происхождения товаров), утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 №49, установлены Требования к сертификату о происхождении товара (далее – Требования).
В соответствии с пунктом 2 Требований сертификат заполняется на английском, французском или русском языке печатным способом.
Согласно пункту 5 Требований сертификат должен содержать следующую информацию:
1) наименование страны происхождения товара;
2) номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат;
3) наименование и адрес экспортера и (или) производителя;
4) наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя;
5) описание товара, позволяющее произвести его идентификацию;
6) вес брутто и (или) другие количественные характеристики товара;
7) реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара);
8) информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата).
В соответствии с пунктом 20 Правил происхождение товара подтверждается одним из следующих документов о происхождении товара:
1) декларация о происхождении товара;
2) сертификат о происхождении товара.
В соответствии с пунктом 23 Правил происхождение ввозимых на таможенную территорию Союза товаров подтверждается декларацией о происхождении товара или по желанию декларанта сертификатом о происхождении товара, за исключением случаев, установленных пунктами 24 и 25 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 25 Правил, в случае применения мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу и общая таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 150 долларам США, подтверждается сертификатом о происхождении товара (за исключением случая подтверждения соблюдения применяемых мер защиты внутреннего рынка).
В соответствии с пунктом 34 Правил сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза в следующих случаях:
1) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров, в том числе с учетом ответа на запрос о верификации, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил, выявлена недостоверность сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара;
2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат не соответствует требованиям, предусмотренным приложением к Правилам;
3) уполномоченным органом не представлен ответ на запрос о верификации
в срок, установленный пунктом 30 Правил;
4) ответ на запрос о верификации не содержит копий документов,
на основании которых был выдан сертификат о происхождении товара, в случае если такие копии документов были запрошены в соответствии с пунктом 29 Правил;
5) невозможно установить подлинность сертификата о происхождении товара и (или) достоверность содержащихся в нем сведений на основании полученного ответа на запрос о верификации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Обществом в целях подтверждения происхождения товаров таможенному органу представлен сертификат о происхождении товара общей формы № PT L-3830/2019 от 28.06.2019 (л.д. 62).
Вместе с тем, как обоснованно указал таможенный орган и суд первой инстанции, сертификат о происхождении товара общей формы № PTL3830/2019 от 28.06.2019, не соответствует требованиям, предусмотренным приложением к Правилам, в части нарушения подпункта 5 пункта 5 Требований, установленных Приложением к Правилам по заполнению сертификата о происхождении товара, а именно: описание товара в графе 6 Сертификата «cutelaries» не позволяет идентифицировать товары, в части их описания, заявленного в графе 31 ДТ товаров №№ 4, 6, 7 (столовые ножи с фиксированным лезвием, с ручкой и лезвием из коррозионностойкой стали, кухонные и столовые приборы из коррозионностойкой стали), в графе 44 ДТ отсутствует информация о номере сертификата о происхождении товара (под кодом 06014), предусмотренная Классификатором видов документов для непреференциального сертификата, утвержденным Комиссией Таможенного союза от 20.09.2010 № 378, в нарушение пункта 2 Требований, установленных Приложением к Правилам, сертификат заполнен на португальском языке; кроме того, количественные и весовые характеристики, указанные в сертификате (7 paletes, 3823.280 kgs) не соответствуют, заявленным в ДТ; отсутствует информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат) (подпункты 7, 8 пункта 5 Требований).
На основании пункта 5 статьи 314 ТК ЕАЭС, происхождение товара считается неподтвержденным в следующих случаях: не представлены, в том числе при применении формы таможенного контроля проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, документы о происхождении товаров, если такие документы должны быть представлены в соответствии со статьей 29 настоящего Кодекса (подпункт 1); по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлена недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров (подпункт 2); по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения (подпункт 3).
Учитывая изложенное, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что происхождение товаров, в рассматриваемом случае, считается неподтвержденным в соответствии пунктом 5 статьи 314 ТК ЕАЭС и подпунктом 2 пункта 34 Правил, а представленный ООО «Вектра Хаусхолд» сертификат не может быть принят в качестве документального подтверждения происхождения товаров, задекларированных по ДТ № 10216160/210719/0006434.
В соответствии с пунктом 6 статьи 314 ТК ЕАЭС, если в таможенной декларации заявлено о том, что происхождение товаров неизвестно либо происхождение товаров считается неподтвержденным (с учетом положений п.5 ст. 314 ТК ЕАЭС), специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок специальных, антидемпинговых, 4 компенсационных пошлин, установленных в отношении товара того же кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и (или) наименования.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 56 от 19.05.2015 «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении кухонных и столовых приборов из коррозионностойкой стали, происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза» (далее – Решение № 56) в отношении ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза кухонных и столовых приборов из коррозионностойкой стали, происходящих из Китайской Народной Республики, установлена антидемпинговая пошлина в размере согласно приложению № 2.
