ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
23 августа 2023 года
Дело №А56-4528/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пономаревой О.С., судей Жуковой Т.В., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от истца: ФИО2 по доверенности от 07.10.2022,
от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14901/2023) публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №1» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2023 по делу № А56-4528/2023 (судья Данилина М.Д.), принятое
по иску публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №1»
к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Жилищное агентство Фрунзенского района Санкт-Петербурга»
о признании незаконным бездействия, об обязании
установил:
Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 1» (далее – истец, Компания) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Жилищное агентство Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее – ответчик, Учреждение) с требованием о признании незаконным бездействия Учреждения в предоставлении запрашиваемых сведений и об обязании Учреждения представить компании одновременно на бумажном и на электронном носителе, согласно списку жилых помещений справки о регистрации (по форме 9).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2023 в иске отказано.
Истец, не согласившись с вынесенным решением, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение от 04.04.2023 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании присутствовал представитель истца, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя не направил, что в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не препятствует для рассмотрения апелляционной жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил, что Компания является исполнителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению, в том числе во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга.
Многоквартирные дома, расположенные во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга, обслуживаются Компанией на основании прямых договоров с потребителями - собственниками и нанимателями жилых помещений.
Компания, ссылаясь на необходимость предоставления Учреждением сведений в отношении указанных лиц, направила в адрес Учреждения запросы о предоставлении информации согласно списку, приведенному в приложении.
Уклонение Учреждения в предоставлении запрашиваемой информации послужило основанием для предъявления искового заявления.
Суд первой инстанции в иске отказал.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) в случае, предусмотренном статьей 157.2 этого Кодекса, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны: представлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при представлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.
В соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2013 №34-рп Агентство подведомственно исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, участвует в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Согласно приложению 1 к названному распоряжению Агентство является обладателем информации по следующим документам: договорам найма, сведениям из домовой книги (в отношении жилых помещений, ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в которых в части, возложенной на жилищные организации, осуществляет Агентство), справкам о регистрации, характеристикам жилого помещения.
В силу пункта 1 Регламента предоставления услуги по выдаче справок о регистрации, утвержденного распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2012 №110-р (далее – распоряжение №110-р), предметом его регулирования являются отношения, возникающие между заявителем и Санкт-Петербургскими государственными казенными учреждениями - районными жилищными агентствами в сфере предоставления услуги по выдаче справки о регистрации.
При этом заявителями являются граждане, зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга либо ранее зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, но снятые с регистрационного учета, в отношении которых запрашивается справка о регистрации (пункт 1.2 распоряжение № 110-р).
Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2004 №192-п утвержден Регламент, согласно пункту 1.1 которого он вводится в целях представления последним актуальных сведений о пользователях жилых помещений для осуществления начислений по оплате жилья и коммунальных услуг.
Регламент подлежит применению при взаимодействии ОВиРУ с организациями, осуществляющими техническое обслуживание или управление домом, в том числе жилищными агентствами, акционерными обществами, жилищными и жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья, иными юридическими лицами, имеющими жилой фонд на праве хозяйственного ведения, оперативного управления (пункт 1.2 Регламента).
Взаимодействие отделов вселения и регистрационного учета с подразделениями, осуществляющими начисления платы за жилье (техническое обслуживание) и коммунальные услуги, осуществляется на основании заключенных Учреждением с организациями, имеющими лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга, соглашений на паспортно-регистрационное обслуживание граждан, которыми предусмотрено представление списков вновь зарегистрированных граждан, а также списков граждан, снятых с регистрационного учета по утвержденным Регламентом формам. При этом организации, являющейся стороной по соглашению, представляются сведения только по домам, внесенным в перечень адресов многоквартирных домов раздела Реестра лицензий субъекта Российской Федерации Санкт-Петербург, деятельность по управлению которыми осуществляет данная организация.
При заключении договора управления многоквартирным домом управляющая организация получает от физических лиц их персональные данные - фамилию, имя, отчество, адрес, данные о площади помещения, находящегося в собственности у лица. Поскольку на управляющую организацию возложены функции по приему первичных документов для регистрационного учета, ведению и хранению регистрационных документов, она также получает сведения о составе семьи, проживающей в помещении, паспортные данные.
Управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, представляют ресурсоснабжающим организациям сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги. Осуществляя деятельность по управлению многоквартирными домами на основании соответствующих договоров управления, управляющие организации являются оператором персональных данных, поскольку имеют право и обязаны осуществлять сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также осуществлять обработку полученных персональных данных в целях управления многоквартирными домами, обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества, а также предоставления коммунальных услуг гражданам.
В рассматриваемом случае Учреждение не относится к числу лиц, обязанных представлять информацию Компании.
Ссылки истца на нормы Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» несостоятельны, поскольку наличие у нее статуса оператора персональных данных и заключение им публичных договоров с потребителями коммунальных ресурсов не свидетельствуют о наличии у Учреждения соответствующей обязанности по представлению запрашиваемой информации.
Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2021 №307-ЭС20-22560 по делу № А56-78312/2019.
Так как Учреждение не обязано представлять Компании запрашиваемые им сведения, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как основания для их иной оценки отсутствуют.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2023 по делу № А56-4528/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.С. Пономарева
Судьи
Т.В. Жукова
Я.Г. Смирнова