ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-43742/2021 от 21.02.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

22 февраля 2022 года

Дело №А56-43742/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Галенкиной К.В.,

судей Баженовой Ю.С., Полубехиной Н.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Вороной Б.И.,

при участии:

от заявителя: представитель ФИО1, на основании доверенности от 11.01.2022,

от заинтересованного лица: представитель ФИО2, на основании доверенности от 10.01.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42222/2021) Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.11.2021 по делу № А56-43742/2021, принятое по заявлению:

заявитель: общество с ограниченной ответственностью «Кирилловское карьерное управление» (адрес: Россия, 199004, Санкт-Петербург, линия 4-я В.О., дом 17, литер А, помещение 6Н, офис 26, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 07.08.2019, ИНН: <***>)

заинтересованное лицо: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (адрес: Россия,191124, Санкт-Петербург, площадь Растрелли, дом 2, литер А, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 26.03.2007, ИНН: <***>)

о признании незаконным отказа,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Кирилловское карьерное управление» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет) в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда в отношении лесного участка, расположенного в Рощинском лесничестве, Чапаевском участковом лесничестве квартале № 27, части выделов 4-6, 13, выделы 14, 18, квартале № 28, части выделов 1, 2, 6, 11-13, 20, 21, выделы 8, 10, 16-19, квартале № 34, части выделов 2, 4, 10, 11, 16, 55, выделы 3, 52, общей площадью 59,9 га, согласно лицензии ЛОД 03648 ТП от 08.11.2019; обязании Комитета устранить допущенные нарушения прав заявителя путем выдачи разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда в отношении лесного участка, расположенного в Рощинском лесничестве, Чапаевском участковом лесничестве квартале № 27, части выделов 4-6, 13, выделы 14, 18, квартале № 28, части выделов 1, 2, 6, 11-13, 20, 21, выделы 8, 10, 16-19, квартале № 34, части выделов 2, 4, 10, 11, 16, 55, выделы 3, 52, общей площадью 59,9 га, согласно лицензии ЛОД 03648 ТП от 08.11.2019.

Решением от 03.11.2021 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным решением, Комитет подал апелляционную жалобу, просит решение отменить, в удовлетворении заявления отказать, считая решение незаконным, принятым при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; ссылается на правомерность отказа ввиду того, что у Комитета на этапе приема и регистрации заявления Общества отсутствовали документы, подтверждающие, что ФИО3, подписавший заявление, на момент подачи заявления действительно являлся лицом, уполномоченным действовать от имени Общества без доверенности; указывает, что Комитет не уполномочен принимать решения по выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению до тех пор, пока Губернатором не будет подписано соответствующее распоряжение.

В судебном заседании Комитет поддержал доводы апелляционной жалобы, а Общество просило в ее удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Департаментом по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу, на континентальном шельфе и в Мировом океане Обществу 08.11.2019 выдана лицензия на пользование недрами ЛОД 03648 ТП с целевым назначением и видами работ - для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых на участке недр согласно схеме (приложению № 3 к лицензии), расположенном в Выборгском районе Ленинградской области.

Срок окончания действия лицензии - 05.04.2024.

В поданном в Комитет заявлении Общество просило выдать разрешение на выполнение работ по геологическому изучению недр без предоставления лесного участка, без рубки лесных насаждений, на срок до 05.04.2024 на лесном участке, местоположение: Рощинское лесничество, Чапаевское участковое лесничество, квартал № 27, части выделов 4-6, 13, выделы 14, 18, квартал № 28, части выделов 1, 2, 6, 11-13, 20, 21, выделы 8, 10, 16-19, квартал № 34, части выделов 2, 4, 10, 11, 16, 55, выделы 3, 52, общей площадью 59,9 га (исх. № 02/02 от 02.02.2021, вх. № 2772/2021 от 02.02.2021).

