ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-43709/2021 от 22.02.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22 февраля 2022 года

Дело №

А56-43709/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,

при участии от жилищно-строительного кооператива «Центр долевого строительства» Будилова С.А. (доверенность от 21.02.2022), от Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области Дмитриевой Г.С. (доверенность от 31.10.2021),

рассмотрев 22.02.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива «Центр долевого строительства» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021 по делу № А56-43709/2021,

у с т а н о в и л:

Жилищно-строительный кооператив «Центр долевого строительства» (197198, г. Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д. 8, лит. А, пом. 1-Н, оф. 715; ОГРН 5067847114990; ИНН 7813350854; далее – Кооператив) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (191311, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3; ОГРН 1147847555107; ИНН 7813350854; далее – Комитет) от 26.02.2021 № 38.

Решением суда первой инстанции от 15.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.10.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Кооператив, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание содержит неправомерные требования.

В судебном заседании представитель Кооператива поддержал доводы жалобы, представитель Комитета просила в ее удовлетворении отказать.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Комитетом на основании распоряжения от 20.01.2021 № 38 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения законодательства при организации, проведении и оформлении результатов общего собрания (конференции) членов Кооператива, оформленного протоколами от 26.06.2017 №№ 10, 11.

В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 26.02.2021 № 38, что Кооперативом не представлены протоколы общего собрания (конференции) членов Кооператива от 26.06.2017 №№ 10, 11; не подтверждена законность избрания делегатов высшего органа управления Кооператива (конференции); не представлены документы, удостоверяющие личность инициатора конференции; не представлены документы, подтверждающие вступление инициатора в члены Кооператива; не представлен реестр членов Кооператива; не представлены документы, подтверждающие уведомление членов Кооператива о проведении 26.06.2017 конференции; не представлен список членов Кооператива, присутствовавших на конференции; не представлены доверенности (или их копии) или иные документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей членов Кооператива, присутствовавших на конференции; не представлены документы, подтверждающие соблюдение порядка созыва конференции Кооператива.

Об устранении выявленных нарушений в срок до 31.05.2021 путем обеспечения подтверждения законности избрания делегатов конференции Кооператива, представления протоколов конференции Кооператива от 26.06.2017 №№ 10, 11 с приложениями Комитет выдал ему предписание от 26.02.2021 № 38.

Кооператив не согласился с предписанием и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности оспариваемого предписания, в удовлетворении заявления отказал.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 115 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органами управления жилищного кооператива являются: общее собрание членов жилищного кооператива; конференция, если число участников общего собрания членов жилищного кооператива более пятидесяти и это предусмотрено уставом жилищного кооператива; правление жилищного кооператива и председатель правления жилищного кооператива.

Согласно статье 116 ЖК РФ высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция), которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива (часть 1); компетенция общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) определяется уставом кооператива в соответствии с настоящим Кодексом
(часть 2).

Как предусмотрено статьей 117 ЖК РФ, общее собрание членов жилищного кооператива является правомочным, если на нем присутствует более пятидесяти процентов членов кооператива. Решение общего собрания членов жилищного кооператива, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, считается принятым при условии, если за него проголосовало более половины членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании, а по вопросам, указанным в уставе жилищного кооператива, – более трех четвертей членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании (часть 1); решение общего собрания членов жилищного кооператива, принятое в установленном порядке, является обязательным для всех членов жилищного кооператива (часть 2); общее собрание членов жилищного кооператива избирает органы управления жилищного кооператива и органы контроля за его деятельностью (часть 3); решение общего собрания членов жилищного кооператива оформляется протоколом (часть 4).

В соответствии с пунктом 19 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 937/пр (подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям), обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются: а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) собственников – физических лиц, полного наименования и ОГРН юридических лиц, номеров принадлежащих им помещений, и реквизитов документов, подтверждающих права собственности на помещения, количества голосов, которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме; б) сообщение о проведении общего собрания, оформленное в соответствии с пунктом 5 статьи 45, пунктом 4 статьи 47.1 ЖК РФ; в) реестр вручения собственникам помещений в многоквартирном доме сообщений о проведении общего собрания, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме (представителях собственников), которым направлены сообщения, и способе направления сообщений, дате их получения собственниками помещений в многоквартирном доме (представителями собственников), за исключением случая, при котором решением общего собрания предусмотрено, что сообщение о проведении общего собрания размещается в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме; г) список собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на общем собрании, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме (представителях собственников), предусмотренные пунктом 12 настоящих Требований;
д) доверенности (или их копии) или иные документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на общем собрании; е) документы, по которым в ходе рассмотрения вопросов, включенных в повестку дня и поставленных на голосование, принимались решения на общем собрании; ж) решения собственников помещений в многоквартирном доме в случае проведения общего собрания в форме очно-заочного или заочного голосования.

Порядком передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, утвержденным приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 937/пр (подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям), предусмотрено, что управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны направить копии решений и протоколов общего собрания собственников помещений, представленных им в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (далее – копии решений, протокола), в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений в котором проводили общее собрание (пункт 2); передача копий решений, протокола осуществляется в течение пяти дней с момента получения управляющей организацией, правлением товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива от лица, инициировавшего общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, данных копий (пункт 3).

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что пунктом 8.1 устава Кооператива предусмотрено формирование конференции Кооператива, являющейся высшим органом управления.

Конференция Кооператива вправе рассматривать вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания членов Кооператива в соответствии со статьей 116 ЖК РФ, включая утверждение взносов на содержание общего имущества собственников в многоквартирном доме, принятие решения об утверждении устава Кооператива, о ликвидации или реорганизации Кооператива, избрании членов правления Кооператива и др.

Согласно пункту 8.17 устава делегаты конференции Кооператива избираются общим собранием членов Кооператива из числа членов Кооператива по представлению председателя правления до момента, когда число членов Кооператива превысит 50.

В силу пункта 8.9.1 устава конференция Кооператива созывается правлением Кооператива по собственной инициативе, по заявленному в правление требованию председателя правления, ревизора Кооператива, группы членов Кооператива численностью не менее 1/2 от общего числа членов Кооператива.

Судами также установлено, что протоколы общего собрания (конференции) членов Кооператива от 26.06.2017 №№ 10, 11 с приложениями не были представлены в Комитет.

При этом в материалах дела отсутствуют доказательства размещения копий указанных протоколов в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с подпунктом «д(3))» пункта 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме включены в состав документов, связанных с управлением многоквартирным домом.

Согласно пункту 27 названных Правил ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.

В силу пункта 18 Перечня управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 (подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям), протоколы общих собраний пайщиков, собраний, сходов граждан подлежат постоянному хранению.

Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания нормам действующего законодательства, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.

При этом суд апелляционной инстанции указал, что управляющая организация в случае отсутствие у нее необходимой документации, связанной с управлением многоквартирным домом, обязана восстановить такую документацию и выполнить обязанность по передаче ее надзорному органу.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Кооперативу следует возвратить 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021 по делу № А56-43709/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива «Центр долевого строительства» – без удовлетворения.

Возвратить жилищно-строительному кооперативу «Центр долевого строительства» (197198, г. Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д. 8, лит. А, пом. 1-Н, оф. 715; ОГРН 5067847114990; ИНН 7813350854) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 16.11.2021 № 101.

Председательствующий

О.А. Алешкевич

Судьи

Е.А. Аникина

В.М. Толкунов