ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
10 июля 2020 года | Дело № А56-3956/2020 |
Постановление изготовлено в полном объеме июля 2020 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Горбачева О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-13045/2020 ) ООО "Трансойл" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2020 по делу № А56-3956/2020 (судья Суворов М.Б.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ООО "Трансойл"
о взыскании
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН: <***>; далее - Истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Трансойл" (ОГРН: <***>; далее - Ответчик) о взыскании 64 447 руб. недобора провозных платежей.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Решением в виде резолютивной части от 20.03.2020 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Мотивированное решение изготовлено 27.03.2020.
В апелляционной жалобе Ответчик, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд не принял во внимание, что объектом договора перевозки по жд накладной № ЭГ093028 является порожний вагон-цистерна. Наличие на вагоне или внутри него загрязнений, в том числе, в виде остатков ранее перевозимого груза, тем более, при наличии отметки на накладной о приёме к перевозке цистерны не промытой, не делает данный вагон гружёным и не требует оформления транспортной жд накладной как на вагон, в который погружен некий груз. Доказательств совершения операций погрузки в вагон № 51291771 материалы дела не содержат.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Трансойл" со станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги на станцию Капшир Куйбышевской железной дороги были отправлены порожние вагоны, номера которых указаны в транспортной железнодорожной накладной ЭГ093028.
При прохождении состава через устройство АСКО ПВ и взвешивающий рельс РТВ-Д парка "А" станции им.Максима Горького обнаружено, что в вагоне №51291771 имеется груз: согласно справке взвешивающего рельса грузоподъемность вагона 66000 кг., тара 26400 кг, нетто 0, брутто 26400 кг., вагон отцеплен для контрольного взвешивания. Названное обстоятельство подтверждается актом общей формы №61100-4-В1/970001 от 01.01.2019.
01.01.2019 произведено контрольное взвешивание вагона на вагонных весах статического взвешивания ж.д. вагонов ВЕСТА СД100 ст. им. Максима Горького. По документу значится: грузоподъемность вагона 66000 кг, тара 26400 кг., брутто 26400, нетто 0. фактически оказалось: брутто 30050 кг., тара согласно справки ГВЦ2651 26400 кг., нетто 3650 кг. Взвешивание произведено без учета погрешности. Погрешность весов согласно техническому паспорту составляет +/- 100 кг. На верхнем загрузочном люке исправное ЗПУ соответствует перевозочному документу. Груз неизвестен (согласно транспортной железнодорожной накладной ЭБ093028 из под топливо нефтяное). Составлен акт общей формы 3/13 то 01.01.2019.
По данному факту в соответствии с Правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом (утв. приказом МПС РФ от 18.06.2003) истцом составлен коммерческий акт №ПРВ 1900004/1 от 01.01.2019.
Из коммерческого акта №ПРВ 1900004/1 от 01.01.2019 следует, что на основании акта общей формы №61100-4-В1/970001 от 01.01.2019 произведено контрольное взвешивание вагона №51291771 на вагонных весах ВЕСТА СД 100 (с остановкой) для статического взвешивания ж/д вагонов на ст. им. Максима Горького (последняя поверка весов 01.11.2018). Погрешность весов согласно техническому паспорту составляет +/- 100 кг. По документу значится: грузоподъемность вагона 66000 кг, брутто 26400 кг, тара 26400 кг, нетто 0 кг. Фактически оказалось: грузоподъемность вагона согласно техническому паспорту 66000 кг, брутто 30050 кг, тара согласно справки ГВЦ 2651 26400 кг, нетто 3650 кг. Излишек массы нетто претив документа без учета погрешности составляет 3650 кг. С учетом погрешности измерений согласно рекомендации МИ 3115-2008 излишек массы нетто против документа 3650 кг. На верхнем загрузочном люке вагона исправное ЗПУ ГАЗ ГАРАНТ РЖДН 4470843 соответствует перевозочному документу. Груз неизвестен (согласно документу ЭГ093028 из под топливо нефтяное).
В соответствии с перевозочным документом (ж/д накладная ЭГ093028) провозная плата за перевозку груза - вагоны железнодорожные всякие, перевозимые на своих осях масса нетто 0 кг, согласно тарифа составила 35 510 руб. (за каждый вагон), тогда как провозная плата по прейскуранту с учетом выявленной массы груза в вагоне № 51291771 и за фактически перевезенный груз в указанном вагоне составила 99 957 руб. (недобор тарифа по ж/д накладной ЭГ093028 составил 64 447 руб.), следовательно, в соответствии со статьей 25 УЖТ РФ ответчик должен оплатить добор провозных платежей за фактически перевезенную массу груза.
