ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-42561/2021 от 09.06.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

09 июня 2022 года

Дело №

А56-42561/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Дмитриева В.В. и
Куприяновой Е.В.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «ФРЕШ ДИРЕКТ СПЭИН, С.Л.» (FRESH DIRECT SPAIN S.L.) Дюбиной А.С. (доверенность от 25.03.2021), от общества с ограниченной ответственностью «ЛЕНТА» Ефимова Е.В. (доверенность от 02.06.2020),

рассмотрев 08.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ФРЕШ ДИРЕКТ СПЭИН, С.Л.» (FRESH DIRECT SPAIN S.L.) на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2022 по делу № А56-42561/2021,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «ФРЕШ ДИРЕКТ СПЭИН, С.Л.» (FRESH DIRECT SPAIN S.L.), адрес: 46980, Испания, Патерна (Валенсия), Технологический парк Патерна, ул. Чарльза Роберта Дарвина, д. 11, офис 3 (Calle Charles Robert Darwing 11, Office 3, 46980 PaternaValenciaSpain), зарегистрировано в Торговом реестре Валенсии: том 9712, журнал 6994, лист 145, страница V-156762, ИНН B-98577240 (далее – Компания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ЛЕНТА», адрес: 197374, Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 112, лит. Б, ОГРН 1037832048605, ИНН 7814148471 (далее – Общество), о взыскании 46 999,44 евро задолженности и 68,50 евро процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 12.02.2021 по 28.04.2021, а также процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных с 29.04.2021 по ключевой ставке Центрального Банка Российской Федерации по день фактической уплаты суммы долга.

Решением суда первой инстанции от 15.09.2021 иск удовлетворен.

Постановлением апелляционного суда от 02.03.2022 решение от 15.09.2021 отменено, в иске отказано.

В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам, а также на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 02.03.2022 и оставить в силе решение от 15.09.2021.

Податель жалобы считает, что при подаче и принятии к производству апелляционной жалобы ответчика было допущено грубое нарушение норм процессуального права.

По мнению подателя жалобы, апелляционный суд ошибочно расценил маркировку товара доказательством срока годности, установленного Компанией, вместе с тем, в рассматриваемом случае гарантийный срок на скоропортящийся товар ни контрактом, ни товарно-распорядительными документами установлен не был; по прибытии товара, являющегося скоропортящимся, ответчик не проявил должной заботливости и осмотрительности при его получении, в связи с чем товар был осмотрен покупателем лишь по истечении 18 – 24 дней после прибытия.

Кроме этого, Компания ссылается на то, что акты, представленные ответчиком, не могут являться надлежащими доказательствами утилизации товара, а также на нарушение ответчиком порядка предъявления претензии по качеству товара.

Податель жалобы указывает на то, что суд апелляционной инстанции неправомерно принял во внимание новые обстоятельства по делу относительно порядка выпуска товара, которые не были установлены судом первой инстанции.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить в силе обжалуемое постановление, считая его законным и обоснованным.

В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представитель Общества обратился с просьбой отказать в ее удовлетворении.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Компания (продавец) и Общество (покупатель) 17.09.2019 заключили контракт № FF-3101 (далее - Контракт), в соответствии с условиями пункта 1.1 которого продавец обязался поставить покупателя свежие фрукты и овощи (далее - товар), конкретное наименование, ассортимент, количество и прочие данные которых определяются на основании заказов покупателя, направляемых в порядке и на условиях оговоренных Контрактом, а покупатель - принять поставленный товар и оплатить его стоимость в соответствии с условиями Контракта.

Согласно пункту 1.3 Контракта отношения сторон, не урегулированные Контрактом, подчиняются правилам Конвенции ООН «О договорах международной купли-продажи товаров», заключенной в Вене 11.04.1980, правилам Инкорермс 2021 и Требованиям при поставке СОФ от прямых поставщиков 02-04 от 16.05.2016, а в части, не урегулированной указанными в данном пункте международными нормативными правовыми актами - законодательством Российской Федерации.

Основные условия поставки определяются покупателем и продавцом согласно «Инкотермс 2010» (пункты 1.2, 1.3, 4.1 Контракта).

Как следует из пункта 3.1 Контракта, покупатель осуществляет 100% оплату стоимости каждой партии товара в течение 24 банковских дней в зависимости от того, какое из событий наступит раньше: либо с момента таможенного оформления товара на территории Российской Федерации (проставления на бланке декларации на товары штампа «Выпуск разрешен») либо выпуска товара до подачи таможенной декларации (проставления на бланке Обязательства о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений штампа «Выпуск разрешен») и приемки товара на складе покупателя.