В соответствии с приложением № 2 к Решению № 56 в отношении следующего перечня Кухонных и столовых приборов из коррозионностойкой стали введена антидемпинговая пошлина:
1. Столовые ножи с фиксированными лезвиями, с ручкой и лезвием из коррозионностойкой стали, не покрытые драгоценным металлом гальваническим способом (код ТН ВЭД ЕАЭС - 8211 91 000 1);
2. Ложки, вилки, половники, шумовки, лопаточки для тортов, ножи для рыбы, ножи для масла, щипцы для сахара и аналогичные кухонные и столовые приборы (за исключением складных приборов и резаков для омаров или птицы типа секаторов или ножниц) из коррозионностойкой стали, не покрытые драгоценным металлом гальваническим способом (код ТН ВЭД ЕАЭС - 8215 99 100 0);
3. Наборы, состоящие из одного или более товаров, указанных в пункте 1 настоящего перечня, и по крайней мере равного количества товаров, указанных в пункте 2 настоящего перечня (код ТН ВЭД ЕАЭС - 8215 20 100 0).
Таким образом, в отношении товаров, классифицируемых кодом 8211910001, 8215201000, 8215991000 ТН ВЭД ЕАЭС, происхождение которых считается неподтвержденным, антидемпинговые пошлины исчисляются исходя из наибольший ставки антидемпинговой пошлины, установленной в отношении товара того же кода и наименования, в размере 27,16% от таможенной стоимости.
При этом, из материалов дела следует, что документ, подтверждающий страну происхождения товаров (сертификат происхождения товаров), представленный Обществом, выдан на товар «столовые приборы». Иные характеристики товара в сертификате происхождения товаров отсутствуют, количество товара, указанное в сертификате, со сведениями о количестве товара, заявленными в ДТ, не представляется возможным идентифицировать.
Суд первой инстанции также обоснованно отклонил доводы Общества о непроведении Балтийской таможней проверки в отношении товаров №№ 1, 2, 3, 5, задекларированных по ДТ №10216160/210719/0006434.
В соответствии с пунктом 14 Правил под аналогичными товарами понимаются товары, классифицируемые тем же кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и имеющие такое же описание, как и товары, в отношении которых применяются меры защиты внутреннего рынка.
Таким образом, товары № 1 «крышки из бесцветного жаростойкого стекла…» (код ТН ВЭД ЕАЭС 7010200000), № 2 «изделия столовые, кухонные для бытовых нужд из коррозионностойкой стали…» (код ТН ВЭД ЕАЭС 7323930000), № 3 «изделия столовые, кухонные из алюминия…» (код ТН ВЭД ЕАЭС 7615108009), № 5 «наборы кухонных или столовых приборов, содержащие только изделия, из коррозионностойкой стали, покрытие драгоценным металлом…» (код ТН ВЭД ЕАЭС 8215102000), задекларированные по ДТ №10216160/210719/0006434, не являются аналогичными товарами, не подпадают в Перечень товаров, указанных в Приложении № 2 к Решению № 56, и действие Решения № 56 на вышеуказанные товары не распространяется.
При этом, оспариваемое решение Балтийской таможни от 21.12.2020 принято в отношении товаров №4 «столовые ножи с фиксированным лезвием, с ручкой и лезвием из коррозионностойкой стали …» (код ТН ВЭД ЕАЭС 8481 20 900 1), № 6 «наборы кухонных или столовых приборов из коррозионностойкой стали…» (код ТН ВЭД ЕАЭС 8215 20 100 0), № 7 «кухонные и столовые приборы из коррозионностойкой стали…» (код ТН ВЭД ЕАЭС 8215 99 100 0), являющиеся аналогичными товарами, на которые распространяется действие Решения № 56.
Исходя из пункта 6 статьи 314 ТК ЕАЭС, если происхождение товаров считается неподтвержденным, то антидемпинговые пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленных в отношении товара того же кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и (или) наименования.
Решением № 56 установлены антидемпинговые пошлины, в случае если представленный сертификат происхождения товаров не подтверждает страну происхождения товаров, в связи с его несоответствием Требованиям Правил.
В рамках проверки документов и сведений после выпуска товаров таможенным органом установлено и подтверждено материалами дела, что Решение № 56 распространяет действие на товары №№ 4, 6, 7, задекларированные по рассматриваемой ДТ, в связи с чем в отношении данных товаров таможенным органом проведена проверка и приняты обоснованные решения о внесении изменений (дополнений) в ДТ, в части доначисления антидемпинговой пошлины.
Таким образом, в связи с не предоставлением Обществом сертификата о происхождении товаров, имеющего отношение к рассматриваемой ДТ, а также к товарам, задекларированным по данной ДТ, таможенным органом правомерно принято решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары № 10216160/210719/0006434, в отношении товаров №№ 4, 6, 7.
На основании решения Балтийской таможни о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, в связи с документальным неподтверждением ООО «Вектра Хаусхолд» страны происхождения товаров, задекларированных по ДТ № 10216160/210719/0006434, Шереметьевской таможней в адрес ООО «Вектра Хаусхолд» правомерно выставлено уведомление Шереметьевской таможни об уплате таможенных платежей от 31.12.2020 № 10005000/у2020/0008884.
При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, с учетом положений подпункта 2 пункта 6 статьи 314 ТК ЕАЭС таможенный орган не обязан в данном случае устанавливать фактическое происхождение товара и доказывать его происхождение из Китайской Народной Республики.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная Обществом государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 декабря 2021 года по делу № А56-37128/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Вектра Хаусхолд» - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью «Вектра Хаусхолд» излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Б. Семенова
Судьи
Г.Н. Богдановская
Л.В. Зотеева