В письме от 19.04.2021 № 02-7884/2021 Комитет, указав, что в нарушение подпункта 2 пункта 2.6 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда, утвержденного постановлением Губернатора Ленинградской области от 13.02.2017 № 12-пг (далее – Административный регламент), к заявлению не были приложены копия паспорта гражданина Российской Федерации или иные документы, удостоверяющие личность заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя; приложенная к проекту распоряжения Правительства Ленинградской области «О выдаче разрешения обществу с ограниченной ответственностью «Кирилловское карьерное управление» на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, без проведения рубок лесных насаждений на участке недр «Тихое» в Выборгском районе Ленинградской области» проектная документация лесного участка, испрашиваемого Обществом для выполнения работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесных участков, без проведения рубок лесных насаждений, согласно лицензии на пользование недрами ЛОД 03648 ТП, не содержит реквизитов (даты и номера), а также подписей должностных лиц, в связи с чем, не имеет юридической силы; к заявлению не приложен утвержденный в установленном порядке проект на выполнение работ по объекту: «Геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождения стекольных песков на участке недр «Тихое», расположенном в Выборгском районе Ленинградской области", который может содержать информацию о возможном строительстве при геологическом изучении недр на лесном участке объектов капитального строительства, отказал в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда.

Посчитав отказ Комитета незаконным, нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене.

В силу положений статей 197, 198, 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Перечень видов возможного использования лесов приведен в статье 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). В частности, пунктом 11 части 1 названной статьи предусмотрено использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.

Допускается использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства (часть 3 статьи 43 ЛК РФ).

Согласно части 4 статьи 43 ЛК РФ в случае, предусмотренном частью 3 этой статьи, использование лесов осуществляется на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса.

Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда в Ленинградской области на момент подачи Обществом заявления был установлен действовавшим в указанный период Административным регламентом.

В силу пункта 2.6 Административного регламента, которым был установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для представления услуги, подлежащий представлению заявителями, в целях получения государственной услуги заявителем представляется заявление на выдачу разрешения по форме согласно приложению 2 к Административному регламенту.

В заявлении указываются:

1) сведения о заявителе:

- полное и сокращенное наименования и организационно-правовая форма, место нахождения и почтовый адрес, банковские реквизиты - для юридического лица;

- фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес места жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем;

2) местоположение и площадь земель лесного фонда, необходимая для выполнения планируемых работ, обоснование использования лесов и срок выполнения работ по геологическому изучению недр.

К заявлению прилагается копия паспорта гражданина Российской Федерации или иных документов, удостоверяющих личность заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости).

В соответствии с пунктом 2.10 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:

а) несоответствие представленных документов требованиям, установленным пунктом 2.6 Административного регламента,

б) запрет в соответствии с лесным планом Ленинградской области и лесохозяйственным регламентом лесничества на использование лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр;

в) отсутствие лицензии на пользование недрами или государственного контракта на выполнение работ по геологическому изучению недр для государственных нужд.

В обоснование отказа в выдаче Обществу разрешения Комитет указал, в том числе на непредставление в нарушение подпункта 2 пункта 2.6 Административного регламента копии паспорта гражданина Российской Федерации или иных документов, удостоверяющих личность заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

Как следует из заявления (л.д. 9), поданного Обществом в Комитет, к заявлению Общество приложило проектную документацию лесного участка в 5 экземплярах, копию листа записи ЕГРЮЛ о регистрации Общества, копию свидетельства ИНН, копию лицензии ЛОД 03648 ТП с изменением № 1, копию положительного экспертного заключения № 256-02-01/2019 от 27.09.2019, копию паспорта заявителя; отметок на самом заявлении либо иных документов, составленных в порядке, предусмотренном нормативными актами, регламентирующими порядок осуществления Комитетом делопроизводства, подтверждающих отсутствие в составе приложений к заявлению документа, поименованного как копия паспорта заявителя, не имеется.

При таком положении судом правомерно отклонен довод Комитета о непредставлении Обществом при подаче заявления копии паспорта заявителя.

