ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-43101/2021 от 20.06.2022 АС Северо-Западного округа

886/2022-39274(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 20 июня 2022 года. 

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Щуриновой С.Ю., судей Боглачевой Е.В., Кустова А.А., 

при участии от Общества с ограниченной ответственностью  «Петербургтеплоэнерго» ФИО1 (доверенность от 01.02.2022), от  администрации Центрального района Санкт-Петербурга ФИО2  (доверенность от 29.12.2021), от федерального государственного бюджетного  учреждения культуры «Российский государственный музей Арктики и  Антарктики» директора ФИО3 (приказ от 15.04.2022 № 156/лс), ФИО4 (доверенность от 16.04.2022), 

рассмотрев 20.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу администрации Центрального района Санкт-Петербурга на решение  Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от  29.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда  от 24.02.2022 по делу № А56-43101/2021, 

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго»,  адрес: 190103, Санкт-Петербург, Дровяная ул., д. 6-8, лит. А, офис 101-708,  ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в  Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к  администрации Центрального района Санкт-Петербурга, адрес: адрес: 191167,  Санкт-Петербург, Невский пр., д. 176, лит. А, ОГРН <***>, 

ИНН <***> (далее – Администрация), о взыскании 188 825 руб. 07 коп.  задолженности по оплате тепловой энергии, потребленной в период с февраля  2020 года по январь 2021 года нежилым помещением, расположенным по  адресу: Санкт-Петербург, Загородный пр., д. 13, лит. А, пом. 3-Н, 4-Н, 10-Н,  11-Н, 12-Н. 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены  федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российский  государственный музей Арктики и Антарктики», адрес: 191040, Санкт-Петербург,  ул. Марата, д. 24А, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Музей),  Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт- Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН <***>,  ИНН <***> (далее – Комитет). 

Решением суда первой инстанции от 29.11.2021, оставленным без  изменения постановлением апелляционного суда от 24.02.2022, иск  удовлетворен. 


[A1] В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами  норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов  фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам,  просит отменить принятые по делу судебные акты, принять по делу новой  судебный акт – об отказе в удовлетворении исковых требований. 

Податель жалобы указывает, что коммунальные расходы по спорному  нежилому помещению должен нести Музей, с которым заключен договор  безвозмездного пользования от 26.07.2021, а также ссылается на отсутствие  доказательств, подтверждающих предоставление услуг теплоснабжения на  нужды помещения. 

В отзыве на кассационную жалобу Музей просит оставить обжалуемые  судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. 

Иные лица, участвующие в деле, письменные отзывы не представили.

Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной  жалобы извещены надлежащим образом, однако Комитет явку своего  представителя в судебное заседание не обеспечил, в связи с чем жалоба на  основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрена в отсутствие  представителя Комитета. 

В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы,  изложенные в кассационной жалобе, а представители Общества и Музея с ними  не согласились, просили оставить обжалуемые судебные акты в силе. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ

Как следует из материалов дела, Общество (энергоснабжающая  организация) осуществляет теплоснабжение нежилых помещений,  расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Загородный пр., д. 13, лит. А, пом.  3-Н, 4-Н, 10-Н, 11-Н, 12-Н (далее – нежилые помещения), собственником  которых согласно выписке из Единого государственного реестра об объектах  недвижимости является город Санкт-Петербург. 

В феврале 2020 года – январе 2021 года Общество в отсутствие  заключенного в письменной форме договора теплоснабжения поставило в  указанные нежилые помещения тепловую энергию на сумму 188 825 руб. 07  коп., которая не оплачена в полном объеме. 

Полагая, что Администрация, представляющая в силу распоряжения  Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 15.06.2005 № 52-Р  интересы Санкт-Петербурга как собственника спорного нежилого помещения,  должна нести бремя содержания принадлежащего ей имущества, в том числе  вносить плату за коммунальные услуги, Общество направило претензию от  15.04.2021 № 1879 об оплате задолженности, которая оставлена  Администрацией без удовлетворения, что послужило основанием для  обращения в арбитражный суд с настоящим иском. 

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его  обоснованным по праву и размеру. 

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив  правильность применения судами норм материального и процессуального  права, обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, пришла к  следующим выводам. 

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее –  ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные  статьями 539 – 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со 


[A2] снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не  установлено законом или иными правовыми актами. 

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется  подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а  абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать  предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать  безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и  исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с  потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ). 

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом  количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не  предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон  (пункт 1 статьи 544 ГК РФ). 

В соответствии с изменениями, внесенными постановлением  Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах  предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в  многоквартирном доме» в Правила предоставления коммунальных услуг  собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых  домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации  от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), с 01.01.2017 поставка  коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме  осуществляется на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных  собственником такого помещения непосредственно с ресурсоснабжающей  организацией (абзац третий пункта 6 Правил № 354). 

Согласно абзацу третьему пункта 7 Правил № 354 поставка  соответствующего ресурса в нежилое помещение осуществляется на основании  договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме с  ресурсоснабжающей организацией, который должен соответствовать  положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении,  водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении.  

Как установлено в абзаце пятом пункта 6 Правил № 354, в случае  отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора  ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в  нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с  ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов,  потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей  организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством  Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении,  теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления  (самовольного пользования). 

