ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-41668/20 от 02.12.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

09 декабря 2020 года

Дело № А56-41668/2020

Резолютивная часть постановления объявлена      декабря 2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме   декабря 2020 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Зотеевой Л.В.

судей  Денисюк М.И., Протас Н.И.,

при ведении протокола судебного заседания Апхудовым А.А.,

при участии:

от заявителя: Сурков Н.А. по доверенности от 01.04.2020, Карцева Е.Ю. председатель, по паспорту;

от Инспекции: Новиков А.В. по доверенности от 31.12.2019;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29687/2020) ЖСК № 134 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.08.2020г. по делу № А56-41668/2020, принятое

по заявлению Жилищно-строительного кооператива № 134

к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга

об оспаривании предписания,

установил:

Жилищно-строительный кооператив № 134 (далее – заявитель, Кооператив) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее – ответчик, Инспекция) от 24.03.2020 № 05/220-р.

Решением суда от 26.08.2020г. в удовлетворении заявленных Кооперативом требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, Жилищно-строительный кооператив № 134 направил апелляционную жалобу, в которых просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт, полагая, что судом первой инстанции дана ненадлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам.

            В судебном заседании представитель ЖСК поддержал доводы жалобы, представитель Инспекции доводы жалобы отклонил, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

            Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 11.02.2020 № 05/220-р Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка в отношении Кооператива с целью проверки фактов, изложенных в обращении от 22.01.2020 (вх. № ОБ-1461-1/20-0-0) о нарушении требований к порядку начисления платы по статье «административно-хозяйственные расходы» в счетах на оплату жилищно-коммунальных услуг по квартире № 136 д. 30 лит. З. по пр. Тореза Санкт-Петербурга.

В ходе проверки Инспекцией установлено, что Кооперативом нарушены требования пункта 2 статьи 154, пункта 6 статьи 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), и подпункта «ж» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее - Правила№ 416), а именно: в платежных документах собственника квартиры № 136 многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, проспект Тореза, д. 30, лит. 3, не являющегося членом Кооператива, в разделе «прочие услуги» начисляется плата по статье «административно - хозяйственные расходы» в размере 5,43 руб./м2, решение по которому членами Кооператива в данном многоквартирном доме не принималось за последние три года.

По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 24.03.2020 № 05/220-р и выдано предписание от 24.03.2020 № 05/220-Р, которым Кооперативу предписано произвести корректировку размера платы за излишне начисленную плату за 3 предшествующих года.

Полагая вынесенное Инспекцией предписание незаконным, Кооператив обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворения заявления, не установив предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания его недействительным.

Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и выслушав мнение сторон, полагает решение суда подлежащим отмене.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в том числе плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно части 8 статьи 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

Согласно статье 116 ЖК РФ высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция), которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива (часть 1). Компетенция общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) определяется уставом кооператива в соответствии с настоящим Кодексом.

 В соответствии с частью 6 статьи 155 ЖК РФ не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.

Пунктом 33 Правил №491 определено, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органа управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

Согласно пункту 8.1 Устава ЖСК № 134 высшим органом управления Кооператива является Общее собрание членов Кооператива.

В соответствии с пунктами 8.6.5. и 8.6.6.  Устава к исключительной компетенции Общего собрания Кооператива относится утверждение сметы расходов на текущий год и отчета о работе по смете расходов на отчетный год; определение размеров дополнительных взносов на содержание дома.

Применительно к рассматриваемой ситуации и с учетом вышеприведенных нормативных положений, общее собрание членов Кооператива, являющееся высшим органом управления Кооператива, должно утверждать размер обязательных платежей за содержание общего имущества на основании ежегодно утверждаемой сметы доходов и расходов, и утвержденный общим собрание размер платы является обязательным также для собственников, которые не являются членами Кооператива.

