ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-39502/17 от 21.12.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

21 декабря 2017 года

Дело № А56-39502/2017

Постановление изготовлено в полном объеме   декабря 2017 года

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда  Лопато И.Б.

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-28753/2017 )  Федерального казенного  учреждения "Российский государственный архив Военно-морского флота" на решение  Арбитражного суда   города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2017 по делу № А56-39502/2017 (судья Калайджян А.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства

установил:

Федеральное казенное учреждение "Российский государственный архив Военно-морского флота" (191186, город Санкт-Петербург, улица Миллионная, д. 36, ОГРН: 1037843128916, далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (199053, Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., д.13, ОГРН: 1057810212503, далее – заинтересованное лицо, Управление) от 12.04.2017 № Ю78-00-03-352-17.

Решением суда первой инстанции от 11.10.2017 (мотивированное), принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Учреждение просит отменить решение, ссылаясь на неполное исследование обстоятельств дела судом первой инстанции.

В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена  судом апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, в ходе разбирательства по жалобе гр. Воробьева С.А. (вх. № 918/з) Управлением установлено, что 22.11.2016 гр. Воробьев С.А. заключил договор на возмездное оказание услуг за № 31 с Федеральным казенным учреждением «Российский государственный архив Военно-Морского Флота», предметом которого явилось оказание услуги по копированию подлинных архивных дел, отдельных документов, справочно-поисковых средств к ним из фондов «Архива» техническими средствами пользователя в соответствии с заявкой на копирование  № 10 и счетом на оказание услуг от 22.11.2016.

Посчитав, что указанный договор нарушает положения частей 1, 2, 4, 5 статьи 26, статьи 24 Федерального Закона «Об архивном деле в Российской Федерации» № 125-ФЗ от 22.10.2014, пункта 5.7. Приказа Минкультуры № 19 от 18.01.2007 «Об утверждении Правил организации хранения, комплектовании, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях РАН», Управлением в отношении Учреждения составлен  протокол об административном правонарушении от 20.03.2017 № Ю78-00-03-0162 и вынесено постановление по делу об административном правонарушении № Ю78-00-03-352-17 от 12.04.2017, которым Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначен штраф в размере 10 000 руб.

Указанное постановление обжаловано Учреждением в арбитражном суде.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу о доказанности Управлением события административного правонарушения, отсутствии существенных процессуальных нарушений.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит следующему.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии со статьей 1 Закона о защите прав потребителей от 07.02.1992 № 2300-1 (далее – Закон № 2300-1), отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 16 Закона № 2300-1 условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

В соответствии с частью 1 статьи  422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно пунктам 1 и 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулируются Федеральным Законом «Об архивном деле в Российской Федерации» № 125-ФЗ от 22.10.2014 (далее – Закон № 125-ФЗ).

Положениями статьи 24 Закона № 125-ФЗ определено, что пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы.

Доступ к архивным документам обеспечивается:

Согласно положениям статьи 26 Закона № 125-ФЗ, пользователь архивными документами имеет право использовать, передавать, распространять информацию, содержащуюся в предоставленных ему архивных документах, а также копии архивных документов для любых законных целей и любым законным способом.

Государственные и муниципальные архивы, музеи, библиотеки, научные организации, включенные в перечень, который утверждается Правительством Российской Федерации, обеспечивают пользователю архивными документами условия, необходимые для поиска и изучения архивных документов (в ред. Федерального закона от 23.05.2016 N 149-ФЗ)

Государственные и муниципальные (за исключением структурных подразделений органов местного самоуправления) архивы, музеи, библиотеки, научные организации, включенные в перечень, который утверждается Правительством Российской Федерации, а также государственные и муниципальные организации в соответствии с законодательством Российской Федерации могут на основе имеющихся у них архивных документов и справочно-поисковых средств оказывать пользователю архивными документами платные информационные услуги, заключать с ним договоры об использовании архивных документов и справочно-поисковых средств (в ред. Федерального закона от 23.05.2016 N 149-ФЗ)

В редакции, действовавшей в период разбирательства по жалобе, пункт 5 статьи 26 указанного закона определял, что порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах определяется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок использования архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, государственных и муниципальных музеях, библиотеках, научных организациях, включенных в перечень, который утверждается Правительством Российской Федерации, определяется ими в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с правилами, установленными специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федерального закона от 23.05.2016 N 149-ФЗ, ныне недействующая).

