ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-44661/18 от 05.10.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

05 октября 2018 года

Дело №А56-44661/2018

Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2018 года

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Кашина Т.А.

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21017/2018) ООО "ТК ЭКСИС"

на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.06.2018 по делу № А56-44661/2018 (судья Суворов М.Б.), принятое

по иску Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан (адрес: 450071, г. Уфа, <...> ОГРН: <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «ТК ЭКСИС» (196626, г. Санкт-Петербург, <...>)

о взыскании убытков

установил:

Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан (далее - истец, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «ТК ЭКСИС» (далее - ответчик, Общество) о взыскании 75.634 руб. платы в счет возмещения вреда, причиненного автомобильной дороге при перевозке тяжеловесного груза, согласно акту № 236 от 12.04.2016 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось.

Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными главой 29 Кодекса (часть 1 статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением суда от 13.06.2018 исковые требования удовлетворены.

ООО «ТК ЭКСИС» обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить, ссылаясь на ненадлежащее извещение го судом о принятии иска к производству.

Оценив доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе и в ходатайстве о восстановлении срока ее подачи, суд апелляционной инстанции установил, согласно выписке из ЕГРЮЛ юридическим адресом ООО «ТК ЭКСИС» с 27.02.2018 является: 196626, г. Санкт-Петербург, <...>.

Вместе с тем, определение о принятии искового заявления к производству было направлено судом по иному адресу, который не соответствует ни юридическому, ни фактическому адресу нахождения Общества.

Следовательно, дело рассмотрено в порядке упрощённого производства в отсутствие сведений о надлежащем извещении ответчика о принятии судом к производству настоящего искового заявления.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в любом случае является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

Применительно к указанному пункту принятие судом решения по делу, рассмотренному в порядке упрощённого производства, в отсутствие сведений о надлежащем извещении ответчика о принятии судом к производству настоящего искового заявления является безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

Определением от 09.08.2018 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела №А56-44661/2018 по правилам.

От ООО «ТК ЭКСИС» в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на исковое заявление, письменные пояснения, в которых ответчик возражает против удовлетворения иска.

От ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан в суд апелляционной инстанции поступили возражения, в которых истец не соглашается с доводами ответчика.

ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан заявило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственное казенное учреждение Управление Дорожного хозяйства Республики Башкортостан.

ООО «ТК ЭКСИС» направило в суд возражения, в которых просит отказать в удовлетворении ходатайства истца о привлечении к участию в деле третьего лица.

По смыслу статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третье лицо без самостоятельных требований - это предполагаемый участник материально-правового отношения, связанного по объекту и по составу с тем, которое является предметом разбирательства в арбитражном суде. Основанием для вступления в дело третьего лица является возможность предъявления иска к третьему лицу или возникновения права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязанностью основного спорного правоотношения между стороной и третьим лицом. Целью участия третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, является предотвращение неблагоприятных для них последствий.

В материалах дела отсутствуют доказательства наличия оснований для привлечения Государственное казенное учреждение Управление Дорожного хозяйства Республики Башкортостан к участию в деле в качестве третьего лица. Доводы, приведенные в ходатайстве, не свидетельствуют о том, что обжалуемое решение повлияло на права или обязанности этого лица по отношению к одной из сторон.

Оценив представленные в деле доказательства и доводы сторон, судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, обращаясь с настоящим иском в суд, истец указывает на то, что 12 апреля 2016 года при осуществлении весового контроля на 79 км. автодороги Дюртюли-Нефтекамск сотрудниками Государственной Инспекции безопасности дорожного движения (далее - ГИБДД) совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан было произведено взвешивание транспортного средства: седельный тягач марки Рено, регистрационный номер <***>, с полуприцепом регистрационный номер АУ 6788 78, принадлежащего Ответчику, под управлением водителя ФИО1.

Факт принадлежности транспортных средств ответчику подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства.

Как указывает истец, взвешивание производилось на весовом оборудовании : (ВА-П весы автомобильные электронные портативные) фирмы ТЕНЗО М, модификации (модель ВА-20П, заводской номер №40653. Данные весы признаны пригодными применению и поверены 11 марта 2016 года, что удостоверено свидетельством о поверке №7/474, оттиском поверительного клейма на весовое оборудование, которая также имеется в паспорте весового оборудования, что подтверждает достоверность результатов взвешивания.

В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а так же отсутствие специального разрешения, на перевозку тяжеловесного груза предусмотренного ч. 1 ст. 31 Федерального Закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ.

