ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
30 января 2024 года
Дело №А56-43140/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2024 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Колосовым М.А.
при участии:
от заявителя: Сиваченко И.С.по доверенности от 14.11.2022
от заинтересованного лица: Прозорова А.А. по доверенности от 27.12.2023
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39736/2023) Северо-Западной электронной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.10.2023 по делу № А56-43140/2023 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению ООО "ИНАРКТИКА СЕВЕРО-ЗАПАД"
к Северо-Западной электронной таможне
3-е лицо: Балтийская таможня
о признании незаконным решения
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Инарктика Северо-Запад» (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Балтийского таможенного поста (центр электронного декларирования) (далее - ЦЭД) Северо-Западной электронной таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 10.03.2023 об отказе в запрашиваемых действиях в части возврата пеней по декларации на товары (далее - ДТ) № 1026170/230422/3086510, об обязании возвратить пени в размере 2 891 796,11 руб.
Решением суда от 03.10.2023 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе таможенный орган просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, оспариваемое решение принято таможенным органом правомерно, в связи с чем у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 21.10.2021 ООО «Русское море - Аквакультура» (с 23.09.2022 ООО «Русское море - Аквакультура» поменяло наименование на новое - ООО «ИНАРКТИКА Северо-Запад») приобрело в Норвегии судно «Александр Рагулин» (бывшее название судна «VEIDNES», ИМО 9255086). После приобретения судно «Александр Рагулин» подготавливали для классификации под Российский регистровый стандарт и судно находилось в Норвегии до апреля 2022 года.
Обществом на Балтийском таможенном посту в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления задекларирован товар по ДТ №1026170/230422/3086510 «рыботранспортное судно «Александр Рагулин» (код товара 8901901000 ТН ВЭД ЕАЭС) с применением ставки ввозной таможенной пошлины в размере 5 % (НДС - 20%).
17.03.2022 Советом Евразийской экономической комиссии принято Решение №37 «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и об утверждении перечней товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономик государств - членов Евразийского экономического союза» (далее - Решение №137).
Пунктом 7.1.40 указанного Решения №137 установлено, что товары, используемые для производства и реализации продовольственной продукции, ввозимые на таможенную территорию Союза в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономик государств-членов, включенные в перечень согласно приложению №2 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 17 марта 2022 г. №37.
Указанная тарифная льгота предоставляется при условии представления в таможенный орган государства-члена подтверждения целевого назначения ввозимых товаров, выданного органом исполнительной власти государства-члена, уполномоченным в сфере сельскохозяйственной политики, и содержащего сведения о номенклатуре, количестве, стоимости таких товаров, а также об организациях, осуществляющих ввоз.
Тарифная льгота, предусмотренная настоящим пунктом, предоставляется в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых декларация на товары, а в случае выпуска товаров до подачи декларации на товары - заявление о выпуске товаров до подачи декларации на товары зарегистрированы таможенным органом государства-члена с даты вступления в силу Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 17 марта 2022 г. №37 по 30 сентября 2022 г. включительно.
Общество 22.03.2022 обратилось в Министерство сельского хозяйства РФ и в Департамент регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры с письмом исх. № 08/70 от 22.03.2022 о подтверждении целевого назначения ввозимого на территорию РФ товара - судна «Александр Рагулин» ИМО 9255086 для получения преференции по освобождению от уплаты ввозной таможенной пошлины.
28.03.2022 в адрес Минсельхоза РФ из Федерального агентства по рыболовству по обращению Общества поступило согласование целевого назначения товара - судна «Александр Рагулин» (письмо исх. № 2540-ВС/У04 от 28.03.2022).
18.04.2022 из Министерства сельского хозяйства РФ в адрес Общества поступило письмо о согласовании целевого назначения рыботранспортного судна.
23.04.2022 судно «Александр Рагулин» ИМО 9255086, задекларированное по ДТ №1026170/230422/3086510, выпущено таможенным органом в свободное обращение без уплаты ввозных таможенных пошлин на основании решения Совета Евразийской экономической комиссии при согласовании целевого назначения Минсельхозом.