Учреждению также вменено нарушение пункта 5.7. Приказа Минкультуры № 19 от 18.01.2007 «Об утверждении Правил организации хранения, комплектовании, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях РАН», согласно которому основные формы использования архивных документов (предоставления архивом безвозмездно или на возмездной основе пользователю информационных услуг и информационных продуктов для удовлетворения его информационных потребностей):

¾информационное обеспечение пользователей в соответствии с их запросами, а также в инициативном порядке;

¾предоставление архивных документов пользователям в читальном зале архива;

¾экспонирование архивных документов на выставках;

¾использование архивных документов в средствах массовой информации;

¾проведение информационных мероприятий (встреч с общественностью, экскурсий в архивы, презентаций, дней открытых дверей, лекций, докладов, устных журналов, конференций, уроков для студентов и школьников и др.) с использованием архивных документов;

¾публикация архивных документов.

Вместе с тем, приказом Министерства культуры Российской Федерацииот 5 сентября 2017  № 1478 признан утратившим силу приказ Министерства культуры Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 635 "Об утверждении Порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах".

С 13.11.2017 начал действие Порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации, утвержденный приказом Росархива от 01.09.2017 № 143.

В соответствии с пунктом 4.1.14 указанного Порядка пользователь вправе заказывать либо изготавливать самостоятельно арендуемыми техническими средствами архива или собственным техническим средством копии архивных дел, документов, печатных изданий в объеме не более 100 листов (кадров, электронных образов) в течение рабочего дня на возмездной основе при соблюдении требований подпунктов 4.2.21 - 4.2.25 Порядка, а именно:

- при оформлении заказа на копирование перечень копируемых дел, документов, печатных изданий с указанием их архивных шифров, объема копирования, количества экземпляров, вида копий, технических параметров копирования;

- при самостоятельном копировании дел, документов, печатных изданий заключать договор с архивом на организацию копирования дел, документов, печатных изданий собственным техническим средством или арендуемым техническим средством архива;

- производить самостоятельное копирование собственным техническим средством или арендуемым техническим средством архива дел, документов, печатных изданий в специально отведенном(-ых) архивом для этих целей месте(-ах) в присутствии работника архива, который обеспечивает подготовку дел, документов, печатных изданий для копирования и их сохранность в процессе копирования, контроль за соблюдением условий копирования;

- использовать при самостоятельном копировании собственное бесконтактное мобильное копирующее техническое средство без штативов, съемных объективов и осветительного оборудования (например, телефон, фотоаппарат, планшетный компьютер) с выключенными функциями вспышки и подачи звуковых сигналов. Запрещается применение собственных контактных технических средств (в том числе, ручные, планшетные, протяжные сканеры, копиры), фиксирующих и прижимных устройств, подручных средств и физических усилий, которые оказывают негативное влияние на физическое состояние дел, документов, печатных изданий.

- не осуществлять самостоятельное копирование подлинников дел, документов, печатных изданий: имеющих копии фонда пользования; отнесенных к категории особо ценных; признанных находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии в соответствии с порядком признания документов Архивного фонда Российской Федерации находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии; с угасающим текстом, при наличии пигментных пятен, коррозии железо-галловых чернил, нарушения связи красочного слоя с основой (растрескивание, осыпи, порошение), на ломкой бумаге, на кальке, имеющих сургучные и восковые печати, повреждение переплета (раскол блока, нарушение шитья, выпадение листов), корешок, который не позволяет раскрыть дело на ровной поверхности, не причиняя при этом повреждений переплету и самому делу.

Таким образом, законодатель закрепил обязанность учреждения или структурного подразделения организации, осуществляющего хранение, комплектование, учет и использование архивных документов (архив)  исполнять заказы либо изготавливать копии архивных дел, документов, печатных изданий и пр. на основании заявки с установленными требованиями на возмездной основе.

В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.

В соответствии с пунктом 2 того же Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.

Поскольку оспариваемым постановлением Учреждению вменено нарушение положений частей 1, 2, 4, 5 статьи 26, статьи 24 Федерального Закона «Об архивном деле в Российской Федерации» № 125-ФЗ от 22.10.2014, пункта 5.7. Приказа Минкультуры № 19 от 18.01.2007 «Об утверждении Правил организации хранения, комплектовании, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях РАН», выразившихся в заключении договора на возмездное оказание услуг № 31 по изготовлению копий подлинных архивных документов из фондов «Архива» техническими средствами пользователя (Воробьева С.А.), с учетом вступившего в действие Порядка, утвержденного приказом Росархива от 01.09.2017 № 143, а также на основании того, что оспариваемое постановление в отношении Учреждения не исполнено, суд апелляционной инстанции указывает, что постановление Роспотребнадзора №Ю78-00-03-352-17 от 12.04.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, исполнению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 11.10.2017 по делу №  А56-39502/2017   оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Признать постановление Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу № Ю78-00-03-352-17 от 12.04.2017 не подлежащим исполнению.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья

И.Б. Лопато