Как установлено Инспекцией в ходе проверки, с июля 2017 года по 01.06.2020 собственнику квартиры № 136, не являющемуся членом ЖСК,  в счет на оплату жилищных и коммунальных услуг включалась статья «административно-хозяйственные расходы». Также Инспекция указывает, что протоколы общих собраний Кооператива по вопросу включения статьи «административно-хозяйственные расходы» за 2017, 2018, 2019 и 2020 годы в соответствии со сметами доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год, а также информация об ознакомлении собственника помещения № 136 с проектами подготовленных документов по установлению платы по статье «административно-хозяйственные расходы» в размере 5,43 руб./м2 в ходе проверки не представлены.

Из материалов дела следует, что на общем собрании членов ЖСК 24.04.2013 был установлен сбор на АХР в размере 5,43 руб., что отражено в протоколе № 134 (л.д.23).

Действительно, из буквального толкования пункта 33 Правил № 491, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества должен определяться органами управления Кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год, то есть ежегодно.

Доказательства, подтверждающие, что в 2017-2020 г. общим собранием было принято решение о начислении платы по статье «административно-хозяйственные расходы» в размере, установленном протоколом от 24.04.2013, не представлены.

 Вместе с тем, апелляционная коллегия также обращает внимание на то обстоятельство, что в Акте проверки от 2403.2020 № 05/220-р не указано на непредставление ЖСК решения Общих собраний ЖСК за период с 2017 по 2020 годы, сметы доходов и расходов, которая исходя из содержания в том числе  протокола от 31.05.2017 на 2018 год утверждалась, также как и отчет аудитора о финансовой и хозяйственной деятельности Кооператива.

Также нельзя признать состоятельными доводы Инспекции о том, что с информацией об установлении платы за АХР не ознакомлены собственники помещения № 136, так в силу положений части 6 статьи 155 ЖК РФ такая информация до собственников, не являющихся членами ЖСК, доводится посредством заключения с ними договора, в котором указывается размер платы за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги. Вопросы о заключении такого договора в ходе проверки Инспекцией не исследовались.

Кроме того, по мнению апелляционного суда, выданное ЖСК предписание, содержащее требование произвести корректировку размера платы за АХР за 3 предшествующих года, нельзя признать корректным и исполнимым, так как административный орган не указал, какой размер начисленной платы он считает излишнем, учитывая, что ЖСК в лице своих органов управления осуществляло обслуживание дома, решало различные хозяйственные вопросы, что следует из содержания представленных в материалы дела протоколов общего собрания, в том числе за 2017 и 2018 годы (утверждали отчеты о деятельности ЖСК, отчеты аудитора о финансовой и хозяйственной деятельности и другие), иное административным органом не доказано. При этом размер платы на административно-хозяйственные расходы, установленный общим собранием еще  в 2013 году, не изменялся и не увеличивался.

При таких обстоятельствах, следует признать, что Инспекцией не в полной мере исследованы все значимые для установления факта нарушения ЖСК норм и правил жилищного законодательства обстоятельства, в результате чего выдано незаконное и неисполнимое предписание.

Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта о признании недействительным предписания от 24.03.2020 № 05/220-Р.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4500 руб. подлежат взысканию с Инспекции в пользу ЖСК.

Заявление о взыскании судебный расходов на представителя не рассматривается судом апелляционной инстанции с согласия представителей ЖСК, так как не представлены в полном объеме документы, подтверждающие несение таких расходов (договор, акт об оказанных услугах), при этом, Кооператив не лишен права обратиться с заявлением в порядке статьи 112 АПК РФ о взыскании судебных  расходов в суд первой инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от 26 августа 2020 года по делу №  А56-41668/2020 отменить.

Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга N 05/220-р от 24.03.2020г.

Взыскать с Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга в пользу Жилищно-строительного кооператива №134 4500 руб. расходов по государственной пошлине, уплаченной по первой и апелляционной инстанциям.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

М.И. Денисюк

Н.И. Протас