ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-41820/20 от 18.03.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

30 марта 2021 года

Дело № А56-41820/2020

Резолютивная часть постановления объявлена      марта 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме   марта 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе: председательствующего  Баженовой Ю.С.,

судей  Полубехиной Н.С., Тимухиной И.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Вороной Б.И.

при участии: 

от истца: представитель Одинцова Т.К. по доверенности от 21.05.2020;

от ответчика: представитель Низовская Ю.А. по доверенности от 11.01.2021;

от третьего лица: представитель Корнилова Е.А. по доверенности от 02.11.2020;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер  АП-37519/2020, 13АП-37524/2020 ) Администрации муниципального образования «Заневское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области и Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.11.2020 по делу № А56-41820/2020 , принятое по заявлению

индивидуального предпринимателя Александрова Александра Михайловича (ОГРНИП: 317784700306126, ИНН: 781139848052)

к Администрации муниципального образования «Заневское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (195298, Ленинградская область, Всеволожский район, деревня Заневка, 48, ОГРН: 1064703001021, ИНН: 4703083745)

третье лицо: Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области (191124, Санкт-Петербург, площадь Растрелли, дом 2, литер А, ОГРН: 1087847040181, ИНН: 7840405870)

о признании незаконным решения,

установил:

Индивидуальный предприниматель Александров Александр Михайлович (далее – Заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации муниципального образования «Заневское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее – Ответчик, Администрации):

- о признании незаконным отказа Администрации, оформленного письмом от 28.02.2020 года (исх. 374-4-10), в выдаче градостроительного плана земельного участка, с кадастровым номером: 47:07:0000000:92785, площадью 2459 кв.м., расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский муниципальный р-н, Заневское городское поселение, д. Кудрово.

- об обязании Администрации в течение 14 рабочих дней с даты вступления решения в законную силу выдать Предпринимателю, 12 марта 1989 года рождения (ОГРНИП 317784700306126, ИНН 781139848052), градостроительный план земельного участка с кадастровым номером: 47:07:0000000:92785, площадью 2 459 кв.м., расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский муниципальный р-н, Заневское городское поселение, д. Кудрово, с основным видом разрешенного использования – «магазины» (код ВРИ по классификатору – 4.4) в соответствии с территориальной зоной «ОД-4а».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области (далее – Комитет).

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.11.2020 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить. По мнению подателя жалобы, Предприниматель должен был обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти Ленинградской области о подготовке новой документации по планировке территории или изменений в существующий проект планировки территории. Администрация считает, что утвержденный Комитетом градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:92785 в полном объеме соответствует действующему законодательству РФ и нормативным правовым актом муниципального образования «Заневское городское поселение».

Комитет также обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, положенные в основание заявленных требований доводы Предпринимателя об отказе в выдаче ему градостроительного плана, и следовательно, отказе в предоставлении муниципальной услуги, нельзя признать состоятельными, поскольку оказание муниципальной услуги завершилось оформлением и регистрацией градостроительного плана земельного участка, результат оказания муниципальной услуги в виде подготовленного и зарегистрированного градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:92785 Предпринимателем не оспаривался.

В судебном заседании представители Администрации и Комитета поддержали доводы апелляционных жалоб.

Представитель Предпринимателя возражал против удовлетворения жалоб по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционные жалобы.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, апелляционный суд установил следующее.

Предприниматель является собственником земельного участка, площадью 2459 кв.м., расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский муниципальный р-н, Заневское городское поселение, г. Кудрово, с кадастровым номером: 47:07:0000000:92785 (далее – Участок), что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости № 47:07:0000000:92785-47/012/2018-1 от 03.04.2018.

08.11.2018 Предприниматель обратился в Администрацию с заявлением вх.№ 2157/02-07 от 09.11.2018 о выдаче градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ) для целей проектирования и строительства нежилого здания.

Письмом от 28.02.2020 №374-4-10 Администрация сообщила Предпринимателю, что его заявление о выдаче ГПЗУ не может быть рассмотрено, ссылаясь на то, что в соответствии с утвержденной постановлением Администрации  от 09.12.2011 №276 (с изменениями, внесенными постановлением от 23.04.2012 №147) документацией по планировке территории Участок находится в трех зонах планируемого размещения объектов капитального строительства.

