ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
14 ноября 2017 года | Дело № А56-42295/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме ноября 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.
судей Несмияна С.И., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-23822/2017 ) Союза организаций строительной отрасли "Строительный ресурс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.08.2017г. по делу № А56-42295/2017 (судья Бойкова Е.Е.), принятое
по иску ООО "Строймастер"
к Союзу организаций строительной отрасли "Строительный ресурс"
3-е лицо: Саморегулируемая организация Ассоциация регионального отраслевого объединения работодателей "Строительное региональное партнерство"
о признании
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Строймастер» (далее – истец, Союз) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к союзу организаций строительной отрасли «Строительный ресурс» (далее – ответчик, Общество) о признании незаконным бездействия Союза, выразившееся в неисключении Общества из состава членов Союза «Строительный ресурс» на основании уведомления от 21.11.2016г. о добровольном прекращении членства в связи с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию в порядке части 5 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»; об обязании ответчика внести в реестр членов Союза сведения о прекращении членства истца в Союзе «Строительный ресурс» с 12.05.2017г. в порядке части 5 статьи 3.3 Закона № 191-ФЗ; об обязании ответчика перечислить средства компенсационного фонда в размере 300 000 руб. в компенсационный фонд саморегулиремой организации Ассоциация регионального отраслевого объединения работодателей «Строительное региональное партнерство».
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2017г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена саморегулируемая организация Ассоциация регионального отраслевого объединения работодателей «Строительное региональное партнерство» (далее – третье лицо).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.08.2017г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Союз организаций строительной отрасли "Строительный ресурс" обратился с апелляционной жалобой, в которой указывает, что на момент рассмотрения спора у суда отсутствовали основания для признания незаконным бездействия со стороны ответчика; право на подачу уведомления для обществ с ограниченной ответственностью наступает с момента принятия решения общего собрания участников или единственного участника общества о добровольном прекращении членства, однако такого решения в Союз не поступало, в связи с чем, направленное истцом уведомление не может быть признано соответствующим действующему законодательству, а истец не мог быть исключен из состава членов Союза; истец не был лишен права добровольно выйти из саморегулируемой организации при соблюдении процедуры прекращения членства в Союзе, утвержденной саморегулируемой организацией и добровольно принятой на себя истцом при вступлении в ее члены.
На основании изложенного, податель жалобы просит обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в исковых требованиях.
В настоящем судебном заседании 08.11.2017г., лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123, абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ с учетом пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание не явились.
Приложенные к апелляционной жалобе дополнительные документы будут возвращены подателю жалобы вместе с полным текстом постановления апелляционного суда по настоящему делу, поскольку ходатайство об их приобщении к материалам настоящего дела ответчиком не заявлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, Союз 22.04.2011г. включен в Государственный реестр саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих деятельность в области строительства.
Общество являлось членом Союза и направило в адрес ответчика уведомление от 21.11.2016г. (далее – Уведомление) о добровольном прекращении членства в СРО в связи с переходом в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации истца с 12.05.2017г.
Письмом от 13.12.2016г. Союз сообщил о том, что информация, изложенная в Уведомлении, принята к рассмотрению и будет учтена в дальнейшей работе.
Впоследствии, ответчик направил в адрес Общества уведомление № 767-У/СР о проведении в отношении ООО «Строймастер» проверки, в ходе проведения которой были выявлены нарушения требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, требований стандартов и правил саморегулирования Союза.
Уведомлением от 27.03.2017г. № 8493-ДО/СР ответчик сообщил истцу о приостановлении действия свидетельства о допуске к работам и вынесении предписания, а затем, уведомлением от 25.05.2017 № 16910-ДО/СР сообщил о прекращении действия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ и об исключении Общества из состава членов Союза «Строительной ресурс».
Выпиской из протокола СРО А «Строительное региональное партнерство» от 30.05.2017 № 448 подтверждается вступление в члены указанного СРО ООО «Строймастер», в связи с чем истец направил заявление о перечислении денежных средств в компенсационный фонд СРО А «Строительное региональное партнерство» ответчику.