Таким образом, собственник нежилого помещения, являющегося частью  многоквартирного жилого дома, обязан оплачивать коммунальные ресурсы  непосредственно ресурсоснабжающей организации независимо от способа  управления домом и заключения им письменного договора ресурсоснабжения. 

Суды установили, что в письменной форме договор на поставку тепловой  энергии между Обществом и Администрацией или каким-либо иным лицом,  уполномоченным представлять интересы собственника, в отношении спорного  помещения в рассматриваемом периоде заключен не был. 

При рассмотрении спора суды правомерно исходили из того, что  отсутствие письменного договора с организацией, чьи теплопотребляющие  установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не  освобождает потребителя от обязанности своевременно произвести оплату 


[A3] фактически принятой энергии (пункт 3 информационного письма Президиума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 № 30). 

Суды первой и апелляционной инстанций установили, что в отсутствие  письменного договора теплоснабжения в период с февраля 2020 года по январь  2021 года Общество поставило в спорное нежилое помещение тепловую  энергию, задолженность по оплате которой составила 188 825 руб. 07 коп. 

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды  пришли к выводу о доказанности факта поставки ресурса в спорное нежилое  помещение и признали заявленные требования обоснованными.  Доказательства, подтверждающие потребление тепловой энергии в меньшем  объеме, либо указывающие на недостоверность сведений, содержащихся в  выставленных Обществом счетах-фактурах, в деле отсутствуют. 

При рассмотрении спора суды пришли к правомерному выводу о том, что  в рассматриваемом случае лицом, обязанным оплачивать задолженность в  отношении спорного помещения, является Администрация, поскольку она  представляет интересы Санкт-Петербурга как собственника помещения,  являющегося имуществом казны Санкт-Петербурга, и выступает  распорядителем соответствующих бюджетных средств. 

На основании пункта 1.1 Положения об администрации района Санкт- Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга  от 19.12.2017 № 1098 (далее – Положение № 1098), администрация района  Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти  Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и  осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга. 

Как следует из пункта 3.13.18 Положения № 1098, администрация района  уполномочена в соответствии с действующим законодательством осуществлять  полномочия Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном  доме, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных  исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.  Доказательства отнесения к компетенции иного органа государственной власти  Санкт-Петербурга оплаты расходов за услуги теплоснабжения в отношении  спорных помещений не представлены. 

Согласно подпункту 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской  Федерации (далее – БК РФ) в качестве представителя ответчика по искам к  Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному  образованию в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской  Федерации, муниципального образования выступает главный распорядитель  средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации,  бюджета муниципального образования соответственно. 

В силу пункта 4.23 Положения № 1098 полномочия главного  распорядителя средств бюджета Санкт-Петербурга отнесены к полномочиям  администрации района. 

В соответствии с пунктом 4.8 Положения № 1098 администрация района  выступает от имени Санкт-Петербурга в судебных органах, иных  государственных органах, органах местного самоуправления в Санкт-Петербурге по вопросам, находящимся в компетенции администрации. 

Кроме того, Положением № 1098 полномочия главного распорядителя  средств бюджета Санкт-Петербурга отнесены к полномочиям администрации  (пункт 4.23). 

В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель  средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, 


[A4] бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от  имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации,  муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к  Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному  образованию по искам по которым в соответствии с Федеральным законом  интересы соответствующего публично-правового образования представляет  орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством  Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств  федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета  муниципального образования. 

Доводы Администрации о том, что данные помещения находятся в  пользовании у Музея на основании договора безвозмездного пользования от  09.01.2020 № 03-Б633684, которым на Музей возложена обязанность по  заключению договора теплоснабжения и несение соответствующих  коммунальных расходов, и, следовательно, на Музей должна быть возложена  обязанность по оплате оказанных услуг теплоснабжения, был предметом  исследования судов первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонен  с учетом правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики  Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2015), утвержденном  Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (ответ на  вопрос 5 раздела «Разъяснения по вопросам возникающим в судебной  практике»), согласно которой ресурсоснабжающая организация в отсутствие  заключенного с ней договора не имеет возможности осуществлять контроль за  тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на  основании договора безвозмездного пользования либо аренды. Поэтому в  отсутствие договора между арендатором помещения и ресурсоснабжающей  организацией, заключенного в соответствии с действующим законодательством  и условиями договоров аренды, безвозмездного пользования, обязанность по  оплате таких услуг лежит на собственнике помещения. 

При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что  Администрация является надлежащим ответчиком по делу, поскольку является  уполномоченным представителем собственника нежилого помещения (Санкт- Петербурга) и главным распорядителем соответствующих бюджетных средств. 

Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства  Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют  о неправильном применении судами норм права. 

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены  проверкой правильности применения судами норм материального и  процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы  права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем  доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ). 

Оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи  288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено. 

Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют  фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.  Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В  связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки  доказательств (обстоятельств, выводов судов) и отмены обжалуемых судебных  актов. 

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа 


[A5] п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 29.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 24.02.2022 по делу № А56-43101/2021 оставить без  изменения, а кассационную жалобу администрации Центрального района Санкт- Петербурга – без удовлетворения. 

Председательствующий С.Ю. Щуринова  

Судьи Е.В. Боглачева 

А.А. Кустов