В соответствии с пунктом 7.1.40 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 №130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза» (далее - Решение № 130) в отношении товаров, используемых для производства и реализации продовольственной продукции, ввозимых на таможенную территорию Союза в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономик государств-членов, включенные в перечень согласно приложению № 2 к Решению от 17 марта 2022 г. № 37, применяется льгота по уплате ввозной таможенной пошлины.
Указанная тарифная льгота предоставляется при условии представления в таможенный орган государства-члена подтверждения целевого назначения ввозимых товаров, выданного органом исполнительной власти государства-члена, уполномоченным в сфере сельскохозяйственной политики, и содержащего сведения о номенклатуре, количестве, стоимости таких товаров, а также об организациях, осуществляющих ввоз.
Тарифная льгота, предусмотренная настоящим пунктом, предоставляется в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых декларация на товары, а в случае выпуска товаров до подачи декларации на товары - заявление о выпуске товаров до подачи декларации на товары зарегистрированы таможенным органом государства-члена с даты вступления в силу Решения от 17 марта 2022 г. № 37 по 31 марта 2023 г. включительно.
По состоянию на дату регистрации ДТ № 10216170/230422/3086510 действовала редакция от 17.03.2022, согласно которой товары, классифицируемые кодом 8901901000 ТН ВЭД ЕАЭС включены в Перечень товаров, используемых для производства и реализации продовольственной продукции, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономик государств - членов Евразийского экономического союза (приложение № 2 к Решению от 17.03.2022 № 37).
При декларировании ООО «Русское море-Аквакультура» представлено письмо Минсельхоза России от 18.04.2022 № УМ-25-26/7826, подтверждающее целевое назначение товаров, задекларированных по ДТ № 10216170/230422/3086510.
Поскольку указанное письмо не содержало сведений, указанных в пункте 7.1.40 Решения №130, таможенным органом был установлен факт несоблюдения условий для применения льгот по уплате ввозной таможенной пошлины.
20.06.2022 Общество повторно обратилось в Министерство сельского хозяйства РФ и в Департамент регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры с письмом исх. № 1098 от 20.06.2022 о получении решения о подтверждении целевого назначения ввозимого товара - судна «Александр Рагулин», взамен ранее полученному, не соответствующему требованиям пункта 7.1.40 Решения Комиссии таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза», для получения тарифной льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины.
22.06.2022 Общество направило в адрес Балтийской таможни письмо исх. №1102 от 22.06.2022 о продлении сроков предоставления копии решения о подтверждении целевого назначения ввозимых на территорию РФ товаров.
11.07.2022 от Балтийской таможни поступил ответ исх. № 21-10/21229 от 30.06.2022, согласно которого Балтийская таможня обязала заявителя предоставить копию решения о подтверждении целевого назначения ввозимых на территорию РФ товаров в течении 5 дней после получения данного решения из Министерства сельского хозяйства.
Поскольку с момента повторного обращения 20.06.2022 в Министерство сельского хозяйства РФ Общество не получило официального ответа, 06.10.2022 таможенным органом сформирована КДТ, в соответствии с которой подлежали начислению и доплате суммы таможенных платежей по коду платежа 2010 «Ввозная таможенная пошлина» и, соответственно, по коду платежа 5010 «Налог на добавленную стоимость» и 27.10.2022 начислены суммы по коду платежа 2011 «Пени за просрочку уплаты ввозной таможенной пошлины» и 5011 «Пени за просрочку уплаты налога на добавленную стоимость».
Решение о несоблюдении условий для применения льгот по уплате ввозной таможенной пошлины, в связи с которым были начислены пени за несвоевременную уплату таможенных платежей по рассматриваемой ДТ, Обществом не оспаривалось.
07.10.2022 в личном кабинете на сайте ФТС РФ Общество получило уведомление № 10207000/У2022/0000097 о неуплате таможенных платежей по КДТ №10216170/230422/3086510/01 от 06.10.2022 (срок оплаты 31.10.2022) за ввезенное в РФ и выпущенное в свободное обращение на территории РФ судно «Александр Рагулин».