В соответствии с пунктом 3.3 Контракта обязательства по оплате товара считается исполненным с момента списания денежных средств с расчетного счета покупателя. Право собственности на товар, а также расходы, риски потери и повреждения товара переходят от продавца к покупателю в соответствии с условиями поставки «Инкофрмс» 2010», указанными в инвойсе на каждую конкретную поставку (пункт 4.10 Контракта).

Пунктом 5.1. Контракта определено, что качество товара соответствует медико-биологическим требованиям и санитарным нормам качества, принятым в Российской Федерации, характеристикам товара, указанным в заказе покупателя, а также требованиям при поставке СОФ от прямых поставщиков. Порча не должна превышать 2% от количества по прибытии на склад покупателя или на склад представителя покупателя.

Как следует из пункта 5.4 Контракта, товар поставляется с маркировкой, которая наносится на каждую единицу транспортной тары водоустойчивыми красителями на русском языке с обязательным указанием следующих данных: наименование товара, дата сбора урожая, даты изготовления и упаковки, сорт, категория, масса, номер партии, условия хранения, страна происхождения товара, наименование и адрес продавца, наименование и адрес покупателя, штрих-код, знак обращения продукции на рынке Таможенного союза, петля Мебиуса, иные необходимые реквизиты по требованию покупателя.

В пункте 5.5 Контракта предусмотрено, что товар, поставленный с нарушениями пункта 5.4 Контракта, приравнивается к некачественному с применением всех предусмотренных действующим законодательством последствий.

Согласно пункту 6.1 Контракта приемка товара по качеству и количеству (в том числе по количеству внутри тарного места) осуществляется в течение 48 часов с момента получения товара на складе покупателя или на складе представителя покупателя. Приемка осуществляется с приглашением при необходимости Торгово-промышленной палаты или другого аттестованного независимого эксперта по выбору покупателя с оформлением акта приемки и отчета об исполнении.

Покупатель вправе предъявить продавцу претензии по ассортименту, количеству и качеству товара.

Пунктом 7.1 Контракта предусмотрено, что предварительная претензия направляется продавцу не позднее 48 часов (исключая выходные и праздничные дни) со дня приемки товара на складе покупателя.

Окончательная претензия должна быть направлена покупателем продавцу по электронной почте не позднее 21 календарного дня с момента приемки товара на складе покупателя (пункт 7.4 Контракта).

По электронным каналам связи 27.11.2020 от покупателя поставщику поступил заказ PON 2 о поставке свежих климентинов.

Свежие климентины 06.12.2020 были погружены и отправлены поставщиком покупателю морским транспортом двумя контейнерами TRIU8010564 и MSCU7461968.

Условия поставки согласованы покупателем и поставщиком в соответствии с инвойсами от 05.12.2020 - CFR Saint Petersburg.

Товар прибыл в порт Санкт-Петербурга 17.12.2020.

По итогам карантинного фитосанитарного контроля оформлены акты от 20.12.2020 № 785170201220040 и 785170201220039.

Акт таможенного досмотра товаров оформлен 29.12.2020.

По результатам таможенного досмотра выявлен перевес (несоответствие веса товаров в сопроводительных документах, оформленных Компанией, и фактическим весом товара).

При вскрытии контейнеров были обнаружены гниль и плесень товара.

Общество 27.01.2021 направило Компании претензии с требованием о возмещении убытков, связанных с оплатой таможенных платежей, услуг брокеров, портовых и литейных услуг, а также расходов на утилизацию товаров.

Компания 29.01.2021 отказала в удовлетворении требований претензий и 12.02.2021 направила Обществу претензию с требованием об оплате полученного товара.

Неурегулирование спора в досудебном порядке послужило основанием для обращения Компании в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции удовлетворил иск, признав его обоснованным по праву и размеру.

Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал в иске.

Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Согласно статье 513 ГК РФ покупатель обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки (пункт 1).

Принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота.

Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика (пункт 2).

В силу статьи 518 ГК РФ покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 ГК РФ.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 476 ГК РФ продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.

Статьей 477 ГК РФ предусмотрено, если иное не установлено законом или договором купли-продажи, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при условии, что они обнаружены в сроки, установленные настоящей статьей (пункт 1).

Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи.

В отношении товара, на который установлен срок годности, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если они обнаружены в течение срока годности товара (пункт 4).

Согласно статье 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон. (пункт 1).

Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров (пункт 2).

В соответствии со статьей 513 ГК РФ покупатель обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки (пункт 1).

Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика (абзац второй пункта 2).

Согласно пункту 2 статьи 520 ГК РФ покупатель (получатель) вправе отказаться от оплаты товаров ненадлежащего качества и некомплектных товаров, а если такие товары оплачены, потребовать возврата уплаченных сумм впредь до устранения недостатков и доукомплектования товаров либо их замены.

Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Апелляционная инстанция исследовала представленные в дело доказательства в соответствии с положениями статей 71 и 268 АПК РФ и установила следующее.

При вскрытии контейнеров TRIU8010564 и MSCU7461968 обнаружены недостатки - загнив и плесень.

Согласно отчету от 04.01.2021 сюрвейера - общества с ограниченной ответственностью «Айкьюб» (далее – ООО «Айкьюб»), которое было привлечено покупателем для приемки товара в контейнере TRIU8010564, выявлено несоответствие стандарта для 2-й категории – 19,8% (механические повреждения, значительное отслоение кожуры, обсеменение спорами, коричневые пятна) отход 13,1% (загнив). В ходе проверки также установлено, что температурный режим контейнера соответствует установленным нормам.

Согласно отчету ООО «Айкьюб» от 14.01.2021 № LN-003 при повторной проверки выявлено несоответствие стандарта для 2-й категории - 57,4% (механические повреждения, значительное отслоение кожуры, обсеменение спорами, коричневые пятна) отход 33,5% (загнив).

В отчете ООО «Айкьюб» от 10.01.2021 № LN-002 указано, что при проверке контейнера MSCU7461968 выявлено несоответствие стандарта для 2-й категории – 31,9% (механические повреждения, значительное отслоение кожуры, обсеменение спорами, коричневые пятна,) отход 31,3% (загнив).

В отчете ООО «Айкьюб» от 14.01.2021 № LN-004 указано, что при повторной проверки выявлено несоответствие стандарта для 2-й категории - 64,5% (механические повреждения, значительное отслоение кожуры, обсеменение спорами, коричневые пятна) отход 31,8% (загнив).

Согласно акту экспертов Ленинградской областной Торгово-промышленной палаты. от 21.01.2021 № 154-06-00066-21 провели осмотр спорного товара и пришли к выводу, что он не соответствует требованиям
ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ГОСТа 34307-2017 «Плоды цитрусовых культур, Технические условия» пункт 5.2 Таблица 1 и требованиям Контракта. Продукция подлежит утилизации в рамках действующего законодательства Российской Федерации.

Из положений статьи 476 ГК РФ следует, что бремя доказывания причин возникновения недостатков товара распределяется между сторонами договора купли-продажи (поставки) в зависимости от того, установлен ли на товар гарантийный срок.

Если гарантийный срок на товар установлен, то при обнаружении некачественности товара в течение гарантийного срока, предполагается, что недостатки возникли до передачи товара и за них отвечает продавец, пока им не доказано обратное.

В рассматриваемом случае из товаро-сопроводительной документации следует, что на поставленный товар установлен гарантийный срок годности - 90 дней.

Поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждено, что ответчиком в пределах установленного срока годности (гарантийного срока) обнаружен факт поставки товара, не соответствующего требованиям по качеству, установленным пунктом 5.1 Контракта (порча не должна превышать 2% от количества по прибытии на склад покупателя), в силу положений статьи 476 ГК РФ предполагается, что недостатки возникли до передачи товара и за них отвечает продавец, пока продавцом не доказано обратное.

Из представленных доказательств следует, что поступивший товар на основании актов от 27.01.2021 № 4038147224 и 4038147392 был списан в соответствии с требованиями Постановления Госкомстата РФ от 25.12.1998
№ 132 и утилизирован на основании договора, заключенного между ответчиком и обществом с ограниченной ответственностью «Гарант+» от 01.12.2013
№ 850Р-ГП-ВР/13 и дополнительного соглашения от 05.10.2020 № 30 к нему.

Довод подателя жалобы о несоблюдении ответчиком порядка предъявления претензии по качеству товара, определенного пунктами 6.1. - 6.3, 7.1 - 7.7 Контракта, был предметом оценки апелляционной инстанции и правомерно отклонен со ссылкой на положения пункта 4 статьи 421, статьи 477 ГК РФ, пункты 6.1, 7.1, 7.4, 11.1 и раздел 12 Контракта.

Довод Компании о нарушении апелляционным судом при принятии апелляционной жалобы к производству норм процессуального права, следует отклонить.

Апелляционная жалоба поступила в информационную систему суда 15.10.2021 в 16:13, то есть в пределах срока на апелляционное обжалование.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы суда апелляционной инстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции»).

Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.

Выводы апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суд правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы.

Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2022 по делу № А56-42561/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ФРЕШ ДИРЕКТ СПЭИН, С.Л.» (FRESH DIRECT SPAIN S.L.) – без удовлетворения.

Председательствующий

О.Ю. Нефедова

Судьи

В.В. Дмитриев

Е.В. Куприянова