По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля был составлен акт №236 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 12 апреля 2016 года.

В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан составила 75634 рубля 00 копеек.

Указанная сумма в добровольном порядке в 10-дневный срок, как предусмотрено актом взвешивания, уплачена не была.

ГКУ Служба весового контроля РБ направило претензионное письмо №5302 22 июня 2016 года о необходимости уплаты суммы ущерба, однако ответ получен не был. Денежные средства в возмещение ущерба также уплачены не были.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения Учреждения в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании с Общества 75634 рубля 00 копеек ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования.

В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно статье 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

В части 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №257-ФЗ) установлено, что движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.

В соответствии с частями 1, 2.1 статьи 30 Закона №257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.02.2012 №50 «О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения» утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республик, Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения (далее - Порядок).

В соответствии с пунктами 1.2- 1.5 Порядка акт о временном ограничении или

прекращении движения транспорта по автомобильных дорогам регионального или межмуниципального значения издается либо Правительством Республики Башкортостан, либо уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Республике Башкортостан или подведомственными ему организациями.

Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 27.11.2015 №1321-р на автомобильных дорогах республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 1 апреля по 30 апреля 2016 года было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения (далее - временное ограничение движения) с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, согласно приложениям 1, 2 и 3 к указанному распоряжению.

При превышении указанных показателей проезд транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Российской Федерации причиняет вред автомобильным дорогам.

В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющею перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения. Для получения вышеуказанного специальною разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона №257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 №934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила №934).

В силу пункта 2 Правил №934 вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

В отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил №934, пункт 2 части 9 статьи 31 Закона №257-ФЗ).

Соблюдение владельцами транспортных средств весовых параметров транспортных средств (допустимых нормативно или декларируемых при получении специального разрешения) при осуществлении перевозок тяжеловесных грузов осуществляется в ходе весового контроля.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона № 257-ФЗ порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2011 года №125 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля (далее – Порядок весового контроля).

В соответствии с пунктом 2.2.2 Порядка весового контроля на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения весовой контроль осуществляется Госавтоинспецией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом согласно пункту 2.2.2.1.2 взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.

Владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на праве оперативного управления в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15 февраля 2013 года № 166-р является Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан.

В соответствии с Соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, заключенному между Государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан (далее - ГКУ УДХ РБ) и Государственным казенным учреждением Служба весового контроля Республики Башкортостан, утвержденного Председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству 27 ноября 2012, ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан приняла на себя обязанности по осуществлению полномочий ГКУ УДХ РБ как владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, закрепленных за ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления, согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02 февраля 2012 года № 28 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения».

Согласно подпункту «а» пункта 1.1 указанного соглашения ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан принимает предусмотренные пунктом 2.2.2.1.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения.

Юридическим фактом взвешивания является составление акта по результатам взвешивания транспортного средства в соответствии с подпунктом 2.1.1.1.3 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств.

Согласно части 9 статьи 31 Закона № 257-ФЗ размер вреда, причиняемого транспортными средствами. осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В Республике Башкортостан размер вреда определен постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01 марта 2010 №59 «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (ТГ), при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения». Данным постановлением утверждается размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, а также размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.

Размер вреда в сумме 75634 руб. был определен на основании постановления Правительства Республики Башкортостан от 01 марта 2010 №59 «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (ТГ), при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения».

В обоснование своих требований Учреждение представило Акт от 12.04.2016 №236, которым подтверждается факт превышения транспортным средством ответчика установленных ограничений по осевым нагрузкам при проезде по автомобильным дорогам общего пользования.

Возражая против удовлетворения иска, Общество указывает на то, что произведенный истцом расчёт является неверным. Как указывает Общество, примененное Учреждением предельно допустимое значение (5 тонн на ось) согласно приложению № 1 к Распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 27.11 2015 №1321-р распространяется лишь на оси в двухосной тележке, то есть на такие оси, которые имеют общую подвеску к ТС. Между тем, как указывает ответчик, из руководства по эксплуатации и техобслуживанию полуприцепа Rolfo Arctic следует, что каждая из установленных на нем осей имеет отдельную подвеску к ТС, а это, в свою очередь, означает, что в двухосную тележку они не входят.Для таких осей, являющихся по своей сути одиночными, приложением № 1 к Распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 27.11.2015 г. №1321-р установлена допустимая нагрузка в 6 тонн.

