ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
04 декабря 2023 года
Дело №А56-42576/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лебедева Г.В., Мильгевской Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии:
от заявителя: ФИО2, по доверенности от 29.12.2023;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35474/2023) Администрации Невского района Санкт - Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.09.2023 по делу № А56-42576/2023 (судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению Администрации Невского района Санкт - Петербурга
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Волна"
об оспаривании,
установил:
Администрация Невского района Санкт - Петербурга (далее – заявитель, Администрация) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее Управление, УФАС) от 07.02.2023 по делу № 44-393/23.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Волна" (далее – Общество).
Решением суда от 06.09.2023 оспариваемое решение признано недействительным в части установления нарушения части 8 статьи 39 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда отменить, ссылаясь, что заявки участников, в том числе заявка 113410982 содержали все необходимые документы и информацию, предусмотренные законодательством и извещением о проведении закупки. Кром е того у конкурсной комиссии на момент рассмотрения вторых частей заявок не было сведений о недостоверности представленных сведений и оснований усомниться в их достоверности. Участник закупки ООО «Волна» имея информацию о недостоверности представленных конкурентом сведений, не довел ее до членов Комиссии.
Управление и Общество извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 30.12.2022 Администраций (Заказчик) в единой информационной системе, размещено извещение № 0172200004722000494 на проведение открытого конкурса в электронной форме на «Содержание территорий, не имеющих ведомственной принадлежности в 2023 году».
Начальная (максимальная) цена контракта – 41 383 400,00 рублей.
В УФАС поступила жалоба (вх. № 2645-ЭП/23 от 01.02.2023) ООО «Волна», в которой Участник указал на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Участника, требования Закона о контрактной системе, выразившиеся в неправомочном осуществлении функции конкурсной комиссии Заказчика в рассматриваемой закупке; в неправомерной оценке заявки победителя по критерию «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее- квалификация участников закупки).
Рассмотрев жалобу участника, УФАС приняло решение о признании жалобы обоснованной, в действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 8 ст. 39, пп. б п. 1 ч. 11 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
Не согласившись с решением, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При разрешении спора суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе" (далее - Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 3 статьи 39 Закона о контрактной системе Заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека.
Согласно части 8 статьи 39 Закона о контрактной системе комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.
Суд первой инстанции установил, что из приказов Администрации от 28.01.2022 № 342-р «О комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд администрации Невского района Санкт-Петербурга», от 25.01.2023 № 228-р «О внесении изменений в распоряжение администрации Невского района Санкт-Петербурга от 28.01.2022 № 342-р» следует, что единая комиссия Заказчика состоит из четырех человек.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.01.2023 №ИЭОК1 на заседании комиссии по осуществлению закупок присутствовали два человека: заместитель председателя комиссии и член комиссии.
Таким образом, на заседании комиссии участвовало два члена комиссии из четырех, указанных в приказах Администрации от 28.01.2022 № 342-р, от 25.01.2023 № 228-р, что соответствовало требованиям части 8 статьи 39 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
о смыслу частей 1, 2 и 4 статьи 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого 3 признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (часть 1 статьи 48 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно пункту 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок. Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Согласно пунктам 24 - 25 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным в пункте 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком для оценки заявок участников закупки использован, в том числе, критерий «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».
В Приложении № 4 «Порядок_рассмотрения_—_копия.docx» к извещению о проведении закупки Заказчиком установлен следующий порядок оценки детализирующего показателя «Количество специальных автомобилей (грузовых)» показателя «наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов» критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»:
«Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом «б» пункта 20 Положения, сведения о которой содержится в разделе II настоящего документа.
Перечень оборудования и других материальных ресурсов, оцениваемых по показателю и необходимых для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки:
- специальные автомобили: грузовые транспортные средства, предназначенные для перевозки уборочного инвентаря и оборудования, грузоподъемностью свыше 600 кг.
