ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-37926/2023 от 10.10.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

17 октября 2023 года

Дело №А56-37926/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Семеновой А.Б.

судей Згурской М.Л., Титовой М.Г.

при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С. (до перерыва), Казаковой К.Е. (после перерыва)

при участии:

от заявителя: Мещерова М.Н. по доверенности от 23.11.2022 (до и после перерыва), Бемлер Ю.В. по доверенности от 26.05.2023 (до перерыва)

от заинтересованного лица: Полторецкий С.В. по доверенности от 28.12.2022 (до и после перерыва)

от 3-го лица-1: Мосина О.А. по доверенности от 07.07.2023 (до перерыва), не явился, извещен надлежащим образом (после перерыва)

от 3-го лица-2: не явился, извещен надлежащим образом (до и после перерыва)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-31784/2023, 13АП-29017/2023) Комитета по здравоохранению Ленинградской области, УФАС по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.07.2023 по делу № А56-37926/2023, принятое

по заявлению Комитета по здравоохранению Ленинградской области

к УФАС по Ленинградской области

3-и лица: 1) Комитет государственного заказа Ленинградской области,

2) ООО "Экомедси"

об оспаривании решения и предписания

установил:

Комитет по здравоохранению Ленинградской области (ОГРН: 1037869018329, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Лафонская, д. 6, лит. "А", далее – Комитет по здравоохранению, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (ОГРН: 1089847323026, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3; далее – Управление, УФАС, антимонопольный орган) по делу №047/06/42-642/2023 от 12.04.2023.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Комитет государственного заказа Ленинградской области (ОГРН: 1107847230842, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, лит. А, далее – Комитет госзаказа, третье лицо-1), общество с ограниченной ответственностью «Экомедси» (ОГРН: 1207700177299, адрес: 129110, Москва, ул. Средняя Переяславская, д. 27, стр. 1, пом. 1Н, оф. А4Б, далее – ООО "Экомедси", Общество, третье лицо-2).

Решением от 06.07.2023 суд первой инстанции признал недействительным предписание УФАС по Ленинградской области от 12.04.2023 по делу №047/06/42-642/2023; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.

Не согласившись с решением суда, Комитет по здравоохранению и Управление обратились в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.

Управление в апелляционной жалобе указывает на несогласие с выводами суда первой инстанции о признании недействительным предписания. Как указывает Управление, предписание содержит указания на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание для устранения нарушения; Контракт не может быть заключен до исполнения такого предписания, при том, что установлены нарушения Закона о контрактной системе.

Комитет по здравоохранению в своей жалобе выражает несогласие с решением суда в части отказа в удовлетворении заявления о признании незаконным решения УФАС. В апелляционной жалобе Комитет указывает на то, что описание объекта закупки сформировано в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 без установления дополнительных требований, исходя из потребности получателей товара, с учетом мощности электроснабжения помещений и необходимости интеграции данных в единую информационную систему Ленинградской области.

Кроме того, Комитет указывает на то, что Проект контракта сформирован Заказчиком на основании типового контракта, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.10.2015 N 724н; поставка оборудования подразумевает его доставку, установку и ввод в эксплуатацию, без которых невозможно оценить работоспособность поставленного оборудования и его приемку.

В судебном заседании представители Комитета по здравоохранению и Управления поддержали доводы своих апелляционных жалоб, возражали против удовлетворения апелляционных жалоб оппонента.

ООО «Экомедси», извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие третьего лица-2 в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, 27.03.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru Комитетом госзаказа размещено извещение №0145200000423000368 о проведении электронного аукциона на поставку системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела.

05.04.2023 в УФАС поступила жалоба Общества (вх. 3441-ИП/23 от 05.04.2023) на действия субъекта контроля при проведении электронного аукциона.

12.04.2023 УФАС вынесено решение по делу №047/42-642/2023 (от 17.04.2023 №ИМ/2641/23), согласно которому жалоба Общества признана обоснованной, в действиях заказчика признано нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).

Управлением также выдано предписание от 12.04.2023 (от 17.04.2023 №ИМ/2643/23) согласно которому:

«Заказчику, Оператору электронной площадки в пределах своей компетенции:

1. Отменить протоколы, составленные в ходе осуществления закупки;

2. Заказчику привести извещение о проведении закупки в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе с учетом решения по делу №047/06/42-642/2023 путем внесения изменений в извещение о проведении закупки.

3. Разместить соответствующее извещение на сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт);

4. Назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в закупке, дату окончания срока рассмотрения заявок участников, а также разместить на Официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, дате окончания срока рассмотрения заявок участников.

5. Оператору электронной площадки предоставить возможность осуществления Заказчиком действий, направленных на исполнение настоящего предписания.

Заказчику в срок до 02.05.2023 представить в Ленинградское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде по электронной почте to47@fas.gov.ru с досылом оригинала».