В порядке досудебного урегулирования ОАО "РЖД" направило в адрес ответчика претензию №469/СК ТЦФТО НЮ от 26.11.2019 с предложением оплатить недобор провозной платы в размере 64 447 руб.
Оставление ответчиком без удовлетворения требований истца, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения общества "РЖД" в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признав их обоснованными по праву и размеру.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим обстоятельствам.
В соответствии со статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями.
Отношения, возникшие между истцом и ответчиком, связаны с перевозкой груза и регулируется главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Согласно ст. 25 Устава в соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза.
Согласно пункту 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В соответствии с пунктом 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (пункт 2 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 27 Устава железнодорожного транспорта перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов и других сведений, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных.
Из коммерческого акта №ПРВ 1900004/1 от 01.01.2019 в соответствии с которым установлен излишек массы нетто против документа 3650 кг. следует, что на верхнем загрузочном люке вагона исправное ЗПУ ГАЗ ГАРАНТ РЖДН 4470843 соответствует перевозочному документу. Груз неизвестен (согласно документу ЭГ093028 из под топливо нефтяное).
При этом Истец произвел расчет провозной платы по прейскуранту N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами", утвержденного постановление ФЭК Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5 исходя из тарифа установленного для топливо наливное, мазут легкий, сверхлегкий.
Пунктом 2.17 Приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 39 "Об утверждении Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом" предусмотрено, что в графе "Наименование груза" указывается в соответствии с Тарифным руководством наименование груза и его код.
Согласно пункту 2.2.1 Тарифного руководства наименование груза и его код при перевозке грузов в прямом железнодорожном сообщении указывается грузоотправителем в перевозочных документах в соответствии с алфавитным списком ЕТСНГ, с указанием отличительных признаков груза, если эти признаки оказывают влияние на уровень тарифа. Если такого наименования в алфавитном списке нет, то не допускается наименование груза обобщающими названиями позиций ЕТСНГ и груз должен обозначаться под тем наименованием, под которым он указан в соответствующей документации на данный груз с указанием кода того груза, поименованного в алфавитном списке ЕТСНГ, к которому груз можно отнести по его свойствам, или к грузу этой позиции под обобщающим наименованием "не поименованные в алфавите".
Таким образом, расчет провозной платы в соответствии с Прейскурантом N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" поставлен в зависимость от отнесения груза к соответствующему коду.
В данном случае Истцом не представлено доказательств обоснованности применения тарифа для топливо наливное, мазут легкий, сверхлегкий.
Фактически заявляя о доборе провозной платы, перевозчик ссылается на искажение грузоотправителем данных транспортной железнодорожной накладной в части указания на перевозку порожнего вагона, в то время как по мнению Истца к перевозке принят груженный вагон.
За искажение наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, грузоотправители несут ответственность, предусмотренную статьями 98 и 111 Устава.
Доказательств привлечения грузоотправителя к ответственности не представлено.
Из материалов дела следует, что по транспортной железнодорожной накладной ЭГ093028 Истец принял к перевозке груз - вагоны железнодорожные всякие, перевозимые на своих осях вагоны железнодорожные как ТС перевозки грузов, имеющее более 2-х осей, порожние не поименованные особо 99220000.
Также накладная имеет указание «прибыл по отправке №ЭВ752973 со станции Кириши ж.д ЦС слита, не промыта. Информация о состоянии цистерны указана грузополучателем в уведомлении ГУ-2 б ВЦ/Э. Владелец ООО «Трансойл».
В соответствии с п. 2.1.31 "Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам", утвержденных СЖТ СНГ (протокол от 05.04.1996 N 15) в случае перевозки неочищенных транспортных средств, кроме тары, содержащих остатки опасных грузов любого класса, за исключением класса 7, в накладной в графе "Наименование груза" должно быть указано: "ПОРОЖНИЙ ВАГОН-ЦИСТЕРНА", "ПОРОЖНИЙ КОНТЕЙНЕР-ЦИСТЕРНА", "ПОРОЖНИЙ МЭГК", "ПОРОЖНИЙ ВАГОН", "ПОРОЖНИЙ КОНТЕЙНЕР", за которыми должны следовать слова "ПОСЛЕДНИЙ ГРУЗ" вместе с информацией о последнем перевозившемся грузе: код опасности/номер ООН, наименование груза в соответствии с настоящими Правилами, знаки опасности, причем дополнительный знак опасности указывается в скобках, номер аварийной карточки.