Поскольку соответствующее требование ответчиком исполнено не было, истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, с учетом установленных обстоятельств по делу апелляционная коллегия считает доводы апелляционной жалобы необоснованными в силу следующего.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу с 04.07.2016, Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) дополнен статьей 3.3, которая устанавливает условия добровольного прекращения членства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в саморегулируемой строительной организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту своей регистрации с переводом средств компенсационного фонда: подача уведомления о намерении добровольно прекратить членство в саморегулируемой организации в целях перехода в другую организацию; документальное подтверждение факта принятия решения о приеме в члены иной саморегулируемой организации; семидневный срок перечисления средств компенсационного фонда с момента получения уведомления и документов, подтверждающих прием в члены иной саморегулируемой организации.
В соответствии с частью 5 статьи 3.3 Закона N 191-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в срок не позднее 01.12.2016 обязаны письменно уведомить такую некоммерческую организацию:
1) о намерении добровольно прекратить членство в такой саморегулируемой организации, в том числе с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию;
2) о сохранении членства в такой некоммерческой организации с приложением документов, предусмотренных частью 2 статьи 55.6 ГрК РФ.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается факт получения заявления Общества о намерении добровольно прекратить членство в Союзе в связи с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию.
Следовательно, истцом в данном случае соблюдены требования частей 5 и 6 статьи 3.3 Закон N 191-ФЗ о порядке уведомления некоммерческой организации о намерении добровольно прекратить членство в такой саморегулируемой организации, в том числе с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию.
В соответствии с частью 6 статьи 3.3 Закона N 191-ФЗ членство лиц, указанных в части 1, прекращается с даты, указанной в таком Уведомлении, но не позднее 01.07.2017г.; при этом, как установлено частью 2 статьи 3.3 Закона, под саморегулируемой организацией в настоящей статье понимается саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а в силу части 3 статьи 3.3 Закона N 191-ФЗ с 01.10.2017г. орган надзора за саморегулируемыми организациями принимает решение об исключении некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, из государственного реестра саморегулируемых организаций в том числе в случае, если членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, не зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением иностранных юридических лиц, а также случая, если на территории субъекта Российской Федерации отсутствует зарегистрированная в установленном законом порядке саморегулируемая организация, соответствующая требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 55.4 Градостроительного кодекса РФ.
Так же, как предусмотрено частью 7 статьи 3.3 Закона N 191-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, не выразившие в установленный частью 5 настоящей статьи срок намерение добровольно прекратить или сохранить членство в некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, исключаются из членов такой некоммерческой организации по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации с 01.07.2017г.
Таким образом, в случае если членом саморегулируемой организации не будет подано уведомление о намерении добровольно прекратить членство, срок подачи которого установлен до 01.12.2016г., саморегулируемая организация в силу вышеуказанных положений будет исключать с 01.07.2017г. своих членов, не зарегистрированных в том же субъекте, что и саморегулируемая организация.
При этом, для лиц, направивших уведомление о добровольном прекращении членства в целях последующего перехода в саморегулируемую организацию по месту регистрации, частью 13 статьи 3.3 Закона N 191-ФЗ в редакции Федерального закона N 372-ФЗ предусмотрено право подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено, на перечисление своего взноса в компенсационный фонд в ту саморегулируемую организацию, в которую они переходят, и в таком случае взнос в компенсационный фонд должен быть перечислен в течение семи рабочих дней со дня поступления указанного заявления и документов, подтверждающих факт принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены саморегулируемой организации по месту регистрации.
В данном случае истец в соответствии с приведенными нормами закона направил в адрес Союза уведомление о добровольном прекращении членства в Союзе с 12.05.2017г., в том числе с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию; обосновывая же возможность отказа в принятии такого уведомления, Союз сослался на принятое 28.10.2016г. Положение о прекращении членства в Союзе, в пункте 4.3 которого предусмотрено приложение к Уведомлению оригинала или нотариально удостоверенной копии решения учредителей (участников) юридического лица - члена Союза о намерении прекратить членство в Союзе с целью перехода в другую саморегулируемую организацию по месту своей регистрации.