Не согласившись с вынесенными решением и предписанием, Комитет по здравоохранению оспорил их в арбитражном суде.

Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил частично, признав недействительным предписание УФАС; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.

Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;

3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;

5) проект контракта;

6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:

а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»;

б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»;

в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно положениям статьи 42, части 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчику, с одной стороны, предоставлено право самостоятельно принимать решение о способе определения поставщиков, содержании объекта закупки, установления функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, соответствующих потребностям Заказчика, с другой стороны, Заказчику запрещено совершать действия направленные на ограничение конкуренции.

Как следует из материалов дела, Управление и суд первой инстанции пришли к выводу о том, что описанию объекта закупки соответствует единственный возможный производитель товара Система компьютерной томографии Access СТ с принадлежностями (Производитель - «Филипс Хэлскеа (Сучжоу) Ко., Лтд.», Китайская Народная Республика), что свидетельствует о нарушении Заказчиком положений статьи 33 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.

Из материалов дела следует, что Объектом закупки является поставка системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела. Заказчиком выбран код позиции КТРУ 26.60.11.119-00000013, код вида: 135190.

В Извещении установлено ограничение допуска: Постановление Правительства РФ № 878 от 10.07.2019 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 878).

Коды ОКПД 2, положенные в основу кода КТРУ 26.60.11.119-00000013 (* справочная информация по коду)

26.60.11.111 Томографы компьютерные

26.60.11.113 Аппараты рентгенографические

26.60.11.119 Аппараты рентгеновские прочие, используемые для диагностики, применяемые в медицинских целях.

Указанные коды включены в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).

Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения использования каталогов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также Правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление № 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ), а также Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).

Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.

В силу п. 4 Правил использования Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Согласно п. 5 Правил использования Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о закупках, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1)-25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Таким образом, при закупке радиоэлектронной продукции, коды которой включены в перечень, действующим законодательством установлено, что следует применять информацию, включенную в позицию каталога. При этом законодательством не предусмотрено изменение показателей выбранной позиции КТРУ, помимо допустимых к изменению согласно табличной части позиции КТРУ.

Как указывает заявитель, Заказчик при составлении описания объекта закупки опирался на показатели, указанные в КТРУ по коду 26.60.11.119-00000013. Данный код позиции КТРУ является действующим. Характеристика: Минимальное время одного оборота рентгеновской трубки < 0.75 Секунда. Характеристика является обязательной для применения.

По мнению апелляционного суда, в Извещении описание Объекта закупки полностью соответствует описанию товара по коду КТРУ 26.60.11.119-00000013, без изменений, кроме тех показателей, значения которых нужно выбрать при применении позиции КТРУ.

Таким образом, по мнению апелляционного суда, Заказчиком соблюдены требования положений статьи 33, части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также Постановления № 145.

Кроме того, Комитет пояснил, что при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствовался собственными потребностями, поскольку закупаемое оборудование предполагается использовать в лечебно-профилактических учреждениях с конкретными конструктивными и функциональными особенностями помещений, а также мощности электроснабжения.

Так, Заказчик указывает на то, что с учетом уже имеющегося оборудования, электросеть зданий получателей товара не предназначена и не приспособлена для использования системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела большой мощности.

При этом из всех имеющихся обязательных для применения позиций каталога для систем рентгеновской компьютерной томографии всего тела, требованиям по мощности генератора отвечает только одна позиция КТРУ 26.60.11.119-00000013 с требованием «Мощность генератора > 24 и < 28 Киловатт».

Комитет также указывает на то, что при выборе позиции КТРУ Заказчик руководствовался и тем фактом, что в 2022 году в ЛПУ Ленинградской области поставлены 5 систем рентгеновской компьютерной томографии всего тела Access СТ с принадлежностями Филипс Хэлскеа (Сучжоу) Ко., Лтд.

Как указывает заявитель, в рассматриваемой закупке Заказчику необходимы системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела, которые должны совместно с предыдущими системами аккумулировать данные КТ-исследований и интегрироваться в единую медицинскую информационную систему Ленинградской области. Более того, в случае поставки таких же систем Заказчик сможет провести комплексное техническое обслуживание, обучение медицинского персонала без дополнительных затрат.

Таким образом, апелляционный суд соглашается с доводами Комитета по здравоохранению о том, что описание объекта закупки сформировано в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 без использования дополнительных требований, исходя из потребности конечных получателей товаров, с учетом возможности электросетей помещений и необходимости интеграции данных в единую информационную систему ЛО.

Апелляционный суд отмечает также, что спорная закупка проводится среди поставщиков оборудования, а не производителей, следовательно, любой желающий поставщик мог поучаствовать в аукционе.

Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений пункта 1 части 2 статьи 42, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.