Перечень документов, подтверждающих наличие оборудования и других материальных ресурсов, предусмотренных перечнем:
- инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
- договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения контракта с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов (при отсутствии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки),
Рекомендуется в составе заявки приложить копию ПТС (паспорт транспортного средства) для возможности однозначно определить наличие у участника закупки транспортных средств;
К оценке принимаются документы, предусмотренные перечнем документов, подтверждающих наличие оборудования и других материальных ресурсов, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
С целью систематизации документов и сведений, предоставляемых участником закупки в составе заявки, все указанные сведения рекомендуется изложить в рекомендованной форме Приложение № 1 (Таблица 2) настоящего документа «Наличие у участников закупки оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании».».
Согласно пп. б) п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки: члены комиссии по осуществлению закупок: осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению, об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя от 26.01.2023 №ИЭОК1 содержит результаты оценки заявок по рассматриваемому показателю в отношении заявки с идентификационным номером 113410982, в соответствии с которыми участником предоставлены сведения о показателях: количество уборочной техники – 74 единицы, количество специальных автомобилей (грузовых) – 22 единицы.
Из анализа заявки Участника следует, что в качестве документов, подтверждающих наличие специальных автомобилей (грузовых) им был представлен договор аренды транспортных средств без экипажа № 12 заключенный с АО «ГРАЖДАНСКОЕ» (ИНН <***>).
Согласно перечню транспортных средств вышеуказанного договора АО «Гражданское» передало во временное владение и пользование Участнику, в том числе, КАМАЗ 6520-63 Самосвал, государственный регистрационный знак <***>, ПТС №02 НТ888367.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области (резолютивная часть объявлена 05.12.2018) по делу № А56-27787/2018 АО «ГРАЖДАНСКОЕ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 195273, <...> лит. А) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства.
Согласно Единому федеральному реестру юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности 10.09.2019 было объявлено о продаже имущества должника АО «ГРАЖДАНСКОЕ».
В соответствии с сообщением № 6042668 от 19.01.2021 с Федресурс по результатам проведения торгов по продаже имущества АО «ГРАЖДАНСКОЕ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 195273, <...> лит. А, далее - должник), организатор торгов ООО "Тюнер" (ОГРН <***>, ИНН <***>, тел. <***>, электронная почта orgtuner@gmail.com, адрес для корреспонденции: 196084, г. Санкт-Петербург, а/я 240), путем проведения открытых торгов в форме публичного предложения, заключен, в том числе, следующий договор купли-продажи: Договор куплипродажи №48/З от 29.12.2020 года (получен конкурсным управляющим 18.01.2021 года) по лоту №48 - Самосвал КАМАЗ 6520-63, гос.№ В 107 СК 178, 2013 г.в., с победителем торгов ФИО3, ИНН <***>, цена предложения 520 000,00 рублей.
Таким образом, с 29.12.2020 АО «ГРАЖДАНСКОЕ» не является собственником КАМАЗ 6520-63 самосвал, государственный регистрационный знак <***> (доказательства обратного отсутствуют).
При этом конкурсной комиссией Заказчика были учтены все документы, представленные Участником, в том числе, в отношении вышеуказанного транспортного средства.
Исходя из изложенного, конкурсной комиссией Заказчика неправомерно приняты к оценке рассматриваемые документы, в связи, с чем оценка заявки с идентификационным номером 113410982 по показателю «Количество специальных автомобилей (грузовых)» критерия оценки «Квалификация участников закупки» произведена с нарушениями.
Доводы о том, что на момент предоставления сведений, комиссия не обязана проверять их достоверность, в связи чем действия комиссии не могут быть признаны незаконными, правового значения для правильного разрешения спора не имеют, так как участником представлены недостоверные сведения и он не отвечает требованиям, установленным самим заказчиком в документации.
При таких обстоятельствах Управление правомерно признало в действиях Администрации, ненадлежащим образом осуществившего оценку заявки участника,нарушение подпункта б пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.09.2023 по делу № А56-42576/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.В. Фуркало
Судьи
Г.В. Лебедев
Н.А. Мильгевская