ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
07 сентября 2022 года
Дело №А56-423/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Протас Н.И., Третьяковой Н.О.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1,
при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности;
от ответчика: ФИО3 по доверенности (после перерыва) (онлайн);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21016/2022) ООО «ПетербургГаз» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.06.2022 по делу № А56-423/2022, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ПетербургГаз»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
об оспаривании постановления,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «ПетербургГаз» (далее – заявитель, Общество, ООО «ПетербургГаз») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление, административный орган) от 23.11.2021 о назначении административного наказания по делу №078/04/9.21-1292/2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Решением суда от 03.06.2022 оспариваемое постановление изменено в части назначенного наказания, штраф снижен до 300 000 руб.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 03.06.2022, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Общества жалобу поддержал; представитель Управления выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, представил письменный отзыв.
В судебном заседании произведена замена состава суда на основании статьи 18 АПК РФ, судья Денисюк М.И. заменена на судью Протас Н.И.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 29.08.2022 до 05.09.2022 до 14 час. 45 мин.
После перерыва судебное заседание продолжено при участии представителей Общества и Управления.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в Управление поступило заявление АО «АТЭП» (далее – Заявитель) относительно возможного нарушения ООО «ПетербургГаз» антимонопольного законодательства и/или Правил подключения (технологического присоединения) к сетям газоснабжения, выразившегося в неисполнении мероприятий по договору от 08.06.2016 №ТП4С566-2016 о подключении к сетям газоснабжения объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <...>, лит. А.
Управлением в ходе проверки заявления установлено, что АО «АТЭП» обратилось в ООО «ПетербургГаз» с заявкой на заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
08.06.2016 между АО «АТЭП» и ООО «ПетербургГаз» был заключен договор о подключении № ТП4С-566-2016.
Согласно пункту 1.5 Договора срок осуществления мероприятий по подключению не может превышать 1,5 (полтора) года со дня заключения Договора.
В период с 20.11.2017 по 06.11.2020 между АО «АТЭП» и ООО «ПетербургГаз» были подписаны дополнительные соглашения (№№ 1, 2, 3, 4) к Договору, согласно которым срок неоднократно продлевался и был установлен в окончательной редакции не позднее 20.05.2021.
ООО «ПетербургГаз» в письме в адрес Управления от 17.09.2021 вх. № 29634/21 сообщило, что Договор в настоящее время не расторгнут.
На дату обращения АО «АТЭП» в Управление (14.07.2021) мероприятия по осуществлению технологического присоединения Объекта по Договору со стороны ООО «ПетербургГаз» не исполнены, чем нарушен подпункт «б» пункта 85 Правил.
14.05.2021 ООО «ПетербургГаз» направило Заявителю проект дополнительного соглашения № 5 к Договору, согласно которому в связи с установлением распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга № 26-р от 30.04.2021 платы за технологическое присоединение Объекта Заявителя к газораспределительным сетям ООО «ПетербургГаз» по индивидуальному проекту Заявителя, на основании пункта 10 Договора стороны согласовывают окончательный размер платы за технологическое присоединение Объекта в размере 8 608 848,00 руб., в том числе НДС 20% - 1 434 808,00 руб.
Дополнительное соглашение АО «АТЭП» не подписано.
Усмотрев в действиях Общества событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, Управление 11.11.2021 составило протокол №05/31576/21 об административном правонарушении.
Постановлением Управления от 23.11.2021 о назначении административного наказания по делу №078/04/9.21-1292/2021 об административном правонарушении Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с законностью привлечения к административной ответственности, Общество оспорило постановление УФАС в судебном порядке.
Суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества в его совершении, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, а также оснований для признания правонарушения малозначительным, вместе с тем изменил оспариваемое постановление в части размера назначенного наказания и снизил штраф до 300000 руб.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции полагает решение суда подлежащим отмене в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 59 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила подключения) подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Согласно пункту 63 Правил подключения для заключения договора о подключении заявитель направляет заявку о подключении (технологическом присоединении) в газораспределительную организацию, которая ранее выдала технические условия (исполнителю).
Как следует из содержания подпункта «г» пункта 83 Правил подключения размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения, является одним из существенных условий договора о подключении объекта капитального строительства к сетям газораспределения.
В соответствии со статьёй 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям подлежит государственному регулированию.
Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 87 Правил подключения в случае если размер платы за технологическое присоединение зависит от технических параметров проекта газоснабжения и (или) устанавливается впоследствии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по индивидуальному проекту при заключении договора о подключении, в договоре о подключении указывается предварительный размер платы за технологическое присоединение, определяемый исходя из действующих на тот момент стандартизированных тарифных ставок, определяющих размер платы за технологическое присоединение, и предварительных технических параметров проекта газоснабжения. При этом расчет предварительного размера платы за технологическое присоединение является обязательным приложением к договору о подключении. Впоследствии размер платы в договоре о подключении корректируется путем заключения дополнительного соглашения для случаев:
а) когда размер платы за технологическое присоединение определяется исходя из стандартизированных ставок и технических параметров проекта газоснабжения, - после разработки и проведения экспертизы проекта газоснабжения;
б) когда размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по индивидуальному проекту, - после утверждения размера платы за технологическое присоединение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В силу пункта 96 Правил подключения размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 35 Приказа ФАС России от 16.08.2018 г. № 1151/18 "Об утверждении Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину" (далее по тексту - Приказ) размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с договором о подключении, исходя из перечня мероприятий и технических параметров подключения к газораспределительной сети, в том числе протяженность, диапазоны диаметров, материалы газопроводов, типы и способы их прокладки, диапазоны максимального часового расхода пунктов редуцирования газа.
Суд первой инстанции, проанализировав Технические условия газоиспользующего оборудования Заявителя (Приложение № 1 к Договору), содержание заключенного Договора (пункт 4.1), пришел к выводу о том, что Договор был заключен на основании применения стандартизированных тарифных ставок, в связи с чем согласился с выводами УФАС о необоснованном направлении Обществом Заявителю дополнительного соглашение № 5 к Договору, которым стоимость подключения определена в ином размере, не соответствующем расчету предварительного размера платы за технологическое присоединение (Приложение № 4 к Договору) - 621 554,11 руб., что образует событие правонарушения по статье 9.21 КоАП РФ.
Вместе с тем, судом не дана надлежащая оценка всем обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не истребованы у административного органа все материалы административного дела, что привело к принятию неправильного решения.
Согласно статье 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 83 Правил подключения в договор технологического присоединения, если плата по нему определяется на основании индивидуального проекта, включается существенное условие о стоимости разработки проекта газоснабжения и проведения его экспертизы.
Судом не принято во внимание, что между Обществом и АО «АТЭП» был заключен договор технологического присоединения № ТП4С-566-2016 от 08.06.2016 г., предусматривающий установление платы по индивидуальном проекту, в связи с чем в пункте 4.1 Договора был указан предварительный размер платы (который впоследствии корректируется путем заключения дополнительного соглашения).
Доводы УФАС о том, что Заявитель не знал о том, что подключение планировалось по индивидуальному проекту и эти условия были ему навязаны, прямо противоречат пункту 4.2 Договора, в котором указана стоимость разработки проекта газоснабжения и проведения его экспертизы – 176 184,86 руб.
Также в пункте 4.2 Договора содержится условие, согласно которому размер платы за технологическое присоединение, указанный в пункте 4.1 настоящего договора, корректируется путем заключения дополнительного соглашения Сторон. При этом, если размер платы за технологическое присоединение определяется по индивидуальному проекту, ее размер определяется в дополнительном соглашении с учетом стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов по ликвидации дефицита пропускной способности существующих сетей газораспределения.
Такое дополнительное соглашение заключается Сторонами в месячный срок по окончании экспертизы проекта газоснабжения или с даты утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов размера платы за технологическое присоединение.
Материалами дела, в том числе представленными Обществом в УФАС, подтверждается, что в соответствии с пунктом 4.2 Договора Обществом был разработан индивидуальный проект по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Парк», входящего в состав ансамбля «Дворцово-парковый ансамбль Михайловской дачи (Михайловка) для современного использования в части прокладки газопровода до границы участка по адресу: пос. Стрельна, район Петродворцовый, дорога Нижняя, дом 2а, литер А.
Проект прошел государственную историко-культурную экспертизу, признан соответствующим требованиям государственной охраны объектов культурного наследия (положительное заключение), данный факт оформлен Актом экспертной комиссии от 18.08.2020г.