27.10.2022 в личном кабинете на сайте ФТС РФ Общество получило решение таможенного органа о наложении ареста на имущество №10207000/2022/РАИ/0000001 от 26.10.2022 в целях принудительного взыскания суммы, равной оплате таможенной пошлины, НДС и пени за ранее ввезенное на таможенную территорию РФ судно «Александр Рагулин».
Поскольку Общество по состоянию на 27.10.2022 так и не получило от Министерства сельского хозяйства РФ нового (корректного) решения о подтверждении целевого назначения ввозимых на территорию РФ товаров, взамен ранее полученного, заявитель 28.10.2022 уплатил сумму 63 650 934,07 руб., включающую таможенную пошлину 5% - 50 690 948,30 руб., НДС 20% - 10 138 189,66 руб. и начисленные на указанную дату пени в размере 2 821 796,11 руб.
30.12.2022 Министерство юстиции РФ на официальном интернет-портале правовой информации (http://publication.pravo.gov.ru) опубликовало Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 22.08.2022 № 551 «Об утверждении Порядка подтверждении целевого назначения товаров, используемых для производства и реализации продовольственной продукции, ввозимых на территорию Российской Федерации и в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономик государств - членов Евразийского экономического союза, включенных в перечень, предусмотренный приложением № 2 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 17 марта 2022 г. № 37 «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и об утверждении перечней товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономик государств - членов Евразийского экономического союза» (далее - Приказ №551).
11.01.2023 на основании пункта г) Приказа Министерства сельского хозяйства РФ № 551 от 22.08.2022 Общество обратилось в Федеральное агентство по рыболовству (исх. №0011) с просьбой подтвердить целевое использование товара - судно «Александр Рагулин» ИМО 9255086 (бывшее название «Veidnes») в производстве и реализации продовольственной продукции в целях морского рыбоводства.
13.01.2023 из Федерального агентства по рыболовству (исх. № 215-ВС/У04 от 13.01.2023) в адрес Общества поступил ответ с подтверждением целевого назначения, ввозимого в Российскую Федерацию рыботранспортного судна «Александр Рагулин» как товара, предназначенного для производства и реализации продовольственной продукции в целях морского рыбоводства.
19.01.2023 в соответствии с требованиями Приказа №551 от 22.08.2022 Общество направило в адрес Министерства сельского хозяйства РФ заявление о подтверждении целевого назначения товаров, используемых для производства и реализации продовольственной продукции, ввозимых на территорию Российской Федерации и в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономик государств - членов Евразийского экономического союза (исх. № 0039 от 19.01.2023).
13.02.2023 Министерство сельского хозяйства РФ (исх. № УМ-22-26/2879 от 13.02.2023) направило в адрес Общества Подтверждение целевого назначения товаров, используемых для производства и реализации продовольственной продукции, ввозимых на территорию Российской Федерации и в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономик государств - членов Евразийского экономического союза, в отношении товара - судна «Александр Рагулин» (бывшее Veidnes), как товара используемого в морском рыбоводстве.
14.02.2023 на основании полученного Подтверждения целевого назначения товаров, используемых для производства и реализации продовольственной продукции, ввозимых на территорию Российской Федерации и в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономик государств - членов Евразийского экономического союза, Общество направило в адрес Балтийского таможенного поста (центр электронного декларирования) Северо-Западной электронной таможни обращение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары №10216170/230422/3086510, после выпуска товаров, сформировало и направило КДТ для осуществления корректировки и возврата ранее уплаченной суммы 63 650 934,07 руб. (включая пошлину 5% - 50 690 948,30 руб., НДС 20% -10138189,66 руб. и начисленные на указанную дату пени в размере 2 821 796,11 руб.).
В связи с поступлением в Северо-Западную электронную таможню обращения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №10216170/230422/3086510, от 14.02.2023, таможенным органом проведены проверочные мероприятия, по результатам которых составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 10.03.2023 №10228000/205/100323/А0654, в котором установлено, что 13.02.2023 Обществом получено подтверждение целевого назначения товаров, используемых для производства и реализации продовольственной продукции, ввозимых на территорию Российской Федерации, в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономик государств - членов Евразийского экономического союза №УМ-22-26/2879, соответствующее требованиям 7.1.40. Решения от 27.11.2009 № 130.
