ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-4528/2023 от 18.12.2023 АС Северо-Западного округа

61/2023-88201(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2023 года.  Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2023 года. 

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Бобарыкиной О.А., судей Кустова А.А. и 

Михайловской Е.А.,

при участии от публичного акционерного общества «Территориальная  генерирующая компания № 1» Насветко А.М. по доверенности от 07.10.2022, 

рассмотрев 18.12.2023 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая  компания № 1» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области от 04.04.2023 и постановление Тринадцатого  арбитражного апелляционного суда от 23.08.2023 по делу № А56-4528/2023, 

у с т а н о в и л:

Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая 

компания № 1», адрес: 197198, Санкт-Петербург, проспект Добролюбова, дом 16,  корпус 2А, помещение 54Н, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071 (далее –  Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному  казенному учреждению «Жилищное агентство Фрунзенского района Санкт- Петербурга», адрес: 192007, Санкт-Петербург, Тамбовская улица, дом 35, 

ОГРН 1037835026822, ИНН 7816120217 (далее – Учреждение), о признании  незаконным бездействия Учреждения в предоставлении запрашиваемых  сведений, об обязании Учреждения представить Обществу одновременно на  бумажном и электронном носителях справки о регистрации (по форме 9)  согласно списку жилых помещений. 

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 04.04.2023, оставленным без изменения постановлением  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2023, в  удовлетворении иска отказано. 

В кассационной жалобе Общество просит отменить решение суда первой  инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу  новый судебный акт. 

Податель кассационной жалобы указывает следующее: у  ресурсоснабжающей организации, предоставляющей коммунальные услуги,  должны быть сведения, позволяющие идентифицировать  собственников/нанимателей помещений в многоквартирном доме, а также  сведения, необходимые для осуществления своей деятельности; Общество  имеет право запрашивать и получать сведения, являющиеся персональными 


данными абонентов – физических лиц; информация о собственниках и  пользователях жилых помещений, лицах, зарегистрированных в жилых  помещениях, находится в ведении Учреждения как жилищного органа,  являющегося оператором персональных данных; сведения о собственниках и  пользователях жилых помещений, в том числе составляющие персональные  данные, необходимы Обществу для начисления потребителям платы за  предоставленную коммунальную услугу по отоплению, отдельное согласие  таких потребителей на предоставление Обществу сведений не требуется;  Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее –  Закон № 152-ФЗ) не запрещает передачу персональных данных собственников  и пользователей помещений в многоквартирных домах в ходе взаимоотношений  операторов этих данных и исполнителей коммунальных услуг. 

До судебного заседания в кассационный суд от Учреждения поступили  возражения на кассационную жалобу и ходатайство о рассмотрении жалобы в  отсутствие его представителей. 

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы  кассационной жалобы. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в соответствии со  статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее – АПК РФ). 

Как следует из материалов дела, Общество является исполнителем  коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, в том числе во  Фрунзенском районе Санкт-Петербурга. Многоквартирные дома, расположенные  во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга, обслуживаются Обществом на  основании прямых договоров с потребителями – собственниками и  нанимателями жилых помещений. 

Сославшись на необходимость предоставления Учреждением сведений в  отношении указанных лиц, Общество направило в адрес Учреждения запросы  о предоставлении информации согласно списку, приведенному в приложении. 

В связи с отказом Учреждения предоставить запрашиваемую  информацию Общество обратилось в суд с иском. 

Установив отсутствие обязанности Учреждения в предоставлении  запрашиваемой информации, суд первой инстанции отказал в удовлетворении  иска. 

Суд апелляционной инстанции согласился с судом первой инстанции и  оставил его решение без изменения. 

Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых  судебных актов. 

В соответствии с частью 1 статьи 197 АПК РФ дела об оспаривании  затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и  действий (бездействия) государственных органов, органов местного  самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным  законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями,  должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей,  рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового  производства, предусмотренным этим кодексом, с особенностями,  установленными в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации. 

В соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга  от 29.04.2013 № 34-рп «О мерах по реализации статей 7 и 7.1 Федерального  закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных 


услуг» Учреждение подведомственно исполнительным органам государственной  власти Санкт-Петербурга, участвует в предоставлении государственных и  муниципальных услуг. 