При этом в силу положений статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ саморегулируемая организация, имеющая право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - саморегулируемая организация), обязана разработать и утвердить: требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - свидетельство о допуске) - документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; правила контроля в области саморегулирования - документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования; документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.
Также саморегулируемая организация вправе разработать и утвердить: стандарты саморегулируемых организаций - документ, устанавливающий в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ; правила саморегулирования - документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов саморегулируемых организаций, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В то же время саморегулируемая организация не вправе разрабатывать и утверждать документы, устанавливающие обязательные требования к членам саморегулируемой организации, их деятельности, за исключением разработки и утверждения, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи документов.
При этом документы саморегулируемой организации не должны: противоречить требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе требованиям технических регламентов; противоречить целям, указанным в части 1 статьи 55.1 настоящего Кодекса; устанавливать преимущества для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся учредителями такой организации; вести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков), созданию препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам.
Таким образом, ни положениями статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ, ни какими-то иными нормами данного Кодекса на саморегулируемые организации не возложена обязанность по разработке указанного в Федеральном законе N 191-ФЗ порядка уведомления саморегулируемой организации о намерении добровольно прекратить членство в связи с вступившими в силу изменениями, внесенными в Кодекс, при том, что данный порядок, исходя из буквального прочтения нормы Закона, носит исключительно уведомительный характер, не предполагающий каких-либо дополнительных проверок, а требование Союза о представлении документов, определяющих полномочия органа, который вправе принимать решение и подписывать уведомление о выходе из Союза в соответствии с законодательством РФ, является необоснованным.
Таким образом, требования истца о признании действий (бездействия) ответчика, выразившихся в неисключении Общества из состава членов Союза, незаконными (противоречащими приведенным нормам) и об обязании Союза внести в реестр сведения о прекращении членства истца в его составе с 15.05.2017г. правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Также, принимая во внимание вышеизложенное, с учетом действующих норм права, регулирующих спорное правоотношение, взнос в компенсационный фонд должен быть перечислен в течение семи рабочих дней со дня поступления в саморегулируемую организацию соответствующего заявления и документов, подтверждающих факт принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены иной саморегулируемой организации, в саморегулируемую организацию, которой принято указанное решение; при том, что при приеме в члены саморегулируемой организации, в которую переходят такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, денежные средства, подлежащие перечислению в соответствии с настоящей частью, учитываются при расчете взноса в компенсационный фонд или компенсационные фонды указанной саморегулируемой организации; ответственность по обязательствам таких юридического лица, индивидуального предпринимателя, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 Кодекса, несет саморегулируемая организация, в члены которой принято такое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, со дня поступления соответствующего взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе в связи с причинением вреда вследствие недостатков работ, которые осуществлялись до дня поступления соответствующего взноса в компенсационный фонд возмещения вреда новой саморегулируемой организации, а денежные средства, внесенные в компенсационный фонд СРО, членом которого является определенное юридическое лицо и/или индивидуальный предприниматель, соответственно, должны быть перечислены в СРО, членом которой они стали в связи с изменениями законодательства (пункт 13 статьи 3.3 Закона N 191 ФЗ).
В данном случае соответствующее обязательство со стороны Союза не исполнено (при подтверждении материалами дела факта обращения Общества к Союзу с соответствующим заявлением, а также факта его вступления (документального неопровержения этого факта ответчиком) в состав новой саморегулируемой организации - Ассоциации), и - как следствие - он обязан перечислить в пользу третьего лица средства компенсационного фонда, внесенные истцом ранее - при вступлении в члены Союза.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают законности обжалуемого решения, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.08.2017г. по делу № А56-42295/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.М. Попова | |
Судьи | С.И. Несмиян Я.Г. Смирнова |