В соответствии с пунктом 87 Правил подключения и пункта 4.2 Договора Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30.40.2021 № 26-р (л.д. 72-73) в отношении подключения вышеуказанного объекта установлена плата за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в размере 7 174,04 тыс. руб. (без учета налога на добавленную стоимость) с расшифровкой расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, согласно приложению к настоящему распоряжению.
14.05.2021 ООО «ПетербургГаз» направило Заявителю проект дополнительного соглашения № 5 к Договору, согласно которому в связи с установлением Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга № 26-р от 30.04.2021 платы за технологическое присоединение Объекта Заявителя к газораспределительным сетям ООО «ПетербургГаз» по индивидуальному проекту Заявителя определен окончательный размер платы за технологическое присоединение Объекта в размере 8 608 848,00 руб., в том числе НДС 20% - 1 434 808,00 руб.
Дополнительное соглашение об установлении окончательной стоимости подключения было передано со стороны Общества в АО «АТЭП» в пределах срока действия Договора.
Согласно пункту 105 Правил подключения, после окончания разработки проекта газоснабжения и проведения его экспертизы исполнитель (Общество) в течение 5 рабочих дней направляет в орган исполнительной власти субъектаРоссийской Федерации в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (далее - заявление об установлении платы). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления подключения (технологического присоединения) по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы (пункт 107 Правил подключения).
В соответствии с пунктом 110 Правил подключения исполнитель направляет дополнительное соглашение к договору о подключении, которым корректируется стоимость услуг по подключению, а также решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, на основании которого корректируется стоимость услуг по подключению (технологическому присоединению), не позднее 5 рабочих дней со дня получения соответствующей информации, но не ранее вступления в силу указанного решения.
Пунктом 4.2. Договора установлен аналогичный порядок корректировки стоимости платы, в связи с чем Обществом в адрес Заявителя было направлено дополнительное соглашение.
Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30.40.2021 № 26-р в судебном порядке Заявителем не обжаловано. Антимонопольным органом не установлено, что размер платы, указанный в проекте дополнительного соглашения № 5 от 14.05.2021, не соответствует установленному в Распоряжении № 26-р тарифу.
При таких обстоятельствах следует признать, что действия Общества по направлению Заявителю дополнительного соглашения соответствуют как пункту 4.2 Договора, так и вышеприведенным положениям Правил подключения (пункту 87, 102, 105).
Нарушения пунктов 102 и 104 Правил подключения, вмененных антимонопольным органом Обществу (навязывание услуг и обязательств, не предусмотренных Правилами, и существенное изменение условий договора в одностороннем порядке, а именно осуществление подключения по индивидуальному проекту) в действиях Общества не усматривается и из материалов дела не следует.
Вывод суда первой инстанции о наличии просрочки на основании пункта 102 Правил подключения не является достаточно обоснованным, так как специальными нормами Раздела VII Правил подключения «О корректировке размера платы за технологическое присоединение при ее определении по индивидуальному проекту» установлен иной порядок взаимодействия сторон в ходе исполнения Договора, предусматривающий выполнение дальнейших работ в случае согласия заявителя.
Более того, нарушение срока исполнения договора оспариваемым постановлением Обществу не вменяется, данные обстоятельства не исследовались и не оценивались административным органом. Общество, как следует из содержания оспариваемого постановления УФАС, привлечено к административной ответственности за нарушение пунктов 102 и 104 Правил подключения, выразившихся в навязывании услуг и обязательств, не предусмотренных Правилами, и существенное изменение условий договора в одностороннем порядке, а именно осуществление подключения по индивидуальному проекту и изменение платы за подключение путем направления дополнительного соглашения.
Принимая во внимание, что вмененные Обществу нарушения не подтверждены материалами дела, оснований для привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ не имелось.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции, как вынесенное при ненадлежащей оценке обстоятельств дела, что привело к неправильному применению норм материального права, подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23.11.2021 о назначении административного наказания по делу №078/04/9.21-1292/2021.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 июня 2022 года по делу № А56-423/2022 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23.11.2021 о назначении административного наказания по делу №078/04/9.21-1292/2021 об административном правонарушении, которым общество с ограниченной ответственностью «ПетербургГаз» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В. Зотеева
Судьи
Н.И. Протас
Н.О. Третьякова