Согласно приложению 1 к указанному распоряжению Учреждение  является обладателем информации по следующим документам: договорам  найма, сведениям из домовой книги (в отношении жилых помещений, ведение  регистрационного учета граждан по месту жительства в которых в части,  возложенной на жилищные организации, осуществляет Агентство), справкам  о регистрации, характеристикам жилого помещения 

В пункте 1 Регламента предоставления услуги по выдаче справки о  регистрации, утвержденного распоряжением Жилищного комитета  Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2012 № 110-р (далее – Регламент №  110-р), указано предметом его регулирования являются отношения,  возникающие между заявителем и Санкт-Петербургскими государственными  казенными учреждениями – районными жилищными агентствами в сфере  предоставления услуги по выдаче справки о регистрации. 

Заявителями являются граждане, зарегистрированные по месту  жительства в жилых помещениях государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга либо ранее зарегистрированные по месту жительства в жилых  помещениях государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, но снятые с  регистрационного учета, в отношении которых запрашивается справка о  регистрации (пункт 1.2 Регламента № 110-р). 

Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга  от 22.11.2004 № 192-п утвержден Регламент информационного взаимодействия  отделов вселения и регистрационного учета с подразделениями,  осуществляющими начисления платы за жилье (за техническое обслуживание) и  коммунальные услуги, согласно пункту 1.1 которого регламент  информационного взаимодействия отделов вселения и регистрационного учета  (далее – ОВиРУ) с подразделениями, осуществляющими начисления оплаты  жилья и коммунальных услуг (далее – Регламент), вводится в целях  предоставления последним актуальных сведений о пользователях жилых  помещений для осуществления начислений по оплате жилья и коммунальных  услуг. 

Регламент подлежит применению при взаимодействии ОВиРУ с  организациями, осуществляющими техническое обслуживание или управление  домом, в том числе жилищными агентствами, акционерными обществами,  жилищными и жилищно-строительными кооперативами, товариществами  собственников жилья, иными юридическими лицами, имеющими жилой фонд на  праве хозяйственного ведения, оперативного управления (пункт 1.2  Регламента). 

Регламентом утверждены формы информации, подлежащей передаче  (формы 1-пс, 2-пс, 3-пс). 

Согласно пункту 3.1 Регламента формирование ведомостей (формы 1-пс,  2-пс, 3-пс) для подразделений районных жилищных агентств осуществляется  еженедельно. 

Формирование ведомостей (формы 1-пс, 2-пс, 3-пс) для подразделений  иных организаций осуществляется в соответствии с условиями заключенных  договоров (пункт 3.2 Регламента). 

Таким образом, представление Учреждением запрашиваемых сведений  осуществляется на основании условий заключенных договоров, а не по  запросам. 

Действующее законодательство (пункт 1 части 11 статьи 161 Жилищного 


кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пункт 6 Правил  предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям  помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354),  не относит Учреждение к числу субъектов, обязанных предоставлять  персональные сведения о потребителях коммунальных услуг по требованию  ресурсоснабжающей организации. Ни при рассмотрении настоящего дела, ни в  кассационной жалобе Компания не привела ссылок на нормы законодательства,  обязывающие Учреждение предоставлять ресурсоснабжающей организации  запрашиваемые сведения. 

Ссылка Общества на положения Закона № 152-ФЗ отклоняется  кассационным судом как несостоятельная, так как наличие у Общества статуса  оператора персональных данных и заключение им публичных договоров с  потребителями коммунальных ресурсов не свидетельствуют о наличии у  Учреждения соответствующей обязанности по представлению запрашиваемой  информации. 

В случае предоставления коммунальных услуг собственникам помещений  по прямым договорам организации, осуществляющие управление  многоквартирным домом, в соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 161 ЖК РФ  обязаны предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию,  необходимую для начисления платы за коммунальные ресурсы (об объемах  потребления горячей воды в помещениях многоквартирного дома, показания  соответствующих индивидуальных приборов учета). 

Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда  Российской Федерации от 04.06.2021 № 307-ЭС20-22560. 

В связи с изложенным суды первой и апелляционной инстанций пришли к  обоснованному выводу о недоказанности Обществом наличия у Учреждения  обязанности по предоставлению запрашиваемой информации. 

Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют  фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.  Судами правильно применены нормы материального права, процессуальных  нарушений при рассмотрении дела не допущено. 

Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 04.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 23.08.2023 по делу № А56-4528/2023 оставить без  изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества  «Территориальная генерирующая компания № 1» - без удовлетворения. 

Председательствующий О.А. Бобарыкина  Судьи А.А. Кустов 

Е.А. Михайловская