ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
11 декабря 2017 года
Дело №А56-38300/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 01.11.2017
от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 10.08.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25538/2017) общества с ограниченной ответственностью «Далварс»на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2017 по делу № А56-38300/2017 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Далварс»
к Кингисеппской таможне
об оспаривании решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Далварс» (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Кингисеппской таможни, оформленного письмом от 23.03.2017 № 15-33/04653, о возвращении без рассмотрения заявления ООО «Далварс» о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, обязании возвратить излишне уплаченные таможенные пошлины в размере 5 097 964,89 рублей.
Решением суда от 22.08.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, суд применил неправильное толкование положения пункта 3 статьи 81 Таможенного кодекса Таможенного союза, устанавливающего случаи прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу. Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела о несоблюдении Обществом требований, установленных подпунктом 3 пункта 2 статьи 147 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», предъявляемых к заявлению о зачете (возврате) излишне взысканных сумм таможенных платежей, налогов.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель таможенного органа просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 28.02.2016 ООО «Далварс» в соответствии со статьей 197 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) на Усть-Лужский таможенный пост Кингисеппской таможни были поданы Обязательства о подаче таможенной декларации, которые были приняты таможенным органом и зарегистрированы с присвоением регистрационных номеров №№ 10218040/280216/ОБ000872, 10218040/280216/ОБ000874, 10218040/280216/ОБ000875, 10218040/280216/ОБ000879, 10218040/280216/ОБ000883, 10218040/280216/ОБ000884.
По результатам проведенных таможенных досмотров контейнеров №№ HLXU6721536, MWCU6624632, CRLU1167800, CRLU119193, BCHU5035764, HLXU6728037 было установлено, что Обществом ввезен товар (свиной шпик), не заявленный в Обязательствах о подаче таможенной декларации и коммерческих документах.
Общество было привлечено к административной ответственности в соответствии со статьей 16.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) постановлениями по делам об административных правонарушениях №№ 10218000-205/2016, 10218000-209/2016, 10218000-211/2016, 10218000-212/2016, 10218000-214/2016, 10218000-216/2016.
В соответствии с частью 8 статьи 152 Закона № 311- ФЗ требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) направляется плательщику таможенных пошлин, налогов независимо от привлечения его к уголовной или административной ответственности.
Таким образом, действующее законодательство не связывает обязанность уплаты таможенных платежей с фактом наличия либо отсутствия в действиях субъекта состава уголовного преступления или административного правонарушения. Обязанность по уплате таможенных платежей является публичной субъективной обязанностью участника таможенных правоотношений, возникающей в связи с фактом незаконного перемещения товаров.
28.07.2016 установлен факт неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей и составлен акт № 10218000/280716/0000355, на основании которого 28.07.2016 таможней выставлено требование об уплате таможенных платежей № 486 в общей сумме 5 097 964,89 руб. (4 832 270,55 руб. таможенные платежи, 265 694, 34 руб. пени).
20.03.2017 Общество обратилось в таможенный орган в заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов в размере 5 097 964,89 руб., уплаченных по требованию № 486 от 28.07.2016 в связи с вывозом товаров с таможенной территории Таможенного союза.
Не согласившись с решением таможенного органа о возвращении без рассмотрения указанного заявления о возврате денежных средств, оформленным письмом от 23.03.2017 № 15-33/04653, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
Статьей 79 ТК ТС установлено, плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 ТК ТС обязанность по уплате таможенных пошлин возникает, в том числе, и в соответствии со статьей 81 ТК ТС.
Пунктом 1 статьи 81 ТК ТС предусмотрено, что обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза.
В силу пункта 19 статьи 4 ТК ТС незаконное перемещение товаров через таможенную границу - это перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или не декларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что факт незаконного перемещения ООО «Далварс» товаров через таможенную границу Таможенного союза, в результате которого у него возникла обязанность по уплате таможенных платежей (выставлено требование об уплате таможенных платежей от 28.07.2016 № 486), подтверждается судебным делом № А56-55708/2016.
В соответствии с пунктом 3 статьи 81 ТК ТС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу прекращается у лиц, указанных в пункте 2 статьи 81 ТК ТС, в случаях, установленных пунктом 2 статьи 80 ТК ТС.
