ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-37723/2023 от 07.11.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

13 ноября 2023 года

Дело №А56-37723/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Семеновой А.Б.

судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 13.04.2023

от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом

от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 13АП-29831/2023) ПАО "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.07.2023 по делу № А56-37723/2023, принятое

по заявлению ПАО "Россети Ленэнерго"

к УФАС по Санкт-Петербургу

3-е лицо: ООО "Цифровой двойник"

об оспаривании решения и предписания

установил:

публичное акционерное общество «Россетти Ленэнерго» (ОГРН: <***>, адрес: 197349, Санкт-Петербург, ул. Гаккелевская, д. 21, лит. А, далее - ПАО "Россети Ленэнерго", заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А; далее – Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 25.01.2023 по жалобе №Т02-35/23.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Цифровой двойник» (ОГРН: <***>, адрес: 199178, Санкт-Петербург, 5-я линия В.О., д. 70, лит. А, пом.. 32/113Н, далее – ООО «Цифровой двойник», третье лицо).

Решением от 14.07.2023 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

Не согласившись с решением суда, ПАО "Россети Ленэнерго" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что в закупочной деятельности ПАО «Россети Ленэнерго» руководствуется Единым стандартом закупок ПАО «Россети», применяемым в равной степени всей группой компаний, согласно пункту 8.1.2.5 которого по решению Закупочной комиссии после окончания срока подачи заявок организатор закупки вправе изменить сроки проведения последующих этапов закупки. Поскольку фактического нарушения прав и законных интересов участников не произошло, ПАО «Россети Ленэнерго» полагает, что основания для рассмотрения жалобы Управлением отсутствовали.

В судебном заседании представитель ПАО "Россети Ленэнерго" поддержал доводы апелляционной жалобы.

УФАС по Санкт-Петербургу и ООО "Цифровой двойник", извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, 30.11.2022 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет опубликовано извещение №32211903969 о проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению технологического и ценового аудита проектов инвестиционной программы и проектов изменений, вносимых в инвестиционную программу ПАО «Росссети Ленэнерго» в 2023, 2024 и 2025 гг., а также технологического и ценового аудита отчетов о реализации инвестиционной программы ПАО «Россети Ленэнерго» за 1-4 кварталы 2023 года и 2023 год, за 1-4 кварталы 2024 года и 2024 год, за 1-4 кварталы 2025 года и 2025 год (221833), включая документацию о Закупке

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ), Единым стандартом закупок ПАО «Россетти», версия 61 от 28.10.2022, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

Начальная (максимальная) цена контракта - 155 719 998,72 руб.

В УФАС поступила жалоба ООО «Цифровой двойник» (от 10.01.2023 вх. №321-ЭП/23), в которой указано, что в нарушение положений Закона №223-ФЗ и Документации на дату подачи жалобы Заказчиком не рассмотрены заявки на участие в Закупке, не проведена процедура переторжки и не подведены итоги.

Решением УФАС от 25.01.2023 по жалобе №Т02-35/23 жалоба ООО «Цифровой двойник» признана обоснованной, в действиях закупочной комиссии ПАО «Россетти Ленэнерго» признано нарушение п.п. 1, 2 части 1, части 6 статьи 3, части 12 статьи 4 Закона №223-Ф3, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также нарушении положений Извещения и Документации при проведении закупки и несоблюдении требований в части публикации протоколов, составляемых в ходе проведения закупки, допущенное путем незаконного несоблюдения предусмотренных Извещением и Документацией сроков рассмотрения заявок на участие в Закупке, проведения этапа переторжки и подведения итогов Закупки.

Закупочной комиссии ПАО «Россетти Ленэнерго» также выдано предписание от 25.01.2023.

Не согласившись с указанными решением и предписанием, ПАО «Россетти Ленэнерго» оспорило их в арбитражном суде.

Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности и законности оспариваемых решения и предписания, ввиду чего в удовлетворении заявленных требований отказал.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следуя части 6 статьи 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В силу части 5 статьи 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 статьи 3.2 Закона №223-Ф3 предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона №223-Ф3 заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

На основании части 8 статьи 4 Закона №223-ФЗ извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

Частью 16 статьи 3.2 Закона №223-Ф3 предусмотрено, что под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Согласно части 17 статьи 3.2 Закона №223-Ф3 заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении конкурса и документацию о закупке не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

В соответствии с пунктом 7 части 9 статьи 4 Закона №223-Ф3 в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки).

В силу пункта 12 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки.