Вместе с тем, 10.03.2023 посредством системы электронного декларирования товаров таможенного органа получен отказ в запрашиваемых действиях, а именно отказ в связи с выявленным некорректным заполнением КДТ, предоставленной с обращением о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №10216170/230422/3086510, мотивированный тем, что условия для применения льгот по уплате ввозной таможенной пошлины в отношении товаров, задекларированных по ДТ №10216170/230422/3086510, соблюдены, однако основания для внесения изменений в части возврата пеней отсутствуют.
14.03.2023 Общество направило повторное обращение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары №10216170/230422/3086510, после выпуска товаров, сформировало и направило КДТ для осуществления корректировки и возврата ранее уплаченных сумм пошлины в размере 50 690 948,30 руб., НДС - 10 138 189,66 руб.
29.03.2023 в адрес заявителя поступили уведомления № 10228000/2023/0004482, №10228000/2023/0004483 о возврате пошлины в размере 50 690 948,30 руб. и НДС - 10 138 189,66 руб.
Поскольку таможенный орган, возвратив пошлину и НДС, не возвратил уплаченные Обществом пени, указанное обстоятельство явилось основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 9 статьи 136 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению (ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате) до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннем потребления, если иной срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов не установлен в соответствии с ТК ЕАЭС.
В соответствии со статьей 108 ТК ЕАЭС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей.
Согласно статье 49 ТК ЕАЭС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:
1) льготы по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифные льготы);
2) льготы по уплате вывозных таможенных пошлин;
3) льготы по уплате налогов;
4) льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов). Льготы по уплате вывозных таможенных пошлин, льготы по уплате налогов, а также льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов) устанавливаются законодательством государств-членов.
Согласно подпунктам 5, 9 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в том числе льготы по уплате таможенных платежей, а также информация о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС.
В обоснование позиции таможня указывает на то, что на момент декларирования товара документ о подтверждении целевого назначения товаров отсутствовал, поскольку представленное Обществом при декларировании письмо Минсельхоза России от 18.04.2022 № УМ-25-26/7826 не содержало сведений, указанных в пункте 7.1.40 Решения №130, следовательно, отсутствовали основания для предоставления льготы по уплате ввозной таможенной пошлины.
Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС или определенных статьями 114 - 117 ТК ЕАЭС, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) определяемых Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия), по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
Форма решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров определяется Комиссией.
Сроки и порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, после выпуска товаров определяются Комиссией.
Изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ после выпуска товаров с разрешения таможенного органа производится на основании обращения декларанта и документов, указанных в абзаце первом пункта 12 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ, утвержденного Решением Комитета Комиссии от 10.12.2013 №289 (далее - Порядок), или документов, указанных в абзаце втором пункта 12 Порядка, в соответствии с разделом IV Порядка.
Для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров декларантом представляются обращение, надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ, в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - ДТС, а в случае необходимости уплаты таможенных, иных платежей - также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату.
Согласно подпункта «д» пункта 11 Порядка после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится, в том числе при заявлении плательщиком после выпуска товаров сведений о применении льгот по уплате таможенных платежей, в том числе в связи с представлением в таможенный орган документов, являющихся основанием для предоставления таких льгот.
В соответствии с пунктом 18 Порядка таможенный орган отказывает во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, в следующих случаях:
а) обращение и документы, указанные в абзаце первом пункта 12 настоящего Порядка, или документы, представленные в соответствии с абзацем вторым пункта 12 настоящего Порядка, поступили в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного пунктом 7 статьи 310 Кодекса;
б) не выполнены требования, предусмотренные пунктами 3, 4, 11 - 15 настоящего Порядка;
в) при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в ДТ и указанные в обращении и документах, представленных в соответствии с абзацем первым пункта 12 настоящего Порядка, или в документах, представленных в соответствии с абзацем вторым пункта 12 настоящего Порядка.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что в обращении о внесении изменений в ДТ №10216170/230422/3086510 Общество просило внести изменения в части освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины при ввозе товаров, используемых для производства и реализации продовольственной продукции, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на основании Решения Совета ЕЭК от 17.03.2022 №37.
