ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-3802/2023 от 26.07.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

02 августа 2023 года

Дело №А56-3802/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Зотеевой Л.В.,

судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания Пиецкой Н.С.,

при участии:

от заявителя: Шумов Д.А. по доверенности;

от ответчика: Кушнир Е.Е. по доверенности;

от 3-го лица: Самойлова Д.Д. по доверенности;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18983/2023) ООО «Лента» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2023 по делу № А56-3802/2023, принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лента»

к Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации

3-е лицо: Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Санкт-Петербурга

об оспаривании отказа в выдаче разрешение,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Лента» (далее - Общество, заявитель, ООО «Лента») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации (далее – Комитет, ответчик) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации в Санкт-Петербурге от 30.11.2022 № 207008.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по градостроительству и архитектуре Администрации Санкт-Петербурга (далее – КГА).

Решением суда от 28.04.2023 в удовлетворении заявления Обществу отказано.

Не согласившись с вынесенным по делу решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой. В жалобе ее податель сослался на незаконность вынесено Комитетом по печати отказа, поскольку Общество является арендатором части нежилого помещения, к основным видам деятельности разрешенного использования земельного участка в зоне Т3Ж2, где арендуется помещение, относятся магазины (код 4.4). Таким образом, по мнению Общества, размещение торгового объекта в здании (подземного паркинга) не противоречит требованиями градостроительного регламента соответствующей территориальной зоны. Также Общество в жалобе ссылается на отсутствие в отказе указаний на допущенные Обществом нарушения норм действующего законодательства. Кроме того, Общество полагает неправомерным привлечение Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Санкт-Петербурга к участию в деле в качестве третьего лица, поскольку принятый судебный акт на его права и обязанности никоим образом не повлияет.

В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал; представитель Комитета выразил несогласие с доводами жалобы, письменный отзыв не представил; представитель КГА также с доводами жалобы не согласился, представил письменный отзыв.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Общество обратилось в Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации с заявлением о выдаче разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации по адресу: г. Санкт-Петербург, улица Маршала Казакова, дом 72, корпус 1, строение 1.

Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации был вынесен отказ от 30.11.2022 № 207008 в выдаче разрешения на установку объекта для размещения информации в Санкт-Петербурге.

Не согласившись с вынесенным отказом, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, не усмотрев предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого отказа незаконным.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в силу следующего.

Действующий порядок выдачи разрешений на установку объектов для размещения информации утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 № 1002 «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге» (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Порядка разрешение на установку или перемещение объектов для размещения информации выдаются Комитетом по печати.

В силу пункта 6 Порядка в целях принятия решения о выдаче разрешения или отказе в выдаче разрешения Комитет по печати в пятидневный срок со дня получения заявления направляет информационные материалы и документы, перечисленные в пунктах 4.3 и 4.4 настоящего Положения, с приложением копии заявления в органы государственной власти для согласования установки или перемещения объекта для размещения информации, в том числе в КГА.

Согласно абзацу 1 пункта 7 Порядка исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, в том числе КГА в срок, не превышающий 11 рабочих дней, начиная с даты получения запроса от Комитета по печати, рассматривают в пределах своей компетенции представленные информационные материалы и осуществляют согласование или представляют письменный мотивированный отказ в согласовании.

Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга отказывают в согласовании в случае, если установка или перемещение объекта для размещения информации не соответствует требованиям действующего законодательства.

Как установлено судом, в рамках процедуры, определенной Порядком, Комитетом рассмотрены 30.11.2022 и отклонены от согласования информационные материалы по заявлению ООО «Лента» от 24.10.2022 № 175864 на установку вывески «мини лента» на фасаде здания по адресу: г. Санкт-Петербург, улица Маршала Казакова, дом 72, корпус 1, строение 1.

В обоснование причин отказа в согласовании Комитетом указано на нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки на основании пункта 7 абзаца 5 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 №1002. Указано на ранее выданные отказы по заявлениям: 171357, 169643, 169234,169232, 159591, 159586, 156089, 156087, 152569, 152566, 151639 + см. ответ на ОБ-14272-3792/22-0-1. Согласно Заключению государственной экспертизы проектной документации в паркинге не предусмотрены торговые помещения. На основании пункта 1.2.2.1 приложения №6 к постановлению Правительства СПб от 31.01.2017 № 40; пункта 2.3.5 приложения №3 к постановлению Правительства СПб от 09.11.2016 №961. Нарушение норм в сфере градостроительства (Статья 55.24 ГрК РФ пункт 1 эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением), пункт 5 эксплуатация зданий должна осуществляться в соответствии с проектной документацией).