Частью 11 статьи 4 Закона №223-Ф3 определено, что изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Согласно части 12 статьи 4 Закона №223-Ф3 протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Извещением Заказчиком определены порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах закупки) и порядок подведения итогов закупки (этапов закупки), а именно:

Дата начала срока подачи заявок: 30.11.2022;

Дата и время окончания срока, последний день срока подачи Заявок: 16.12.2022 11:00 (время московское)

Этап «Рассмотрение и оценка Заказчиком поданных участниками закупки заявок на участие»:

дата начала этапа - 16.12.2022

дата окончания этапа - 22.12.2022.

Этап «Переторжка»:

дата начала этапа - 23.12.2022

дата окончания этапа - 23.12.2022.

шаг переторжки - 0,08 % от НМЦ закупки.

Этап «Подведение итогов закупки, в рамках которых осуществляется оценка и сопоставление заявок участников, допущенных до участия в закупке по результатам рассмотрения заявок, выбор победителя закупки»: дата начала этапа - 23.12.2022, дата окончания этапа - 26.12.2022.

Как указывает заявитель, Протоколом заседания закупочной комиссии от 13.01.2023 № 221833-2 (л.д. 13-14) сроки проведения этапов конкурса продлены с целью запроса у участников конкурса разъясняющей информации и документов в соответствии с пп. 2.6 п. 2 Приложения №2 Положения о закупке.

Заявитель указывает также на то, что сроки проведения этапов конкурса продлены до поступления жалобы ООО «Цифровой двойник» в антимонопольный орган.

Общество также указывает на то, что в закупочной деятельности ПАО «Россети Ленэнерго» руководствуется Единым стандартом закупок ПАО «Россети», применяемым в равной степени всей группой компаний, согласно пункту 8.1.2.5 которого по решению Закупочной комиссии после окончания срока подачи заявок организатор закупки вправе изменить сроки проведения последующих этапов закупки.

Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на Официальном сайте в разделе закупочной процедуры содержится информация лишь об одном протоколе от 19.01.2023 очного заседания Закупочной комиссии по переносу сроков проведения этапов конкурса в электронной форме на электронной торговой площадке https://tender.lot-online.ru/ и сроков оказания услуг № 221833-3, опубликованного в ЕИС 21.01.2023 в 15:23 (МСК).

Иных протоколов на Официальном сайте Заказчиком не размещено.

Кроме того, протокол заседания закупочной комиссии от 13.01.2023 № 221833-2, на который ссылается заявитель, составлен после дата окончания этапа подведения итогов закупки - 26.12.2022.

Также согласно сведениям ЕИС изменений в Извещение или Документацию Заказчиком не вносилось.

Таким образом, судом установлено, что Заказчиком незаконно не соблюдены предусмотренные Извещением и Документацией сроки для рассмотрения заявок, проведения этапа переторжки и подведения итогов Закупки.

Согласно пункту 1 протокола от 19.01.2023 очного заседания Закупочной комиссии по переносу сроков проведения этапов конкурса в электронной форме на электронной торговой площадке https://tender.lot-online.ru/ и сроков оказания услуг № 221833-3 закупочной комиссией Заказчика принято решение перенести сроки проведения этапов конкурса на электронной торговой площадке https://tender.lot-online.ru/ по лоту: Оказание услуг по проведению технологического и ценового аудита проектов инвестиционной программы и проектов изменений, вносимых в инвестиционную программу ПАО «Росссети Ленэнерго» в 2023, 2024 и 2025 гг., а также технологического и ценового аудита отчетов о реализации инвестиционной программы ПАО «Россети Ленэнерго» за 1-4 кварталы 2023 года и 2023 год, за 1-4 кварталы 2024 года и 2024 год, за 1-4 кварталы 2025 года и 2025 год (221833).

При этом решение о переносе сроков проведения этапов принято в порядке, противоречащем Документации и положениям Закона №223-Ф3.

Апелляционный суд, учитывая, что документацией не регламентирован порядок изменения указанных в извещении о Закупке сроков рассмотрения заявок участников конкурса и подведения итогов конкурса в случае принятия такого решения, не определен порядок и условия принятия такого решения, а также, полномочия соответствующих лиц Заказчика, приходит к выводу о том, что установление указанных сроков с возможностью неограниченного их продления влечет невозможность определения потенциальными участниками Закупки фактических сроков выполнения тех или иных этапов работ по договору, не позволяет составить надлежащий календарный план исполнения обязанностей по договору, предусмотреть сроки возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки.

Учитывая изложенное суд первой инстанции правомерно согласился с выводом УФАС о наличии в действиях закупочной комиссии нарушений п.п. 1, 2 части 1, части 6 статьи 3, части 12 статьи 4 Закона №223-Ф3, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также нарушении положений Извещения и Документации при проведении закупки и несоблюдении требований в части публикации протоколов, составляемых в ходе проведения закупки.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 июля 2023 года по делу № А56-37723/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

Н.А. Мильгевская

О.В. Фуркало