Не согласившись с отказом Администрации в выдаче ГПЗУ, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, указав на то, что действующим градостроительным регламентом, установленным для Участка, предусмотрено размещение на нем объекта капитального строительства торгового назначения.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Подпунктом 8 пункта  1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплен основополагающий принцип, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Понятие «категория» земель (земельных участков) определяется земельным законодательством, а «зонирование территорий» регулируется градостроительным законодательством.

В пункте 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации   содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1, п.1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ).

Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (п. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ).

Для земельных участков населенных пунктов, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны (п. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ).

Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статьи  35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства – в ст. 37 указанного Кодекса.

В соответствии с положениями пункта  2, пункта  3 статьи  37 Градостроительного кодекса Российской Федерации  применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

При этом в силу пункта  2 статьи  7 Земельного кодекса Российской Федерации  любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Аналогичное правило содержится в Градостроительного кодекса Российской Федерации, так согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Как следует из материалов дела, в адрес Администрации с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:92785 обратился представитель собственника земельного участка Витко Е.С. с заявлением от 08.11.2018. В своем заявлении представитель собственника земельного участка просил выдать градостроительный план земельного участка со следующими характеристиками: кадастровый номер 47:07:0000000:92785, категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование магазины, общая площадь 2459+/-кв.м., расположенного по адресу Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Заневское городское поселение, д. Кудрово, к.н. 47:07:0000000:92785, для целей проектирования и строительства нежилого здания.

На основании поступившего заявления Администрацией был подготовлен градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:92785 с основным видом разрешенного использования земельного участка: магазины, и направлен на утверждение в Комитет 11.12.2018.

Комитетом градостроительный план возвращен в Администрацию 18.12.2018 на доработку.

Далее Администрацией дважды (письма Администрации от 20.05.2019 № 1383-2-3, 10.07.2019 № 2018-2-3) был подготовлен градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:92785 с основным видом разрешенного использования земельного участка: магазины.

Комитетом (письмами от 24.05.2019 № исх-07-4180/2019, от 16.07.2019 № исх-07-4792/2019) было отказано в утверждении генерального плана, поскольку в соответствии с проектом планировки территории, утвержденный постановлением Администрации от 09.12.2011 № 276 (с изм. от 23.04.2012 № 147) земельный участок с кадастровым номером 47:07:0000000:92785 расположен в границах трех зон планируемого размещения объектов капитального строительства: в зоне объектов капитального строительства социально - культурного назначения 8-4, в зоне иных объектов капитального строительства 8-6, в зоне объектов капитального   строительства   инженерной   и   транспортной   инфраструктуры, коммунально-бытового назначения 8-1, функциональное назначение объектов капитального строительства, планируемых к размещению в зоне 8-4 - взрослая поликлиника на 600 посещений в смену, в зоне 8-6 - индивидуальный жилой дом, в зоне 8-7 - канализационная насосная станция поверхностного стока.

Таким образом, подготовленные Администрацией градостроительные планы на земельный участок с кадастровым номером 47:07:0000000:92785 в соответствии с заявлением Предпринимателя с разрешенным использованием магазины не соответствовали Проекту планировки территории, утвержденному постановлением Администрации от 09.12.2011 № 276 (с изм. от 23.04.2012 № 147).

После исправления всех недочетов, полученных от Комитета, Администрацией 11.08.2020 был подготовлен и направлен в Комитет на утверждение градостроительный план со следующими основными видами разрешенного использования: коммунальное обслуживание (код вида разрешенного использования 3.1), здравоохранение (код вида разрешенного использования 3.4).

Комитетом 17.08.2020 данный градостроительный план земельного участка с основными видами разрешенного использования: коммунальное обслуживание (код вида разрешенного использования 3.1), здравоохранение (код вида разрешенного использования 3.4) утвержден.

Согласно ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Генеральный план — проектный документ, на основании которого осуществляется планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территорий.

Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Проект планировки территории (далее - ППТ) - документ для определённой территории, устанавливающий зоны размещения существующих объектов и их параметры, а также зоны размещения объектов, строительство которых может быть разрешено.

Проект планировки территории разрабатывается в развитие генеральных планов населённых пунктов. ППТ содержит основные показатели, необходимые для определения инвестиционной привлекательности территории — численность населения и возможные объёмы нового строительства (жилищного, делового, социального, культурно-бытового, транспортного, инженерного

ППТ — основа для формирования градостроительных планов земельных участков.

Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В градостроительном плане земельного участка содержится в том числе информация о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории.

Утверждение Предпринимателя о том, что градостроительный план может быть выдан только в соответствии с генеральным планом поселения и Правилами землепользования и застройки не соответствуют закону, а именно требованиям п. 3, 5 ч. 3 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном плане земельного участка содержится информация о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии).

В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном плане земельного участка содержится информация об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом.

Предприниматель просит выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:92785 с видом разрешенного использования «магазины». Данный вид разрешенного использования земельного участка допускается Правилами землепользования и застройки. В Правилах землепользования и застройки данный вид разрешенного использования указан в основных видах разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:92785: коммунальное обслуживание, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, здравоохранение, образование и просвещение, культурное развитие, общественное управление, обеспечение научной деятельности, магазины, банковская и страховая деятельность, общественное питание, развлечения, обслуживание автотранспорта, спорт, железнодорожный транспорт, обеспечение внутреннего правопорядка, водные объекты, общественное пользование водными объектами, земельные участки (территории) общего пользования).

Однако Правила землепользования и застройки предусматривают расширенный перечень видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:92785 по данной территориальной зоне. Проект планировки территории - это документ более детальной планировки территории в целях проектирования и строительства конкретного объекта капитального строительства в границах земельного участка и им определен один из видов разрешенного использования земельного участка указанный в Правилах землепользования и застройки. В данном случае в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:92785 Проектом планировки территории определены следующие виды разрешенного использования: взрослая поликлиника, индивидуальный жилой дом, канализационная насосная станция поверхностного стока.

Действующий проект планировки территории в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:92785 определяет функциональную зону, которая не противоречит генеральному плану поселения правилам землепользования и застройки, зону 8-7 «канализационная насосная станция поверхностного стока» и зону 8-4 «взрослая поликлиника».

В соответствии с Проектом планировки территории спорный земельный участок относится к видам разрешенного использования: взрослая поликлиника, индивидуальный жилой дом, канализационная насосная станция поверхностного стока.

По генеральному плану земельный участок Предпринимателя относится к функциональной зоне Д2: зоны административного, социально культурного назначения, общественных центров.

По Правилам землепользования и застройки земельный участок Предпринимателя отнесен к территориальной зоне ОД-4а: зона размещения объектов социально-бытового, учебно-образовательного, культурно-досугового, спортивного, торгового назначения, здравоохранения и социального обеспечения с основными видами разрешенного использования: коммунальное обслуживание, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, здравоохранение, образование и просвещение, культурное развитие, общественное управление, обеспечение научной деятельности, магазины, банковская и страховая деятельность, общественное питание, развлечения, обслуживание автотранспорта, спорт, железнодорожный транспорт, обеспечение внутреннего правопорядка, водные объекты, общественное пользование водными объектами, земельные участки (территории) общего пользования).

Таким образом, Проект планировки территории, утвержденный в 2012 году с указанием функциональных назначений объектов как «канализационная насосная станция поверхностного стока» и «взрослая поликлиника» не противоречит Генеральному плану поселения и Правилам землепользования и застройки утвержденном в 2013 году.

Предприниматель в уполномоченный орган исполнительной власти Ленинградской области о подготовке новой документации по планировке территории или внесении изменений в существующий проект планировки территории не обращался.

В связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, обжалуемое решение подлежит отмене с принятием судом апелляционной инстанции нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от 06.11.2020 по делу №  А56-41820/2020 отменить.

В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Александрова Александра Михайловича отказать.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.С. Баженова

Судьи

Н.С. Полубехина

 И.А. Тимухина