Управление в оспариваемом решении и суд первой инстанции также пришли к выводу о наличии нарушения, выразившегося в некорректно установленном объекте закупки.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» введен в использование порядок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил КТРУ используется заказчиками в целях:

а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:

- извещении об осуществлении закупки;

- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);

- документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);

- контракте;

- реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

В соответствии с пунктом 10 Правил в позицию каталога включается следующая информация:

а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;

б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);

в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);

г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;

д) справочная информация: коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии); информация о типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);

е) дата включения в каталог позиции;

ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;

з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);

и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

В силу пункта 2 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

По мнению Управления и суда первой инстанции, наименование объекта закупки, указанное в Извещении, не согласуется с истинными потребностями Заказчика, установленными в проекте контракта, поскольку Извещение о закупке и проект контракта подразумевает не только поставку оборудования, но и оказание услуг по сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию и инструктажу специалистов получателей товара, следовательно, Извещение должно содержать помимо КТРУ товара коды ОКПД2 и КТРУ подлежащих оказанию услуг.

Апелляционный суд находит такую позицию Управления и суда первой инстанции ошибочной.

Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 360-ФЗ) внесены комплексные изменения в Закон N 44-ФЗ, в том числе предусматривающие с 01.01.2022 возможность установления типовых условий контрактов, подлежащих применению заказчиками при осуществлении закупок, исключительно Правительством Российской Федерации.

Приказом Минздрава России от 15.10.2015 N 724н утвержден типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (далее - типовой контракт).

Согласно пункту 1.1 типового контракта предметом контракта являются поставка медицинских изделий, а также оказание услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию такого медицинского изделия, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов заказчика, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов заказчика, осуществляющих техническое обслуживание медицинского изделия, правилам эксплуатации и технического обслуживания медицинского изделия в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия.

Апелляционным судом установлено, что проект контракта сформирован Заказчиком на основании типового контракта, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.10.2015 N 724н.

При этом апелляционный суд находит обоснованным довод заявителя о том, что поставка оборудования подразумевает его доставку, установку и ввод в эксплуатацию, без которых невозможно оценить работоспособность поставленного оборудования и его приемку.

Приказом Минздрава России от 15.10.2015 N 724н утверждена также Информационная карта типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий и обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (приложение N 2).

Пункт 2 Информационной карты типового контракта (приложение N 2 Приказа Минздрава России от 15.10.2015 N 724н) содержит показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта, в том числе:

а) наименование товара, работы, услуги: поставка медицинского(-их) изделия(-ий), включая услуги по разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию медицинского(-их) изделия(-ий), обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих медицинское(-ие) изделие(-ия) и специалистов Заказчика, осуществляющих техническое обслуживание медицинского (-их) изделия(-ий) <1>, правилам эксплуатации и технического обслуживания медицинского(-их) изделия(-ий) в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского(-их) изделия(-ий);

б) код (коды) предмета контракта: по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), содержащий, в том числе, ОКПД2 - 26.60.11.

В рассматриваемом случае, Объект закупки – поставка системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела; Коды ОКПД2, положенные в основу кода КТРУ 26.60.11.119-00000013 (* справочная информация по коду): 26.60.11.111 Томографы компьютерные, 26.60.11.113 Аппараты рентгенографические, 26.60.11.119 Аппараты рентгеновские прочие, используемые для диагностики, применяемые в медицинских целях. ОКПД2 предмета контракта - 26.60.11, имеющийся в подпункте б) пункта 2 Информационной карты типового контракта (приложение N 2), данные закупки соответствуют показателям для применения типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (приложение N 1 к Приказу Минздрава России от 15.10.2015 N 724н).

При этом вопреки выводам суда первой инстанции, требование о наличии лицензии непосредственно у участника закупки в отношении предмета закупки, состоящего из нелицензируемого и лицензируемого вида деятельности, является избыточным обременением участников закупки, которое может приводить к сокращению количества участников закупки и ограничению конкуренции, в связи с тем что хозяйствующие субъекты без лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий не смогут участвовать в закупках при объективной возможности поставить медицинское оборудование и привлечь обладающего соответствующей лицензией соисполнителя для выполнения работы (услуги) по монтажу и наладке медицинского оборудования.

Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Таким образом, выводы Управления о нарушении Заказчиком положений статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ признаются судом апелляционной инстанции необоснованными.

При изложенных обстоятельствах, предписание Управления, вынесенное на основании решения от 12.04.2023, также является недействительным, следовательно, основания для удовлетворения апелляционной жалобы УФАС отсутствуют.

Решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявления о признании незаконным решения УФАС по делу №047/06/42-642/2023 от 12.04.2023, как основанное на ненадлежащей оценке обстоятельства дела и неправильном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 июля 2023 года по делу № А56-37926/2023 отменить в части отказа в удовлетворении заявления Комитета по здравоохранению Ленинградской области о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 12.04.2023 по делу №047/06/42-642/2023.

Признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 12.04.2023 по делу №047/06/42-642/2023.

В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 июля 2023 года по делу № А56-37926/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

М.Л. Згурская

М.Г. Титова