Решение Совета ЕЭК от 17.03.2022 №37 вступило в силу 28.03.2022, товары помещены под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления 23.04.2022.
Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 22.08.2022 № 551 «Об утверждении Порядка подтверждении целевого назначения товаров, используемых для производства и реализации продовольственной продукции, ввозимых на территорию Российской Федерации и в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономик государств - членов Евразийского экономического союза, включенных в перечень, предусмотренный приложением № 2 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 17 марта 2022 г. № 37 «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и об утверждении перечней товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономик государств - членов Евразийского экономического союза» зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2022 №71945 и вступил в силу 10.01.2023.
Как указано в оспариваемом решении таможни, ввиду объективных и независящих от декларанта причин на момент подачи таможенной декларации отсутствовала возможность представления подтверждения, выданного уполномоченным органом исполнительной власти Российской Федерации, соответствующего требованиям пункта 7.1.40 Решения № 130, поскольку порядок подтверждения целевого назначения товаров, используемых для производства и реализации продовольственной продукции, ввозимых на территорию Российской Федерации в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономик государств - членов Евразийского экономического союза, включенных в перечень, предусмотренный приложением № 2 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 17 марта 2022 г. № 37 «О внесении изменений в некоторые Решения комиссии таможенного союза и об утверждении перечней товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономик государств - членов Евразийского экономического союза» утвержден приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 22.08.2022 № 551.
Действующим законодательством предусмотрена возможность заявления льготы по уплате таможенных платежей после выпуска товаров путем внесения изменений в декларацию и представления в таможенный орган документа, являющегося основанием для предоставления льготы. Таможенное законодательство не ограничивает право на льготу моментом выпуска товара. Данная правовая позиция подтверждается судебной практикой (Определение судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 30.11.2021 № 305-ЭС21-9393 по делу № А41-10540/2020, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.09.2021 по делу №А41-1317/2020, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2020 №09АП-39029/2020 по делу № А40-15520/2020).
Таможенным органом в ходе проверки установлено, что условия для применения льгот по уплате ввозной таможенной пошлины в отношении товара, задекларированного по ДТ № 10216170/230422/3086510, соблюдены.
Согласно статье 57 ТК ЕАЭС при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный ТК ЕАЭС срок уплачиваются пени.
Частью 1 статьи 72 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №289-ФЗ) установлено, что пенями признаются установленные данной статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные ТК ЕАЭС и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Закона № 289-ФЗ исполнение обязанности по уплате пеней производится в соответствии со статьей 30 Закона о таможенном регулировании. Взыскание пеней осуществляется в соответствии с настоящей главой. Возврат пеней осуществляется в соответствии с главой 11 Закона о таможенном регулировании.
Согласно статье 71 Закона №289-ФЗ взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится с плательщиков, лиц, несущих солидарную обязанность с плательщиком по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (далее - лица, несущие солидарную обязанность), а также за счет товаров, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.
В соответствии с частью 4 статьи 72 Закона о таможенном регулировании обязанность по уплате пеней прекращается в следующих случаях:
1) исполнение обязанности по уплате пеней;
2) наступление обстоятельств, указанных в абзаце третьем пункта 4 статьи 57, абзаце третьем пункта 6 статьи 74 и абзаце третьем пункта 3 статьи 270 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС);
3) возникновение обстоятельств, с которыми международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования и (или) законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании связывают прекращение обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и процентов, кроме прекращения такой обязанности в связи с ее исполнением;
4) признание сумм таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и процентов безнадежными к взысканию в порядке, определенном Законом о таможенном регулировании.
Согласно пункту 2 статьи 315 ТК ЕАЭС при установлении впоследствии точных сведений о товарах таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из таких точных сведений, осуществляется возврат (зачет) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод таможенного органа о том, что возврат сумм пеней, начисленных в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные ТК ЕАЭС и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, данной нормой права не предусмотрен, в связи с чем основания для внесения изменений в части возврата пеней отсутствуют, несмотря на соблюдение заявителем условий для применения льгот по уплате ввозной таможенной пошлины в отношении товаров, задекларированных по ДТ №10216170/230422/3086510.
