ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-41640/20 от 22.08.2022 АС Северо-Западного округа

908/2022-54659(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,

 рассмотрев 15.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение  Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2021 

и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022
по делу № А56-41640/2020,

у с т а н о в и л :

Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 2 Приморского  района», адрес: 197342, Санкт-Петербург, Торжковская ул., д. 13-2, 

ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), обратилось в  Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о  признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной  антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество 

с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма

«Петро-Васт», адрес: 188640, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - ООО «ПКФ «Петро-Васт»). 

Решением суда первой инстанции от 18.08.2020, оставленным без изменения  постановлением апелляционного суда от 18.12.2020, заявленные требования  удовлетворены. 

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.05.2021  указанные решение и постановление отменены, дело направлено на новое  рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. 

При новом рассмотрении дела решением суда первой инстанции от 12.10.2021,  оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.02.2022,  заявленные требования удовлетворены. 

В кассационной жалобе Управление просит отменить состоявшиеся судебные  акты, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что жалоба  на действия заказчика подана в антимонопольный орган до окончания срока подачи  заявок участниками, Управлением соблюдены требования законодательства в части  приема и рассмотрения жалоб на действия заказчиков в соответствии с Федеральным  законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными  видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ, Закон о закупках). В действиях  заказчика имеются вмененные нарушения Закона о закупках. 

Стороны и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте  судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии 

с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 


[A1] (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 05.02.2020 на  официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет опубликовано извещение 

 № 32008846819 о проведении Обществом открытого запроса предложений в  неэлектронной форме на право заключения договора на оказание услуг по сбору,  вывозу, утилизации и/или размещению на захоронение твердых коммунальных  отходов, а также документация на проведение закупки. Начальная (максимальная)  цена контракта: 36 369 032 руб. 

Дата начала выполнения работ: с 01.03.2020, дата окончания выполнения
работ: 31.12.2020.

Закупка проводилась в соответствии с Законом № 223-ФЗ, Положением о  закупках Общества, версия 18 от 09.01.2019, на момент размещения закупки  опубликованным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в Реестре  опубликованных положений о закупках. 

Дата и время окончания подачи заявок: 18.02.2020 в 14:30 (МСК).

Срок предоставления разъяснений положений документации: с 05.02.2020  до 17.02.2020. 

В УФАС 18.02.2020 вх. № 5213/20 поступила жалоба ООО «ПКФ «Петро-Васт»  на действия организатора торгов, которая решением УФАС от 28.02.2020 признана  обоснованной, в действиях организатора торгов установлены нарушения: 

- части 1 статьи 2, пункта 1 части 1 статьи 3, части 3 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ,  выразившиеся в нарушении требований Положения о закупках, в несоблюдении  принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований  нормы статьи, допущенном путем незаконного установления в пункте 15 извещения о  закупке ненадлежащих условий направления запросов о разъяснении положений  документации и предоставления таких разъяснений; 

- части 1 статьи 2, пункта 1 части 1 статьи 3, части 5 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ,  выразившиеся в нарушении требований Положения о закупках, в несоблюдении  принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований  нормы статьи, допущенном путем незаконного установления в пункте 21 извещения о  закупке ненадлежащих условий отмены процедуры закупки; 

- пункта 1 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пункта 2 части 10 статьи 4 Закона   № 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа информационной открытости  закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенном путем незаконного  установления в подпункте 2.15 пункта 17 Информационной карты документации  ненадлежащих требований к составу заявки на участие в закупке; 

- пункта 1 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пункта 14 части 10 статьи 4 Закона   № 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа информационной открытости  закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенном путем незаконного  неустановления в документации надлежащего порядка оценки заявок по подкритерию  «Опыт оказанных услуг (выполненных работ) аналогичных предмету запроса  предложений за 01.01.2018 по дату окончания подачи заявок»; 

- пункта 1 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, пункта 14 части 10 статьи 4 Закона   № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости  закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное путем незаконного  неустановления в документации надлежащего порядка оценки заявок по подкритерию  «Наличие парка специализированной техники (мусоровозов) в собственности, на  праве аренды, в лизинге». 

 В тот же день Обществу выдано предписание, которым ему и его закупочной  комиссии предписано совершить действия, направленные на устранение нарушений,  допущенных при организации и проведении закупки, путем аннулирования закупки 

с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения 


[A2] процедуры закупки, об исполнении предписания сообщить в УФАС с приложением  подтверждающих документов в срок до 20.03.2020. 

Не согласившись с указанными решением и предписанием УФАС, Общество  обратилось в арбитражный суд. 

Суд первой инстанции пришел к выводу, что Управление вышло за пределы  поданной жалобы, не установило реальных намерений участия в закупке и  возможности восстановления прав ООО «ПКФ «Петро-Васт», в связи с чем  удовлетворил заявленные требования. 

Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.

Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность  применения судами норм материального и процессуального права, не находит  оснований для удовлетворения кассационной жалобы. 

Согласно пункту 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ

«О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ) в соответствии с правилами  настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия  (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной  площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении  закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ. 

Такие жалобы подлежат рассмотрению в установленном данной нормой порядке,  но по основаниям, установленным частью 10 статьи 3 Закона о закупках. При этом  части 10, 11 статьи 3 Закона № 223-ФЗ являются специальными нормами. 

Жалоба на положения документации о закупке, направленная до окончания срока  подачи заявок на участие в закупке лицом, не подававшим заявку на участие в ней,  подлежит рассмотрению антимонопольной службой, если нарушаются либо могут  быть нарушены права и законные интересы такого лица (потенциального участника). 