В силу пункта 2.7 Административного регламента Комитет в рамках межведомственного информационного взаимодействия запрашивает и получает сведения, которые находятся в распоряжении, в том числе Федеральной налоговой службы - выписку из Единого государственного реестра юридических лиц.

Указанные в пункте 2.7 Административного регламента документы заявитель вправе представить по собственной инициативе.

Непредставление заявителем указанных в названном пункте документов не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.

Соответственно ссылка Комитета на непредставление документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, правомерно признана судом безосновательной.

В качестве оснований для отказа Комитет также указал, что представленная Обществом проектная документация лесного участка, испрашиваемого для выполнения работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесных участков, без проведения рубок лесных насаждений, согласно лицензии на пользование недрами ЛОД 03648 ТП, не содержит реквизитов (даты и номера), а также подписей должностных лиц, в связи с чем, не имеет юридической силы; к заявлению не приложен утвержденный в установленном порядке проект на выполнение работ по объекту: «Геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождения стекольных песков на участке недр «Тихое», расположенном в Выборгском районе Ленинградской области», который может содержать информацию о возможном строительстве при геологическом изучении недр на лесном участке объектов капитального строительства.

Судом установлено, что представление заявителем названных документов Административным регламентом не предусмотрено.

Согласно пункту 2.7 орган исполнительной власти, предоставляющий государственную услугу, и его должностные лица не вправе требовать от заявителя:

1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;

2) представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и(или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Приказом Минприроды России от 07.07.2020 № 417 также утверждены Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (далее - Правила № 417).

В соответствии с пунктом 5 Правил № 417 для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр на основании разрешений пользователь недр (заявитель) подает в уполномоченный орган письменное заявление, в котором указываются:

1) сведения о заявителе:

полное и сокращенное (при наличии) наименование и организационно-правовая форма, место нахождения и почтовый адрес, банковские реквизиты - для юридического лица;

фамилия, имя и отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем;

2) местоположение и площадь земель, необходимых для выполнения планируемых работ, обоснование использования лесов и срок выполнения работ по геологическому изучению недр.

К заявлению прилагается документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости).

Уполномоченные органы получают путем межведомственного информационного взаимодействия следующие документы:

выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении юридического лица;

выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении физического лица;

сведения о наличии лицензии на пользование недрами, государственного задания или государственного контракта на выполнение работ по геологическому изучению недр для государственных нужд.

Заявление рассматривается в течение 30 календарных дней со дня его поступления в уполномоченный орган. В результате рассмотрения заявления принимается решение о выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр или об отказе в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр (пункт 6 Правил № 417).

В силу пункта 7 Правил № 417 решение об отказе в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр принимается в случае, если:

а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктом 5 этих Правил;

б) в заявлении указаны цели использования лесов или лесного участка, не предусмотренные частью 3 статьи 43 ЛК РФ.

Оснований для отказа в выдаче разрешения, перечисленных в пункте 7 Правил № 417, в рассматриваемом случае судом установлено не было. В частности, указанная Обществом в заявлении цель предоставления лесного участка (геологическое изучение недр без предоставления лесного участка, без рубки лесных насаждений) соответствует целям, указанным в части 3 статьи 43 ЛК РФ.

Нормативно-правовое обоснование изложенного в письме от 19.04.2021 № 02-7884/2021 требования о предоставлении дополнительных документов и информации Комитетом не приведено; довод о возможном строительстве Обществом при геологическом изучении недр на испрашиваемом лесном участке объектов капитального строительства с учетом указанной в заявлении цели использования участка и приложенных к заявлению документов документально не подтвержден, носит предположительный характер.

Поскольку оснований для отказа в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда у Комитета не имелось, суд пришел к обоснованному выводу о том, что указанный отказ нарушает права заявителя, в связи с чем удовлетворил заявленные Обществом требования.

Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции судебного акта.

Апелляционный суд признает обжалуемое решение соответствующим нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела (при отсутствии помимо прочего и оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ), а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.11.2021 по делу № А56-43742/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

К.В. Галенкина

Судьи

Ю.С. Баженова

Н.С. Полубехина