По мнению Общества, размер вреда был необоснованно завышен истцом как минимум на 20 781,73 руб. Кроме того, ответчик указывает на то, что истец не представил никаких документов, подтверждающих его довод о том, что примененный им при расчете базовый компенсационный индекс в 2016 году действительно составлял 1,7795.

Также Общество указывает на то, что в нарушение пункта 4.3 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.02.2012 №50, дорожные знаки 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства» со знаками дополнительной информации (табличек) 8.20.1 и 8.20.2 «Тип тележки транспортного средства», по пути следования автомобиля Рено Premium, per. номер <***>, отсутствовали, в связи с чем Общество не было проинформировано о начальной и конечной точке действия ограничения движения.

Указанные доводы отклоняются судом апелляционной инстанции, как несостоятельные.

Согласно приложениям 1, 2 и 3 к Распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 27.11.2015 г. № 1321-р, предельно допустимая нагрузка зависит от типа тележки (одиночная ось, двухосная тележка, трехосная тележка).

Учреждением зафиксировано, что транспортное средство ответчика имеет 4 оси: 1 ось - одиночная, 2 ось - одиночная, 3, 4 оси - представляет собой двухосную тележку. Акт от 12.04.2016 № 236 подписан водителем транспортного средства без возражений.

Довод ответчика о том, что истец не проинформировал о введенных ограничениях, отклоняется судом апелляционной инстанции.

Истцом в материалы дела представлены доказательства того, что информация о введении временного ограничения движения с 01.04.2016г. по 30.04.2016г., а также о его продлении по 10.05.2016 была опубликована в сети Интернет и в печатных изданиях.

По вопросу размещения временных дорожных знаков истец пояснил, что установка дорожных знаков, временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на ось на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения обеспечивается ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан.

В период весенней распутицы с 01.04.2016 по 30.04.2016 на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 27 ноября 2015 №1321-р и согласно пункту 4.1.19 Государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на 2016-2017 годы №3261-15 от 11.01.2016 ОАО «Башкиравтодор» установлены дорожные знаки 3.12 «ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства» в соответствии с согласованной Государственным заказчиком и УГИБДД схемой.

Истец направил запрос в ГКУ Управление дорожного хозяйства РБ (ГКУ УДХ РБ) о предоставлении сведений об установке и демонтаже временных дорожных знаков на период временного ограничения движения в 2016 году.

29.02.2016 ГКУ УДХ РБ направило в адрес ОАО «Башкиравтодор» письмо исх. №07/621 об установке дорожных знаков во исполнение распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 27.11.2015 №1321-р в срок до 31.03.2016.

17.03.2016 ГКУ УДХ РБ направило письмо №07/907 в ОАО «Башкиравтодор» к которому приложена схема расстановки дорожных знаков 3.12. и знаков дополнительной информации 8.20.1. и 8.20.2. на примыканиях и пересечениях автомобильных дорог.

Также установка временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузку на ось подтверждаются актами на установку дорожных знаков по дороге а/д Дюртюли-Нефтекамск, выданный Краснокамским и Дюртюлинским ДРСУ.

С учетом данных обстоятельств, суд полагает, что материалами дела подтверждается установка временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на оси транспортного средства, на дороге а/д Дюртюли-Нефтекамск.

В отношении порядка определения базового компенсационного индекса на 2016 истец пояснил, что для определения базового компенсационного индекса истцом использовался соответствующий прогноз социально - экономического развития РФ, размещенный на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации.

Довод ответчика о том, что истец неверно определил расстояние, пройденное транспортным средством с нарушением осевых нагрузок, не принимается судом.

Согласно транспортной накладной от 08.04.2016 транспортное средство ответчика направлялось по маршруту Санкт-Петербург – Нефтекамск. Автодорога Дюртюли-Нефтекамск имеет протяженность 83,9 км. Как указывает истец, транспортное средство ответчика, пройдя взвешивание на 79 км. а/д Дюртюли-Нефтекамск, далее продолжило свое движение до г. Нефтекамск. Доказательств обратного ответчиком не представлено.

В силу статей 67, 68 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в совокупности.

Оценив представленные в деле доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что истец доказал как факт причинения ответчиком заявленного вреда, так и размер ущерба.

Правовых оснований для отказа в иске у суда не имеется.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.06.2018 по делу № А56-44661/2018 отменить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ТК ЭКСИС» в пользу Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан 75634 руб. платы в счет возмещения вреда.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ТК ЭКСИС» в доход федерального бюджета 3025 руб. государственной пошлины по иску.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья

Т.А. Кашина