Судами установлено, что согласно извещению № 32008846819, дата и время  окончания подачи заявок - 18.02.2020 14:30 МСК, жалоба на действия заказчика  подана ООО «ПКФ «Петро-Васт» в УФАС до окончания срока подачи заявок  участниками - 18.02.2020 11:18 МСК (вх. № 5213/20) и содержала указание на  незаконность действий заказчика при установлении сроков предоставления  разъяснений документации, установления требований документации, условий оценки  поданных заявок. 

В части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлен перечень случаев, при наличии  которых участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика при  закупке товаров, работ, услуг в антимонопольный орган в порядке, установленном  антимонопольным органом. 

В остальных случаях законодателем установлен лишь судебный порядок  обжалования действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг  (часть 9 статьи 3 Закона № 223-ФЗ). 

В пункте 17 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг  отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного  Суда Российской Федерации 16.05.2018 (далее - Обзор), обращено внимание судов  на право антимонопольного органа при рассмотрении жалоб участников закупки,  поданных 31.12.2017 и позднее, выносить решения и предписания, необходимые для  восстановления прав участников закупки, при установлении неизмеряемых  требований к участникам закупки, необоснованном ограничении конкуренции и  несоблюдении принципа равенства по отношению к участникам закупки (пункты 1, 2 и  4 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ). 

ООО «ПКФ «Петро-Васт» в жалобе сослалось на нарушение части 1 статьи 1,  пункта 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, а также часть 1 статьи 17 Закона 

 № 135-ФЗ.

Таким образом, судами установлено, что Управлением формально соблюдены 


[A3] требования в части приема жалоб на действия заказчиков в соответствии с Законом   № 223-ФЗ. 

Вместе с тем согласно части 13 статьи 3 Закона № 223-ФЗ рассмотрение жалобы  антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими  предмет обжалования. 

Антимонопольный орган не вправе выходить за пределы доводов жалобы, по  собственной инициативе устанавливать при рассмотрении жалоб иные нарушения в  действиях (бездействии) заказчика (пункт 17 Обзора). 

При этом предполагаемое нарушение Закона № 223-ФЗ должно иметь свое  содержательное описание, что и проверяется антимонопольным органом в каждом  случае при выяснении оснований для принятия к рассмотрению конкретной жалобы. 

Суды при проверке обоснованности жалобы ООО «ПКФ «Петро-Васт» для  принятия ее к рассмотрению антимонопольным органом, в том числе, проверки  наличия в жалобе содержательного описания предполагаемых нарушений, которые бы  позволили антимонопольному органу признать жалобу мотивированной, установили,  что УФАС вышло за пределы поступившей жалобы, в том числе по собственной  инициативе установило иные нарушения, нормы законодательства перечислены  подателем жалобы без привязки к предполагаемым либо реальным нарушениям,  жалоба содержит абстрактные указания на нарушения названных принципов  осуществления закупок. 

В отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для  обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона   № 223-ФЗ является создание условий для своевременного и полного удовлетворения  потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями  цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ), что предполагает  относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость  вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой  целесообразности ее условий и порядка проведения. 

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 02.10.2017   № 309-ГК17-7502, воля законодателя не направлена на то, чтобы предоставить  антимонопольному органу тот же объем полномочий по оперативному вмешательству  в закупки, какими данный орган в силу положений части 1 статьи 99, части 1 статьи 105  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  (далее - Закон № 44-ФЗ), пункта 4.2. части 1 статьи 23 Закона № 135-ФЗ обладает в  отношении закупок для публичных нужд и в иных случаях, когда проведение торгов  является обязательным в соответствии с законодательством. 

Закон № 223-ФЗ не содержит норм о явно выраженном законодательном запрете,  аналогичном запрету, изложенному в части 2 статьи 8 Закона № 44-ФЗ, исходя из цели  указанного закона, принципов закупочной деятельности, гражданско-правового  характера этих отношений (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской  Федерации № 2 (2020), утвержденный Президиумом ВС РФ 22.07.2020). 

Законом № 223-ФЗ заказчикам предоставлено право сформировать свою систему  закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при  необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в  первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение  контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного  использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков  в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и  надежности. 

Согласно пункту 6 Обзора уменьшение числа участников закупки в результате  предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа  равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные 


[A4] гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на  установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение  конкуренции. 

 Между тем УФАС убедительно не доказана направленность действий заказчика  на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное  ограничение конкуренции, а также нарушение конкретного, а не абстрактного права  ООО «ПКФ «Петро-Васт» на участие в закупке по иным, не оспариваемым критериям  (требованиям) в части опыта, материально-трудовых ресурсов и т.д. Из материалов  дела следует, что на участие в закупке подана одна заявка, конкурс признан  несостоявшимся, а единственный участник конкурса, подавший заявку, признан  победителем конкурса, принято решение заключить с победителем 

конкурса - акционерным обществом «Автопарк № 6 «Спецтранс» договор на оказание  услуг. 

УФАС не приведено весомых оснований для отмены обжалованных судебных  актов, которая в том числе с учетом прошедшего времени со дня объявления и  исполнения закупки способствовала бы видимому ему восстановлению положения.  Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их  относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается 

(пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации

от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной  инстанции», часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ). 

 Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов  отсутствуют (статья 288 АПК РФ). 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного  округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от 12.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда 

от 14.02.2022 по делу № А56-41640/2020 оставить без изменения,
а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы
по Санкт-Петербургу – без удовлетворения.

Председательствующий В.М. Толкунов

Судьи О.А. Алешкевич

А.Г. Кудин