ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
19 декабря 2023 года
Дело №А56-37969/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от третьего лица: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31097/2023) Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Фонд капитального строительства и реконструкции» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2023 по делу № А56-37969/2023, принятое
по заявлению Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Фонд капитального строительства и реконструкции»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третьи лица: 1) электронная торговая площадка «Фабрикант»; 2) общество с ограниченной ответственностью «Комплексные решения промышленной автоматизации»
об оспаривании решения и предписания
установил:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Фонд капительного строительства и реконструкции» (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Санкт-Петербургское УФАС, Управление) от 24.01.2023 № 44-269/23.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены:электронная торговая площадка «Фабрикант» (далее – ЭТП «Фабрикант»); общество с ограниченной ответственностью «Комплексные решения промышленной автоматизации» (далее – Общество, ООО «Комплексные решения промышленной автоматизации»).
Решением суда от 20.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Учреждение направило апелляционную жалобу, в которой просило отменить обжалуемое решение суда от 20.07.2023, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что в составе заявки Общества содержалась информация о реквизитах счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», в судебное заседание 05.12.2023 своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 22.12.2022 Учреждение (Заказчик) разместило на официальном интернет-сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru извещение № 0372200260022000084 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по проектированию строительства и реконструкции комплекса зданий для нужд СПб ГБПОУ «Академия танца Бориса Эйфмана» и СПб ГБУК «Академический театр балета Бориса Эйфмана» в составе спального корпуса для учащихся с залами для занятий хореографией (новое строительство на земельном участке с кадастровым номером 78:07:0003062:8) и комплекса апартаментов служебного пользования) для артистов (реконструкция на земельном участке с кадастровым номером 78:07:0003062:2655), расположенных по адресу: <...>, лит. А и ул. Большая Пушкарская, д. 7, лит. А. Начальная (максимальная) цена контракта 25 751 192,40 руб.
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 12.01.2023 № ПРОII1 заявка ООО «Комплексные решения промышленной автоматизации» отклонена на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ (непредставление участником закупки во второй части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме документов, предусмотренных подпунктом «п» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона №44-ФЗ, а именно: в составе заявки отсутствует документ, содержащий информацию о реквизитах счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта).
ООО «Комплексные решения промышленной автоматизации» обратилось в Санкт-Петербургское УФАС с жалобой (вх. №1303-ЭП/23 от 18.01.2023) на действия конкурсной комиссии Заказчика, выразившиеся в неправомерном признании заявки Общества не соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки и Закона №44-ФЗ.
По результатам рассмотрения указанной жалобы Санкт-Петербургским УФАС вынесено решение от 24.01.2023 № 44-269/23, которым жалоба ООО «Комплексные решения промышленной автоматизации» признана обоснованной; в действиях конкурсной комиссии Заказчика установлено нарушение подпункта «а» пункта 1 части 11 статьи 48 Закона №44-ФЗ.
Санкт-Петербургским УФАС также вынесено предписание от 24.01.2023 по делу №44-269/23 об устранении нарушений законодательства о закупках.
Не согласившись с решением Санкт-Петербургского УФАС от 24.01.2023 №44-269/23, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Учреждения и отмены решения суда от 20.07.2023 в связи со следующим.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Законом № 44-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату проведения спорных аукционов).
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ конкурентными способами являются, в том числе, конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению.
Согласно подпункту «п» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона № 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такой счет открывается после заключения контракта.
Аналогичные требования также установлены в пункте 2.4 Приложения № 3 к извещению № 0372200260022000084, которым установлено, что вторая часть заявки должна содержать, в том числе, реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты выполненной работы (ее результатов), а также отдельных этапов исполнения контракта, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такой счет открывается после заключения контракта.
Порядок проведения электронного конкурса определен в статье 48 Закона №44-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона № 44-ФЗ не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) оператор электронной площадки направляет заказчику вторые части заявок на участие в закупке, первые части которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, а также предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона информацию и документы участников закупок, подавших такие заявки.
Частью 1 статьи 24.1 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что проведение электронных процедур, закрытых электронных процедур, в том числе направление участниками закупок запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, подача участниками закупок заявок на участие в закупке, предложений о цене контракта, предоставление комиссии по осуществлению закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление предложений о цене контракта участников закупки, формирование протоколов, заключение контракта с победителем закупки, обеспечивается на электронной площадке оператором электронной площадки, а при проведении закрытых электронных процедур на специализированной электронной площадке оператором специализированной электронной площадки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. При этом оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки не вправе отказаться от проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры на такой электронной площадке, специализированной электронной площадке соответственно.
В соответствии с пунктом 3 Правил регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок и ведения единого реестра участников закупок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 № 60, при формировании информации и документов для регистрации участников, при размещении информации и документов в реестре участников технологическими средствами единой информационной системы обеспечивается автоматическая форматно-логическая проверка информации и документов, формируемых с использованием единой информационной системы, а также проверка наличия информации и документов, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно пункту 3 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 № 60, формирование информации и документов с использованием единой информационной системы осуществляется путем заполнения экранных форм веб-интерфейса единой информационной системы или путем представления в единую информационную систему электронного документа, содержащего сформированную информацию, посредством информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, используемыми субъектами единой информационной системы.
Согласно подпункту «а» пункта 1 части 11 статьи 48 Закона № 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 12.01.2023 заявка ООО «Комплексные решения промышленной автоматизации» отклонена на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ (непредставление участником закупки во второй части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме документов, предусмотренных подпунктом «п» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона №44-ФЗ, а именно: в составе заявки отсутствует документ, содержащий информацию о реквизитах счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта).
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что во второй части заявки ООО «Комплексные решения промышленной автоматизации» указаны реквизиты счета участника закупки, открытого в Тверском отделении № 8607 ПАО Сбербанк, которые были заполнены при подаче заявки с помощью функционала электронной торговой площадки.
Ккак правомерно отметил суд первой инстанции, подпункт «п» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона № 44-ФЗ не устанавливает, в каком именно виде должны быть представлены эти сведения. В Приложении № 3 к извещению №0372200260022000084 также не содержится указания на то, в какой форме должны предоставляться реквизиты счета участника закупки.
Доказательств того, что по указанным Обществом во второй части заявки реквизитам счета невозможно перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, Учреждением не представлено.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам Учреждения, представленные в материалы дела документы подтверждают, что заявка Общества содержала сведения о реквизитах счета заявителя, предусмотренных пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ оснований для отклонения заявки Общества у конкурсной комиссии Заказчика не имелось, а связи с чем Санкт-Петербургское УФАС пришло к правильному выводу о наличии в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушения подпункта «а» пункта 1 части 11 статьи 48 Закона № 44-ФЗ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Учреждением требований о признании недействительными решения Санкт-Петербургского УФАС от 24.01.2023 № 44-269/23, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «Комплексные решения промышленной автоматизации».
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции от 20.07.2023 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 июля 2023 года по делу № А56-37969/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Фонд капитального строительства и реконструкции» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.И. Денисюк
Судьи
Л.В. Зотеева
Н.И. Протас