ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-41286/2023 от 19.02.2024 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19 февраля 2024 года

Дело №

А56-41286/2023

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Лущаева С.В.,

рассмотрев 19.02.2024 кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2023 по делу № А56-41286/2023,

у с т а н о в и л :

Общество с ограниченной ответственностью «Сплэшфэшн», адрес: 195248, Санкт-Петербург, Ириновский пр., д. 2, лит. М, оф. 216, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Санкт-Петербургской таможни, адрес: 199034, Санкт-Петербург, 9-я линия В.О., д. 10, корп. 2, лит. А, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Таможня), от 12.04.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10210000-1715/2023, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Решением суда от 07.07.2023, принятым в виде резолютивной части, заявленные требования оставлены без удовлетворения. Мотивированное решение изготовлено судом 21.07.2023.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2023 решение суда от 21.07.2023 отменено. Оспариваемое постановление Таможни признано незаконным и отменено.

В кассационной жалобе Таможня, указывая на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить обжалуемое постановление, оставить в силе решение суда первой инстанции.

По мнению подателя кассационной жалобы, апелляционный суд неверно квалифицировал вмененное Обществу правонарушение по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, поскольку на момент его совершения с учетом положений статьи 4.6 КоАП РФ Общество считалось подвергнутым административному наказанию. Таким образом, имела место повторность совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.

Как следует из материалов дела, статистические формы учета перемещения товаров с системными номерами ED20230207182456608, ED20230207182441108 за отчетные периоды март, октябрь 2022 года представлены Обществом в таможенный орган 07.02.2023, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 9 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 891.

По фактам нарушения срока представления статистических форм Таможня 16.03.2023 составила протоколы об административных правонарушениях № 10210000-1714/2023, № 10210000-1715/2023.

Постановлениями Таможни от 12.04.2023 № 10210000-1714/2023, № 10210000-1715/2023 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. по каждому постановлению.

Считая привлечение к административной ответственности по постановлению № 10210000-1715/2023 незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В заявлении Общество просило на основании части 2 статьи 1.7 и части 5 статьи 4.4 КоАП РФ изменить меру административной ответственности, указывая на то, что вмененное правонарушение наряду с другими правонарушениями выявлены таможенным органом в рамках проведения одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля.

Суд первой инстанции на основании оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, применения к установленным по делу обстоятельствам части 1, 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 289-ФЗ), пунктов 4, 5, 6, 8, 9 Правил, установив, что статистические формы учета перемещения товаров за отчетный период март, октябрь 2022 года представлены Обществом в таможенный орган с нарушением установленного срока, учтя отсутствие доказательств невозможности исполнения Обществом требований указанных выше норм права в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ. Не установив существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения пункта 5 статьи 4.4 КоАП РФ, суд первой инстанции отказал Обществу в удовлетворении заявления.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Таможней неверно квалифицировано выявленное нарушение по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ. Апелляционный суд посчитал, что в данном случае в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и признал оспариваемое постановление Таможни № 10210000-1715/2023 незаконным.

Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Проверив обоснованность доводов Таможни, а также правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 278 Закона № 289-ФЗ российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 891 утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза

Согласно пункту 6 Правил статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.

Для товаров, отправляемых посредством торговли в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в адрес физических лиц, статистическая форма представляется по всем отгрузкам за отчетный месяц отдельно по каждой стране получения.

Статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 Правил (пункты 8, 9 Правил).

Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 16 Правил).

В соответствии с частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (часть 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ).

Постановлением Таможни от 12.04.2023 № 10210000-1715/2023 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, за представление статистической формы учета с системным номером ED20230207182441108 (регистрационный номер 10210000/070223/С224902) за октябрь 2022 года с нарушением установленного срока (15.11.2022).

Факт представления в таможенный орган (07.02.2023) статистической формы за октябрь 2022 года с нарушением установленного срока подтверждается материалами дела и Обществом не оспаривается.

Квалифицирующим признаком части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ является повторность совершения правонарушения.

В силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторным совершением однородного административного правонарушения является совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

Статьей 4.6 КоАП РФ определено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 этой статьи.

В силу части 2 статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения и которое уплатило административный штраф до дня вступления в законную силу соответствующего постановления о назначении административного наказания, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу указанного постановления до истечения одного года со дня уплаты административного штрафа.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении Таможней установлено и материалами административного дела подтверждается, что Общество привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ на основании постановления от 02.09.2022 № 102100001007-004125/2022, вступившего в законную силу 20.09.2022.

Рассматриваемое в настоящем деле правонарушение совершено в ноябре 2022, то есть в период, когда Общество считалось подвергнутым административному наказанию.

С учетом ранее совершенного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, действия Общества по несвоевременному представлению статистической формы учета перемещения товаров за октябрь 2022 года правильно квалифицированы Таможней по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.

Апелляционный суд ошибочно определил дату совершения вмененного правонарушения - 15.04.2022, поскольку она относится к иному событию правонарушения - представлению статистической формы учета перемещения товаров за март 2022 года с нарушением установленного срока, отраженному в постановлении Таможни от 12.04.2023 № 10210000-1714/2023, которое Общество не оспаривает.

При таком положении выводы суда апелляционной инстанции, удовлетворившего заявленные требования, не соответствуют установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Решение суда первой инстанции было вынесено в соответствии с правильно установленными обстоятельствами, с учетом подлежащих применению норм материального права, в связи с чем не имелось правовых оснований для его отмены в апелляционном порядке.

С учетом изложенного в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ постановление суда апелляционной инстанции следует отменить, а решение суда первой инстанции оставить в силе.

Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л :

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2023 по делу № А56-41286/2023 отменить.

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.07.2023 по указанному делу оставить в силе.

Судья

С.В. Лущаев