ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
13 июня 2022 года
Дело №А56-42037/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.
судей Галенкиной К.В., Кротова С.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Вороной Б.И.
при участии:
от истца: представитель ФИО1 по доверенности от 23.08.2021;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5955/2022) Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Центр комплексного благоустройства» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2022 по делу № А56-42037/2021, принятое
по иску Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Центр комплексного благоустройства» (192019, Санкт-Петербург, ул. Седова, 14, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (191144, Санкт-Петербург, ул.Новгородская, дом 20, литер А, помещение 2-Н, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
третье лицо: Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга
об обязании принять в казну движимое имущество,
установил:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Центр комплексного благоустройства» (далее – Истец, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее – Ответчик, Комитет) об обязании принять в казну Санкт-Петербурга движимое имущество, закрепленное на праве оперативного управления за Учреждением, а именно: Контрольный пост УГИБДД Шушары на 686 км. автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург, расположенных на объекте: «Подключение к развязке КАД на Федеральной автомобильной дороге М-10 «Россия». Путепроводная развязка через железнодорожные пути станции Шушары на 686 км. автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург, площадью 1041,2 кв.м.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга (далее – Комитет по благоустройству).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. В обоснование жалобы ее податель указывает, что согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 14.12.2015 № 307-КГ15-15650, отсутствие потребности в имуществе со стороны других потенциальных балансодержателей не является основанием для отказа от изъятия имущества в казну.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы.
Ответчик и Третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили.
Ответчик направил в апелляционный суд отзыв на жалобы, в котором возражал против ее удовлетворения.
Комитет по благоустройству представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддержал доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании 26.05.2022 был объявлен перерыв до 02.06.2022. О перерыве, времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва было объявлено публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в сети Интернет, что согласно п.13 постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 (ред. от 27.06.2017) "О процессуальных сроках" с учетом положений части 6 статьи 121 АПК РФ свидетельствует о соблюдении правил статей 122, 123 Кодекса.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения представителя Учреждения, апелляционный суд установил следующее.
Распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 16.06.2015 № 253-РЗ Контрольный пост УГИБДД, расположенный на объекте: «Подключение к развязке КАД на федеральной автомобильной дороге М-10 «Россия», Путепроводная развязка через железнодорожные пути станции «Шушары» на 686 км автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург по адресу: Санкт-Петербург, Витебский пр. (далее – Контрольный пост), закреплен на праве оперативного управления за Учреждением.
Как указывает Учреждение, с момента передачи ему в оперативное управление указанное имущество никак не используется, денежные средства на его содержание главным распорядителем бюджетных средств – Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга, не выделяются.
Учреждение обратилось в Комитет по благоустройству с заявлением от 02.11.2016 с просьбой согласовать прекращение права оперативного управления Учреждения на Контрольный пост и направить в Комитет имущественных отношений комплект документов, необходимых для изъятия из оперативного управления Учреждения указанного имущества.
Впоследствии Комитет по благоустройству, согласовав изъятие из оперативного управления данного имущества, направил в Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Имущество Санкт-Петербурга» и Комитет имущественных отношений обращения об изъятии имущества из оперативного правления Учреждения с приложением необходимого комплекта документов.
В ответ на обращения Комитета по благоустройству Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга в письме от 15.02.2021 № 05-07-4853/21-0-0 указал на невыявление государственной организации, которой может быть передан Контрольный пост.
Ссылаясь на уклонение Комитета от изъятия излишнего, неиспользуемого имущества из оперативного управления Учреждения, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, указав, что Учреждение не исчерпало все варианты обеспечения вовлечения контрольного поста в хозяйственный оборот.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
По правилам пункта 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу пункта 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, с учетом положений п.1 ст. 235, ст. 236, п. 3 ст.299 у Истца имеется право на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
В соответствии с п. 1 и 2 Положения о Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 N 98 (далее – Положение), Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет) является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводит государственную политику в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Санкт-Петербурга, а также в сфере земельных отношений (за исключением инвентаризации земель и территорий зеленых насаждений в Санкт-Петербурге, а также муниципального земельного контроля на территории Санкт-Петербурга).
Согласно п. 3.4 и п. 3.11.1 Положения Комитет осуществляет полномочия собственника государственного имущества Санкт-Петербурга, закрепляет за государственными предприятиями и учреждениями государственное имущество Санкт-Петербурга на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу пункта 3.20 Положения Комитет также совершает юридические действия, связанные с изъятием имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения государственным унитарным предприятиям Санкт-Петербурга или на праве оперативного управления государственным учреждениям Санкт-Петербурга.
Бездействие Комитета, выраженное в непринятии в казну имущества, не используемого Учреждением, со ссылкой на невыявлении других государственных организаций, которым имущество может быть передано, противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности Комитета.
Установив наличие у Учреждения права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности Учреждения, согласование Комитетом по благоустройству вопроса прекращения права оперативного управления спорного имущества, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018г. № 307-ЭС18-2637.
В связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, обжалуемое решение подлежит отмене с принятием судом апелляционной инстанции нового судебного акта об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2022 по делу № А56-42037/2021 отменить.
Обязать Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия настоящего постановления принять в казну Санкт-Петербурга имущество, закрепленное на праве оперативного управления за Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Центр комплексного благоустройства», а именно: Контрольный пост УГИБДД, расположенный на объекте: «Подключение к развязке КАД на федеральной автомобильной дороге М-10 «Россия». Путепроводная развязка через железнодорожные пути станции Шушары на 686 км. автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург (2-я очередь – продолжение Витебского пр. до Московского шоссе в районе пос. Шушары)» по адресу: Санкт-Петербург, Витебский пр.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Ю.С. Баженова
Судьи
К.В. Галенкина
С.М. Кротов