В соответствии со статьей 9 Закона Санкт-Петербурга от 25.12.2015 №891-180 «О благоустройстве в Санкт-Петербурге» размещение элементов благоустройства на объекте благоустройства осуществляется на основании проектов благоустройства, которые согласованы в порядке, установленном настоящим Законом Санкт-Петербурга, правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга.

Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга утверждены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 (далее — Правила благоустройства), приложением № 6 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2017 №40 «Об утверждении Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства» (далее - Эстетические регламенты), также утвержден эстетический регламент наружной рекламы и информации.

Наружная информация (объекты для размещения информации), к которым в том числе относятся вывески, в соответствии с приложением № 2 к Правилам благоустройства являются элементами благоустройства.

В соответствии с пунктом 2.3.5 приложения № 3 к Правилам благоустройства разработка проектных решений элементов благоустройства не должна нарушать архитектурный облик Санкт-Петербурга, эстетическое состояние территории Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительный облик зданий, сооружений (в случае проектирования для фасадов), требования законодательства в области градостроительной деятельности, а также в соответствии с пунктом 1.2.2.1 приложения №6 к Эстетическим регламентам внешний вид вывесок должен соответствовать архитектурно-градостроительному облику здания, сооружения, иным элементам благоустройства, размещенным на фасаде здания, сооружения.

Согласно абзацу 3 пункта 7 Порядка исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга отказывают в согласовании в случае, если установка или перемещение объекта для размещения информации не соответствует требованиям действующего законодательства.

В силу абзаца 5 пункта 7 Порядка Комитет отказывает в согласовании, в том числе в случае, если из представленных информационных материалов следует, что установка объекта для размещения информации не соответствует требованиям к наружной информации, установленным Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства, и нарушает архитектурный облик Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительный облик здания, сооружения.

Пунктом 10 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» предусмотрено самостоятельное осуществление органами публичной власти своих полномочий.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения о Комитете по градостроительству и архитектуре, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 № 1679 (далее - Положение) задачами Комитета являются разработка и реализация мероприятий, направленных на проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления в области градостроительства и архитектуры, формирование архитектурного облика Санкт-Петербурга. Указанные задачи определяют компетенцию Комитета при согласовании вывесок.

Следовательно, Комитет по градостроительству и архитектуре в рамках исполнения полномочий, определенных Положением, в рамках участия в процедуре согласования объектов для размещения информации уполномочен на отказ на основании абзаца 3 пункта 7 Порядка в связи с нарушением требований законодательства в сфере градостроительства.

Проверка Комитетом заявлений на соответствие требованиям законодательства в области градостроительной деятельности проводится на основании приказа Комитета от 10.06.2022 №1-08-91-1, в соответствии с пунктом 1.4 которого при поступлении в Комитет заявлений и информационных материалов в соответствии с Порядком необходимо проведение проверки по соответствию информации о профиле деятельности организации, размещаемой на объекте для размещения информации, функциональному назначению объекта капитального строительства.

В обоснование отказа Комитета в согласовании указано на планируемое размещение вывески над входом во встроенный подземный паркинг.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 56 (Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - создаваемые и эксплуатируемые в соответствий с требованиями настоящего Кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы, в том числе о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения, необходимые для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности.

В соответствии со сведениями Государственной информационной системы Санкт-Петербурга «Автоматизированная информационная система управления градостроительной деятельностью» (далее - АИС «УГД») на нежилое здание по указанному адресу рассмотрена и согласована проектная документация: жилой комплекс со встроенно-пристроенными учреждениями обслуживания, а также открытыми автостоянками и подземной автостоянкой общей вместимостью не менее 307 машиномест.

Согласно разрешению на строительство от 19.08.2013 №78-08016320-2013, Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга в соответствии со статьей 51 ГрК РФ в отношении объекта капитального строительства по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ленинский пр. участок 8 (северо-западнее пересечения с ул. Доблести) выдано разрешение на строительство жилого комплекса со встроенно-пристроенными учреждениями обслуживания, в том числе встроенно-пристроенная подземная автостоянка общей площадью 5813,0 кв.м., количество машиномест - 202 машиноместа, этажность - 1 подземный.