Согласно статье 66 ТК ЕАЭС излишне уплаченными или излишне взысканными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-участников.
В силу пункта 4 статьи 57 ТК ЕАЭС возврат пеней производится в государстве-члене, в котором в соответствии со статьей 61 ТК ЕАЭС подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, в соответствии с законодательством этого государства-члена.
Частью 2 статьи 72 Закона №289-ФЗ определено, что возврат пеней осуществляется в соответствии с главой 11 Закона №289-ФЗ.
В силу части 20 статьи 67 Закона №289-ФЗ возврат сумм пеней и процентов производится по правилам, установленным указанной статьей.
Статья 67 Закона №289-ФЗ регулирует порядок возврата излишне уплаченных/излишне взысканных таможенных и иных платежей.
В соответствии с частью 7 статьи 72 Закона №289-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено частью 28 статьи 76 этого Закона.
Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Ставка пеней принимается равной одной трехсот шестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено частью 11 статьи 72 Закона №289-ФЗ (части 8, 10 статьи 72 Закона №289-ФЗ).
В силу пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 №20-П неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Позиция о том, что пени носят компенсационный характер как платеж, направленный на компенсацию потерь государственной казны в результате неуплаты налога в срок, также отражена и в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Учитывая, что налог и таможенная пошлина имеют одну правовую природу, к спорным отношениям подлежит применению указанные разъяснения о правовой природе пеней.
Следовательно, пени являются правовосстановительной мерой, носящей компенсационный характер для бюджета Российской Федерации.
Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.05.2023 № Ф07-4949/2023 по делу № А56-56534/2022.
В подпункте 3 пункта 4 статьи 72 Закона №289-ФЗ указано, что обязанность по уплате пеней прекращается в случае возникновение обстоятельств, с которыми международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования и (или) законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании связывают прекращение обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и процентов, кроме прекращения такой обязанности в связи с ее исполнением.
Учитывая, что нормы таможенного законодательства предусматривают возможность уточнения сведений в части соблюдения условий для применения льгот по уплате ввозной таможенной пошлины (статьи 72, 315 ТК ЕАЭС), такое же уточнение по аналогии должно применяться и в отношении начисленных сумм пеней на данные платежи, что согласуется с тем, что пени по своей природе носят компенсационный характер, а не штрафной.
В настоящем случае ввиду представления соответствующего подтверждения целевого назначения товаров, используемых для производства и реализации продовольственной продукции, ввозимых на территорию Российской Федерации, в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономик государств - членов Евразийского экономического союза, таможенный орган взысканные суммы ввозной пошлины и НДС вернул Обществу.
Прекращение обязанности по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС влечет прекращение обязанности и по уплате пеней, начисленных за просрочку уплаты таких платежей.
Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что таможенный орган, сформировав КДТ в части возврата суммы таможенной пошлины и НДС, не имел оснований для отказа в осуществлении соответствующей корректировки и возврата относительно сумм взысканных пеней, исчисленных с данных сумм.
С учетом вышеизложенного, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что решение Северо-Западной электронной таможни от 10.03.2023 в части отказа в возврате пеней в размере 2 891 796,11 руб. по ДТ №1026170/230422/3086510 является неправомерным.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 №49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза», в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, принятого по результатам таможенного контроля и влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей в целях полного восстановления прав плательщика на таможенный орган в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных и взысканных платежей (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).
Если при рассмотрении дела установлена сумма таможенных платежей, излишне уплаченных (взысканных) в связи с принятием таможенным органом оспоренного решения, совершенными им действиями (бездействием), обязанность по возврату из бюджета соответствующих сумм платежей может быть возложена судом на таможенный орган в конкретном размере, который в таком случае указывается в резолютивной части судебного акта.
Возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) платежей во исполнение решения суда производится таможенным органом в порядке, установленном таможенным законодательством.
Спора и расхождений по сумме пени у сторон не имеется. Иных законных препятствий к возврату истребуемой суммы судом не установлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 октября 2023 года по делу № А56-43140/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западной электронной таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.И. Протас
Судьи
М.И. Денисюк
Л.В. Зотеева