ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-40524/16 от 15.08.2017 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21 августа 2017 года

Дело №

А56-40524/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2017 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Преснецовой Т.Г., Ракчеевой М.А.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Гатчинская гольф-деревня» ФИО1 (доверенность от 10.01.2017 № 5), от федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ленинградской области ФИО2 (доверенность от 25.01.2016 № исх/01195),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2017 (судья Чуватина Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2017 (судьи Кашина Т.А., Горбик В.М., Колосова Ж.В.) по делу № А56-40524/2016,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Гатчинская гольф-деревня», место нахождения: 188365, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», место нахождения: 107078, Москва, ФИО3 пер., д. 10, стр. 1, ОГРН <***>, ИНН <***>, в лице филиала по Ленинградской области (далее – Кадастровая палата) от 21.04.2016 № 47/16-42248 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений в отношении вида разрешенного использования земельного участка площадью 52 041 кв. м с кадастровым номером 47:23:0521002:668, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский муниципальный р-н, Сусанинское сельское поселение, <...>; обязании Кадастровой палаты внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости путем указания вида разрешенного использования участка «для размещения линейных объектов (улично-дорожная сеть)».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Сусанинского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, место нахождения: 188365, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Администрация).

Решением от 29.01.2017 требования удовлетворены.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2017 данное решение оставлено без изменения.

Кадастровая палата в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, кадастровый орган правомерно отказал в осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка в части вида разрешенного использования в отсутствие оформленной в соответствии с действующим законодательством карты (плана) соответствующего объекта землеустройства, где указываются все основные и вспомогательные виды разрешенного использования для территориальной зоны, сведения о которой вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая, что все требования, предусмотренные действующим законодательством для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, были соблюдены; оспариваемое решение кадастрового органа не соответствует положениям градостроительного, земельного и гражданского законодательства.

В судебном заседании представитель Кадастровой палаты поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.

Администрация о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, однако в суд своего представителя не направила, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельного участка площадью 52 041 кв. м с кадастровым номером 47:23:0521002:668, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский муниципальный р-н, Сусанинское сельское поселение, <...> относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства».

Общество обратилось в Кадастровую палату с заявлением от 30.12.2015 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в части вида разрешенного использования с «для сельскохозяйственного использования» на «для размещения линейных объектов (улично-дорожная сеть)».

Решением Кадастровой палаты от 21.01.2016 внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости приостановлено на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017; далее – Закон о кадастре) в связи с тем, что в адрес органа кадастрового учета от органа местного самоуправления не поступала карта (план) объекта землеустройства, являющаяся обязательным приложением к документам, которые в силу статьи 15 Закона о кадастре органы местного самоуправления обязаны направлять в кадастровый орган для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений в случае принятия ими решений об утверждении правил землепользования и застройки.

Решением Кадастровой палаты от 21.04.2016 Обществу отказано в осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении земельного участка в части вида разрешенного использования в связи с истечением срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета, неустранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении кадастрового учета.

Общество, считая, что все необходимые документы для осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка были представлены, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

На момент обращения Общества в Кадастровую палату и в период существования спорных правоотношений порядок ведения государственного кадастра недвижимости и осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества регулировались Законом о кадастре.

В силу статей 1, 7 Закона о кадастре (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об учтенных в установленном порядке объектах недвижимого имущества, в том числе о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок.

Согласно статье 16 Закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11-21.1, 25-30 части 2 статьи 7 этого Федерального закона сведений об объекте недвижимости на основании заявления и необходимых для кадастрового учета документов.

В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, отнесенные к определенной категории, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Территориальные зоны – это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки, представляющих собой документ градостроительного зонирования, определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Статьей 15 Закона о кадастре предусмотрена обязанность органов местного самоуправления в случае принятия ими решений об утверждении правил землепользования и застройки, об изменении вида разрешенного использования земельного участка, об утверждении проекта межевания территории направлять в орган кадастрового учета документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости с обязательным приложением карты (плана) объекта землеустройства.

Согласно статьям 19, 20 Федерального закона «О землеустройстве» карта (план) объекта землеустройства относится к землеустроительной документации и является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, для осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости заявитель представил акты органов местного самоуправления об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Сусанинское сельское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области, утверждении проекта планировки и проекта межевания соответствующей территории в части деревни Красницы; письмо Администрации от 29.12.2015 № 1597, согласно которому в соответствии с утвержденной градостроительной документацией муниципального образования «Сусанинское сельское поселение» спорный земельный участок расположен в границах красных линий участков, предназначенных для размещения улично-дорожной сети; постановление Администрации от 29.12.2015 № 779 об установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 47:23:0521002:668 – для размещения линейных объектов (улично-дорожная сеть).

При таких обстоятельствах судебные инстанции, проанализировав в совокупности собранные по делу доказательства, пришли к правомерному выводу, что представленные Обществом в Кадастровую палату документы подтверждали установление в отношении земельного участка вида разрешенного использования – для размещения линейных объектов (улично-дорожная сеть), а непредставление органом местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия и по запросу кадастрового органа карты (плана) объекта землеустройства само по себе не могло служить достаточным основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета изменений характеристик земельного участка.

В таком случае суды правомерно удовлетворили требования Общества.

Доводы подателя жалобы не свидетельствуют о неверном применении судами норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2017 по делу № А56-40524/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ленинградской области – без удовлетворения.

Председательствующий

И.В. Сергеева

Судьи

М.А. Ракчеева

Т.Г. Преснецова