Иная документация в отношении указанного здания Комитетом не рассматривалась, сведения о реконструкции здания или сведения о расположении на указанном земельном участке объекта капитального строительства с иным видом разрешенного использования в Комитете отсутствуют.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно согласился с выводами Комитета о том, что проектирование и последующее размещение вывески «Мини лента» на фасаде встроенного подземного паркинга (подземной автостоянки), предназначенного для размещения 202 машиномест, в отсутствие необходимых документов является нарушением законодательства в области градостроительной деятельности.

Несмотря на имеющуюся ссылку в оспариваемом отказе на нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, Комитет пояснил, что данная формулировка являлась технической ошибкой и в настоящее время устранена.

В жалобе Общество указывает на то, что оно является арендатором части нежилого помещения 1-Н на основании договора аренды от 07.09.2021 №3560, которое, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, имеет назначение - нежилое, вид разрешенного использования - не указан.Как следует из отказа и Приложения № 2 к ПЗЗ (Правила землепользования и застройки) земельный участок, на котором находится здание, расположен в территориальной зоне ТЗЖ2. В соответствии с Приложением № 7 к ПЗЗ к основным видам разрешенного использования земельных участков в вышеуказанной зоне относятся магазины (код 4.4). В связи с чем Общество полагает, что размещение торгового объекта в здании подземного паркинга не противоречит требованиями градостроительного регламента соответствующей территориальной зоны.

Указанные доводы Общества рассмотрены апелляционным судом и подлежат отклонению.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведение Единого государственного реестра недвижимости регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон №218-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 8 Закона №218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений.

В настоящее время действующим законодательством не предусмотрено проведение переустройства или перепланировки нежилых помещений в нежилом здании. Сфера регулирования перепланировки относится только к жилищному законодательству.

Письмом от 14.04.2015 №Д23и-1578 «О государственном кадастровом учете изменений помещений в результате перепланировки и реконструкции» Министерство экономического развития Российской Федерации также указало, что государственный кадастровый учет изменений и (или) постановка на учет помещений в нежилых зданиях (сооружениях) в связи с их «перепланировкой» осуществляется в соответствии с техническим планом, подготовленным на основании документов о реконструкции здания (сооружения) или его части.

Сведения о реконструкции и проектная документация, подтверждающая проведение реконструкции здания по вышеуказанному адресу, в Комитете отсутствуют. Иная документация, подтверждающая изменение вида разрешенного использования «встроенный подземный паркинг»на вид 4.4 «Магазины» или др. в Комитете отсутствует.

Как указано выше, в соответствии с пунктами 1, 5 статьи 55.24 ГрК РФ эксплуатация здания должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением), в соответствии с проектной документацией.

В связи с отсутствием иной проектной документации Комитет обоснованно указал, что во встроенном подземном паркинге торговые объекты не предусмотрены.

Вопреки ошибочным выводам Общества, вывеска планировалась к размещению на фасаде здания встроенного подземного паркинга, являющегося нежилым помещением, в связи с чем нормы главы 4 ЖК РФ в данном случае не применимы.

Доводы Общества о незаконности привлечения к участию в деле в качестве третьего лица Комитета по градостроительству и архитектуре также отклоняются апелляционным судом, поскольку действующим порядко выдачи разрешений на установку объектов для размещения информации утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 № 1002 «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге» (далее - Порядок) предусмотрено что отказ Комитета по печати в размещении спорной вывески основан на отказе именно КГА в согласовании объекта для размещения информации, что согласуется с пунктами 6 и 8 Порядка.

Следовательно, правовой оценке фактически подлежат также действия Комитета по градостроительству и архитектуре, в том числе наличие соответствующих оснований для принятого решения, в связи с чем суд первой инстанции правомерно привлек его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, руководствуясь статьей 51 АПК РФ.

Более того, следует учесть, что сама по себе правомерность привлечения Комитета по градостроительству и архитектуре не влияет на законность вынесенного отказа Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

На основании статьи 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. относятся на подателя жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 апреля 2023 года по делу № А56-3802/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лента» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

Н.И. Протас

А.Б. Семенова