ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-41664/2023 от 04.12.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

04 декабря 2023 года

Дело №А56-41664/2023

Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2023 года

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Третьякова Н.О.

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30529/2023) Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.08.2023 по делу № А56-41664/2023, принятое

по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

к ООО "Охранное предприятие "Дифенс"

о взыскании,

рассмотренному в порядке упрощенного производства

установил:

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, адрес: 194214, г.Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д.73 лит. А, ОГРН: 1027801558223, (далее – истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Охранное предприятие Дифенс», адрес: 198096. Санкт-Петербург, ул. Зайцева, д. 3, к. 2, литер. А, ОГРН: 1037828024233, (далее – ответчик, Общество) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за июль 2022 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 года в общем размере 87 500 руб.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Решением суда от 24.08.2023 в иске отказано.

В апелляционной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке, без вызова сторон в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Как следует из материалов дела, Фондом проведена проверка правильности заполнения, полноты, порядка и своевременности представления Обществом сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).

В результате проверки установлено, что Общество представило сведения по форме СЗВ-М "исходная" за июль 2022 года в отношении 174 застрахованных лиц.

Срок представления - 15.08.2022, фактическое предоставление - 17.08.2022.

Кроме того, сведения, представленные Обществом, по форме СЗВ-СТАЖ за 2008 год содержат недостоверные сведения в отношении застрахованного лица Купцова А.А.

22.09.2022 Фондом вынесены решения N 202S19220058808, N 202S19220058831 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в общем размере 87 500 руб.

14.10.2022 Фондом страхователю выставлены требования N 202S01220063630, N 202S01220063633 об уплате в срок до 24.10.2022 финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Неисполнение Обществом требований в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, указав, что Общество самостоятельно выявило ошибку до ее обнаружения контрольным органом, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанные периоды, в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика финансовых санкций.

Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.

Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) определенные сведения, необходимые для правильного назначения пенсии.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер налогоплательщика.

Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Таким образом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.

Факт совершения правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в связи с не предоставлением Обществом в установленный законом срок сведений в отношении 174 застрахованных лиц по форме СЗВ-М "исходная" за июль 2022 года, установлен судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.

Размер штрафа рассчитан Фондом в соответствии с положениями статьи 17 Закона N 27-ФЗ.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Общество, представив сведения по форме СЗВ-М "исходная" за июль 2022 года 17.08.2022 до вынесения Фондом акта о выявленном правонарушении, тем самым самостоятельно устранило ошибку, в связи с чем, оснований для применения финансовых санкций в обще размере 87 000 руб. (500 * 174) в отношении Общества не имеется.

Однако данный вывод суда является ошибочным, поскольку отчет по форме СЗВ-М (исходная) за июль 2022 года отправлен Обществом в адрес Фонда 17.08.2022, то есть с нарушением срока установленного законом.

При таких обстоятельствах, Фонд правильно квалифицировал допущенное нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете.

Указанные обстоятельства являются основанием для отмены принятого по делу решения суда.

В отзыве на исковое заявление Общество заявило ходатайство о снижении предъявленной к взысканию финансовой санкции в размере 87 000 руб.

С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Соответственно при установлении ответственности и назначении наказания необходимо руководствоваться НК РФ.

Размер штрафа за допущенные нарушения Обществу определен в пределах санкции, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, порядок и сроки привлечения страхователя к ответственности не нарушены.

Вместе с тем, размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.

На необходимость индивидуализации наказания, назначения штрафов с учетом характера, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях.

Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской от 08.12.2009 N 11019/09, размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.

Мера ответственности за совершение конкретного правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.

Согласно пункту 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 114 Кодекса).

Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, апелляционный суд установил, незначительный период нарушения срока (2 дня), а также что совершенное правонарушение не нанесло ущерба экономическим основам государства. Данное обстоятельство, а также отсутствие в действиях Общества умысла, являются основанием для применения судом его права на снижение размера взыскиваемых санкций.

Применяя правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, положения статей 112, 114 НК РФ, апелляционный суд приходит к выводу о необходимости снижения размер примененной в отношении Общества санкции до 10 000 руб.

Нормы Налогового кодекса РФ содержат открытый перечень смягчающих обстоятельств, при наличии которых суд может уменьшить размер санкции. Поэтому право установления наличия этих обстоятельств и их оценки по правилам статей 65 и 71 АПК РФ принадлежит суду. Признание тех или иных обстоятельств смягчающими относится к компетенции суда, рассматривающего спор по существу, а возможность снижения размера санкции ставится законом в зависимость от усмотрения суда при наличии соответствующих доказательств.

В данном случае суд апелляционной инстанции, полагает начисленную Обществу сумму штрафа значительной, не отвечающей принципам соразмерности, дифференциации, и, приняв во внимание незначительный период пропуска срока предоставления сведений о застрахованных лицах, отсутствие убытков в результате незначительного срока предоставления отчетности, считает возможным снизить размер штрафных санкций до 10 000 руб.

Заявленное Фондом требование о взыскании 500 руб. финансовой санкции за представление Обществом недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2008 год суд апелляционной инстанции полагает необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" внесены изменения в Закон N 27-ФЗ, а именно: статья 11 Закона N 27-ФЗ дополнена пунктом 2.2, согласно которому страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, предусмотренные данной статьей.

Данные изменения согласно пункту 2 статьи 9 Закона N 385-ФЗ начали действовать с 01.04.2016. Следовательно, именно с указанного периода у страхователей возникла обязанность по представлению сведений по форме СЗВ-М.

С 01.01.2017 Пенсионный фонд утвердил форму СЗВ-СТАЖ (постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 N 3п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)").

До указанной даты страховщики представляли сведения индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах в составе объединенной формы РСВ-1 ПФР.

Следовательно, обязанность по представлению сведений по форме СЗВ-СТАЖ возникла у страховщиков, начиная с 2017 года.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае отсутствует событие вмененного Обществу правонарушения, поскольку невозможно внесение изменений в сведения, представление которых не предусмотрено законодательством в 2008 году.

Расходы по уплате государственной пошлины распределяются между сторонами в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.08.2023 по делу № А56-41664/2023 отменить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Охранное предприятие "Дифенс" в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 10 000 руб. финансовых санкций.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Охранное предприятие "Дифенс" в доход федерального бюджета 400 руб. госпошлины по иску.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья

Н.О. Третьякова