ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-42987/2021 от 05.04.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

14 апреля 2022 года

Дело №А56-42987/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Нестерова С.А.,

судей Галенкиной К.В., Полубехиной Н.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Вороной Б.И.,

при участии:

от истца: ФИО1 – по доверенности от 10.01.2022;

от ответчика: ФИО2 – по доверенности от 10.08.2021;

от третьих лиц: 1) ФИО3 – по доверенности от 10.01.2022;

2) ФИО4 – по доверенности от 11.10.2019;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-4029/2022, 13АП-4030/2022) СПб ГКУ «Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга» и Администрация Невского района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2021 по делу № А56-42987/2021 (судья Хорошева Н.В.), принятое

по иску Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга» (адрес: 192029, <...>, ОГРН: <***>);

к Товариществу собственников жилья «Невский Берег» (адрес: 193079, <...>, ОГРН: <***>);

третьи лица: 1) Администрация Невского района Санкт-Петербурга; 2) ФИО5;

об обязании включить в состав общего имущества многоквартирного дома подъемное устройство для инвалидов,

установил:

Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга» (далее – истец, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Товариществу собственников жилья «Невский Берег» (далее – ответчик, Товарищество) об обязании включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, Дальневосточный проспект, дом 69, корпус 3, литера А.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО5 (далее – третье лицо-1) и Администрация Невского района Санкт-Петербурга (далее – третье лицо-2, Администрация).

Решением суда от 17.12.2021 в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с принятым решением, Учреждение подало апелляционную жалобу, в которой просило решение от 17.12.2021 отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, лицом, на которое должна быть возложена обязанность по обслуживанию общего имущества многоквартирного дома (далее – МКД), является Товарищество, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось.

Администрация, также считая означенное решение незаконным и необоснованным, подала апелляционную жалобу, в которой просила решение отменить, исковые требования Учреждения удовлетворить в полном объеме. В апелляционной жалобе ее податель, ссылаясь на то, что Учреждение проводит от имени Санкт-Петербурга мероприятия по обеспечению МКД необходимыми устройствами для инвалидов и маломобильных групп населения, полагает, что в данном случае Учреждение является надлежащим истцом по делу. Администрация также считает, что именно на Товарищество возложена обязанность по обслуживанию и содержанию общего имущества МКД, в том числе конструкций или оборудования, предназначенного для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения МКД.

К судебному заседанию в апелляционный суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик-1 просил оставить решение суда без изменения.

В судебном заседании представители Учреждения и Администрации доводы апелляционных жалоб поддержали в полном объеме.

Представители Товарищества и ФИО5 против удовлетворения апелляционных жалоб возражали, просили оставить решение суда без изменения.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела в районную подкомиссию региональной межведомственной комиссии Санкт-Петербурга по обследованию жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид от гражданки ФИО5 (инвалида-колясочника 1 группы) 05.10.2017 поступило заявление о проведении обследования жилого помещения инвалида и общего имущества, а также об установке пандуса для маломобильных граждан жилого дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Дальневосточный проспект, дом 69 (далее – МКД).

Согласно заключению от 28.04.2018 № 51 о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в МКД комиссия пришла к выводу о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий доступности.

Вступившим в законную силу решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 17.05.2018 по делу №2-217/2018 частично удовлетворены требования ФИО5 к Администрации, а именно суд обязал Администрацию совершить действия по обеспечению условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, к общему имуществу многоквартирного дома, расположенного по адресу: Дальневосточный проспект, дом 69, корпус 3, в течение полугода с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с Уставом, утвержденным распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 18.09.2019 №2293-рз Учреждение проводит от имени Санкт-Петербурга мероприятия по обеспечению МКД необходимыми устройствами инвалидов и маломобильных групп населения.

