ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
20 ноября 2017 года | Дело № А56-40721/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме ноября 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Лопато И.Б., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Волковой Т.В.,
при участии:
от истца (заявителя): Муравьева А.О. по доверенности от 30.12.2016;
от ответчика (должника): Евлампиева А.В. по доверенности от 26.09.2017 № 200;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-23742/2017 ) УФАС по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.08.2017 по делу № А56-40721/2017 (судья Галкина Т.В.), принятое
по заявлению ПАО Энергетики и электрификации "Ленэнерго"
к УФАС по Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Управление, УФАС) по делу об административном правонарушении N 34-05-Ш/2017 от 16.05.2017 N 05/66-17.
Решением суда от 28.08.2017 заявленное требование удовлетворено, оспариваемое постановление Управления признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, судом не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применены нормы материального права.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления поступило заявление гр. Гусаровой К.М. с жалобой на нарушение ПАО "Ленэнерго" п. 25 (1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила присоединения) при заключении договора N ОД-ГтЭС-1264-16/46667-Э-15 от 21.07.2016об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор присоединения).
По информации заявителя, ПАО "Ленэнерго" указало в п. 7 технических условий (приложение N 1 к Договору присоединения) точку присоединения на ближайшей опоре ВЛ-0,4 кВ от новой ТП.
ПАО "Ленэнерго" в п. 11.1.1 ТУ обязало заявителя предусмотреть от ближайшей опоры ВЛ-0,4 кВ от новой ГП, проложив необходимое количество ЛЭП 0,4 кВ до энергопринимающих устройств заявителя. Марку и сечение магистралей определить проектом. Схему присоединения и порядок подключения согласовать с Гатчинским РЭС филиала ПАО "Ленэнерго" "ГтЭС".
Одновременно, ПАО "Ленэнерго" определило, что точка присоединения мощности является границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей между сетевой организацией и заявителем.
Управлением установлено, что ПАО "Ленэнерго" нарушен установленный Правилами присоединения порядок технологического присоединения к электрическим сетям при заключении Договора присоединения (п. 25 (1)).
Одновременно с этим ПАО "Ленэнерго" превышен срок исполнения условий Договора присоединения на 1 месяц и 7 деней, тем самым нарушен порядок технологического присоединения к электрическим сетям, установленный Правилами присоединения.
В отношении Общества Управлением 07.04.2017 составлен протокол об административном правонарушении N 48 по делу N 34-05-Ш/17, а по результатам рассмотрения административного дела 19.5.2017 вынесено постановление N 05/66-17, которым ПАО "Ленэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде 800 000 руб. штрафа.
Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления УФАС, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, установил, что Управление не доказало наличие состава вмененного административного правонарушения в действиях Общества.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правила технологического присоединения утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
Пунктом 3 Правил технологического присоединения предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им названных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 16 "а" Правил технологического присоединения договор должен содержать, в том числе, перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению.
В соответствии с пунктом 25(1) Правил технического присоединения в технических условиях (далее - ТУ) для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны:
а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;
а(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;
б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств;
в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;
г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).
В соответствии с пунктом 16.1 Правил заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.
Для целей настоящих Правил под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14, 34 названных Правил, распределяются следующим образом:
заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Управлением установлено, что ПАО «Ленэнерго» нарушило порядок технологического присоединения к электрическим сетям, установленный пунктами 25(1) и 16 (1) Правил технического присоединения, что выразилось в указании в технических условиях, выданных Обществом гр. Гусаровой К.М., требования о расположении точки присоединения за пределами границ земельного участка, на котором располагаются присоединяемые объекты заявителя.
Между тем, судом первой инстанции обоснованно установлено, что в рассматриваемом случае технические условия, устанавливающие расположение точки присоединения в пределах 25 метров от границы земельного участка заявителя, соответствуют Правилам.
Таким образом, следует признать правомерным вывод суда первой инстанции о том, что Управление необоснованно посчитало ПАО "Ленэнерго" нарушившим действующее законодательство.
Допущенное Обществом превышение срока исполнения условий договора присоединения на 1 месяц и 7 дней вследствие незначительного периода просрочки следует признать малозначительным в соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление УФАС.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 августа 2017 года по делу N А56-40721/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.И. Протас | |
Судьи | И.Б. Лопато И.В. Юрков |