В соответствии с п. 3.3.10 "Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума", утв. в г. Минске 21-22.05.2009 на 50-ом заседании СЖТ СНГ специально установлено, что неочищенные от остатков перевозимого груза специальные и специализированные вагоны-цистерны и вагоны бункерного типа в порожнем состоянии принимаются от получателя к перевозке только при наличии ясно видимых знаков опасности и оранжевых табличек, соответствующих ранее перевозимому грузу.
Таким образом, "Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам", утвержденные СЖТ СНГ (протокол от 05.04.1996 N 15) предусматривают возможность принятия к перевозке неочищенных транспортных средств, при соблюдении установленных Правил.
Как следует из материалов дела, накладная ЭГ093028 оформлена грузоотправителем в полном соответствии с указанными требованиями. В накладных в разделе "Особые отметки" указано "Прочие опасные вещества", в разделе "Сведения о грузе" указаны знак опасности "9" и номер аварийной карточки "АК 906". Претензий к наличию данных знаков опасности и табличек у перевозчика не возникло.
Таким образом, перевозчик, принимая к перевозке цистерны по накладной ЭГ093028, обладал информацией о том, что перевозимые порожние вагоны не были подвержены очитке и могут иметь остатки ранее перевозимого груза.
В соответствии со ст. 1 "Устава железнодорожного транспорта" устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.
В соответствии со ст. 2 "Устава железнодорожного транспорта" грузом является объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контейнерах.
В данном случае материалы дела не содержат сведений о совершении на станции отправления операций по загрузке вагонов.
Перевозчик, выявив расхождение массы нетто порожнего вагона при контрольном взвешивании составил акт общей формы.
Поскольку указанным актом не зафиксирован факт нахождения в вагоне конкретного груза, и как следствие факт искажения грузоотправителем данных железнодорожной накладной, апелляционный суд приходит к выводу о том, что акт общей формы №61100-4-В1/970001 от 01.01.2019 составлен перевозчиком в соответствии с пунктом 3.1 Правил составления актов для удостоверения, обстоятельств неочистки вагонов, контейнеров от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя (кроме случаев обнаружения в цистернах и бункерных полувагонах недослитых остатков груза в пунктах налива или на промывочно-пропарочных станциях).
Согласно статье 44 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ) после выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе турникеты) или грузополучателем (получателем), или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов, грузобагажа. Основные требования к очистке вагонов, контейнеров и критерии такой очистки определяются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Из п. 11 Правил следует, что при обнаружении в вагоне, контейнере после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза Грузополучатель обязан полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов.
Согласно п. 3.3.9 Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, после слива (выгрузки) груза из вагона-цистерны, вагона бункерного типа грузополучатель обязан:
- полностью очистить котел (бункер) от остатков груза, грязи, льда, шлама;
- очистить наружную поверхность котла (бункера), рамы, ходовых частей, тормозного оборудования, а также трафареты на вагоне-цистерне;
- установить в транспортное положение детали сливоналивной, запорно-предохранительной арматуры, другого оборудования вагона-цистерны, плотно закрыть клапаны и заглушки сливного прибора;
- когда котел вагона-цистерны остыл после разогрева, установить на место уплотнительную прокладку, плотно закрыть крышку люка вагона-цистерны;
- установить и закрепить без перекоса как по отношению к плоскости рамы, так и по отношению друг к другу бункеры вагона бункерного типа;
- снять знаки опасности и оранжевую табличку, если вагон-цистерна после перевозки опасного груза очищен и промыт;
- опломбировать порожний вагон-цистерну, если он в соответствии с Правилами должен возвращаться по полным перевозочным документам.
При этом не исполнение указанной обязанности в соответствии с положениями УЖТ и иных нормативных актов регулирующих правоотношения сторон по перевозке груза железнодорожным транспортом не возлагает на грузоотправителя обязанности по внесению провозной платы за остатки ранее перевозимого груза.
Принимая во внимание изложенное, а также то, что Прейскурант 10-01 не содержит положения о возможности увеличения стоимости перевозки, либо взимание дополнительных платежей, в случае наличия в вагоне остатков ранее перевозимого груза, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных Истцом требований.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2020 по делу N А56-3956/2020 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН: <***>) в пользу ООО "Трансойл" (ОГРН: <***>) расходы по уплате государственной пошлина за рассмотрение дела в апелляционном суде в сумме 3000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья | О.В. Горбачева | |