На основании заключенного Учреждением 02.12.2019 государственного контракта на проведение мероприятий по созданию условий доступности для инвалидов и иных маломобильных групп в 2019 году осуществлена установка подъемной платформы для инвалидов в указанном выше МКД, выполнены работы по установке подъемного устройства для инвалидов.

Учреждение 17.02.2020 направило в адрес Товарищества письмо с информацией о необходимости включения названного устройства (подъемной платформы) в состав общего имущества МКД.

Поскольку Товарищество в добровольном порядке включить подъемную платформу для инвалидов в состав общего имущества МКД отказалось, Учреждение обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.

Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к общему имуществу в многоквартирном доме относятся крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Следовательно, конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме относятся к общему имуществу многоквартирного дома.

Частью 3 статьи 15 ЖК РФ установлены особые (дополнительные) требования, предъявляемые к жилым помещениям, а также общему имуществу многоквартирных домов, в которых проживают инвалиды.

В соответствии с пунктом 3 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом его потребностей. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме

В соответствии с частью 4.1 статьи 36 ЖК РФ приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 ЖК РФ, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.

В силу подпункта «б» пункта 1 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» состав общего имущества может быть определен как собственниками помещения в многоквартирном доме, так и органами государственной власти (в целях контроля за содержанием общего имущества). Нормативные положения действующего жилищного законодательства Российской Федерации не содержат запрет на включение в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома без проведения общего собрания собственников обоснованных с точки зрения необходимости обеспечения доступа в многоквартирный дом оборудования и устройств для инвалидов (пандусов, подъемных устройств и другое)

Как следует из материалов дела, спорная подъемная платформа была обустроена в МКД силами Учреждения за счет выделенных ему на указанные цели средств в целях обеспечения доступности многоквартирного дома для маломобильных групп населения.

Доказательств того, что при установке этого оборудования произведена реконструкция МКД в материалы дела не представлено.

Федеральным законом от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» статьи 2 ЖК РФ дополнена частью 5.1, в силу которой с 01.01.2016 государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

Следовательно, при решении спорного вопроса проведения общего собрания не требуется, иное нарушало бы провозглашенные законом права инвалидов.

По смыслу вышеприведенных правовых норм в отношении Товарищества закреплена обязанность по осуществлению управления многоквартирным домом, обеспечению соблюдения прав и законных интересов собственников помещений, выполнению обязательств по договору и обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в МКД, следовательно, в данном случае требования Учреждения обоснованны и правомерны и подлежали удовлетворению.

При этом, как указано ранее, Учреждение в соответствии с Уставом, утвержденным распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 18.09.2019 №2293-рз Учреждение проводит от имени Санкт-Петербурга мероприятия по обеспечению МКД необходимыми устройствами инвалидов и маломобильных групп населения за счет выделяемых ему на указанные цели средств, соответственно, в данном случае Учреждение вопреки позиции суда первой инстанции является надлежащим истцом по настоящему делу.

На основании изложенного решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2021 по делу № А56-42987/2021 подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении требований Учреждения в полном объеме.

Удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 174 АПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства (пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 №7).

Учитывая тот факт, что для исполнения судебного акта по настоящему делу Товариществу не требуется каких-либо трудозатрат, суд находит разумным срок в десять рабочих дней с момента вступления постановления апелляционного суда в законную силу на исполнение соответствующей обязанности.

По результатам рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции и в соответствии со статьей 110 АПК РФ с Товарищества в пользу Учреждения подлежат взысканию 6 000 руб. 00 коп. государственной пошлины по иску и 3 000 руб. 00 коп. государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2021 по делу № А56-42987/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.

Обязать Товарищество собственников жилья «Невский Берег» включить в состав общего имущества многоквартирного дома по адресу: <...>, литера А, подъемное устройство с наклонным перемещением для инвалида-колясочника.

Взыскать с Товарищества собственников жилья «Невский Берег» в пользу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга» 9 000 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

С. А. Нестеров

Судьи

К. В. Галенкина

Н. С. Полубехина