В пункте 2 статьи 80 ТК ТС перечислены случаи прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, в том числе, возникновение обстоятельств, с которыми ТК ТС связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (подпункт 10 пункта 2 статьи 80 ТК ТС).
Общество в качестве основания прекращения обязанности по уплате таможенных платежей указывает на возможность осуществления таможенной процедуры «реэкспорт».
Между тем, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что помещение незаконно перемещенного через таможенную границу товара под таможенную процедуру реэкспорта и его фактический вывоз с таможенной территории Таможенного союза в настоящем случае не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, с которыми ТК ТС связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
В соответствии со статьей 296 ТК ТС реэкспорт - таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
Статьей 297 ТК ТС установлены условия, при соблюдении которых указанная таможенная процедура может быть применена в отношении следующих товаров:
1) иностранные товары, находящиеся на таможенной территории таможенного союза, в том числе ввезенные с нарушением мер нетарифного регулирования, и продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;
2) товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если эти товары возвращаются по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке, при соблюдении следующих условий:
- товары помещаются под таможенную процедуру реэкспорта в течение одного года со дня, следующего за днем выпуска для внутреннего потребления;
- таможенному органу представлены документы в соответствии со статьей 299 ТК ТС (документы, содержащие сведения об обстоятельствах ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза (исходя из документов, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки; о неисполнении условий внешнеэкономической сделки; о помещении этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления; об использовании этих товаров после помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления);
- товары не использовались и не ремонтировались на таможенной территории таможенного союза, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товаров;
- товары могут быть идентифицированы таможенным органом.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции обоснованно установлено, что применение таможенной процедуры «реэкспорта» в рассматриваемой ситуации не представляется возможным, в связи с отсутствием условий, с которыми связано помещение товаров под указанную таможенную процедуру.
Кроме того, пунктом 1 статьи 300 ТК ТС предусмотрено, что обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру реэкспорта, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Согласно пункту 2 статьи 300 ТК ТС обязанность по уплате ввозных: таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру реэкспорта, прекращается у декларанта:
1) при фактическом вывозе иностранных товаров с таможенной территории Таможенного союза, подтвержденном таможенным органом места убытия в порядке, определенном решением Комиссии Таможенного союза;
2) в случаях, установленных пунктом 2 статьи 80 ТК ТС.
Исходя из толкования вышеуказанных положений статьи 300 ТК ТС, предусмотренные данной статьей случаи прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов распространяются на обязанность, возникшую при регистрации таможенной декларации при помещении товаров под таможенную процедуру реэкспорта.
Поскольку в рассматриваемом случае имело место незаконное перемещение товара через таможенную границу, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что в силу пункта 1 статьи 81 ТК ТС, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов возникла при ввозе данных товаров на таможенную территорию Таможенного союза (27.02.2016) и не может быть прекращена в связи с его помещением под таможенную процедуру реэкспорта и фактическим вывозом с таможенной территории Таможенного союза.
Согласно пункту 2 статьи 166 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при убытии иностранных товаров с таможенной территории таможенного союза прекращается у перевозчика. Как следует из предоставленных Обществами коносаментов при убытии, они являются отправителями, перевозчиком является ООО «Самскип-Санкт-Петербург» как агент линии «SAMSKIP».
В соответствии со статьей 89 ТК ТС излишне уплаченными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона № 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно части 2 статьи 147 Закона № 311-ФЗ к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4-7 статьи 122 названного Закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4-7 Закона № 311-ФЗ, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений (часть 3 статьи 147 Закона № 311 -ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 147 Закона № 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган.
В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 названной статьи.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в рассматриваемом случае к заявлению от 15.03.2017 б/н (вх. № 04305 от 20.03.2017) о возврате излишне уплаченных сумм Общество не приложило документы, подтверждающие факт излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
В установленном порядке Кингисеппская таможня в письме от 23.03.2017 исх. № 15-33/04653 указано на непредставление предусмотренных пунктом 2 статьи 147 Закона № 311- ФЗ документов, необходимых для возврата денежных средств, подтверждающих факт излишней уплаты.
Суд первой инстанции исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу, пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае таможенный орган доказал обоснованность возвращения без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, оформленное письмом Кингисеппской таможни от 23.03.2017 № 15-33/04653.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 августа 2017 года по делу N А56-38300/2017оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Далварс» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.И. Протас
Судьи
Л.В. Зотеева
Е.А. Сомова