ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-4622/2023 от 11.10.2023 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

11 октября 2023 года

Дело №

А56-4622/2023

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Бобарыкиной О.А.,
Кустова А.А.,

при участии от публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» Насветко А.М. (доверенность 78 АВ № 2835838),
от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное агентство Василеостровского района Санкт-Петербурга» Мак Ю.В. (доверенность от 10.08.2023 № 01),

рассмотрев 10.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга
и Ленинградской области от 04.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2023 по делу № А56-4622/2023,

у с т а н о в и л:

Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 1», адрес: 197198, Санкт-Петербург, проспект Добролюбова,
дом 16, корпус 2А, помещение 54Н, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071 (далее – Компания, истец), обратилось в Арбитражный суд города
Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Жилищное агентство Василеостровского района Санкт-Петербурга», адрес: 199004, Санкт-Петербург, 3-я линия В.О., дом 10, литера Б, ОГРН 1027800563966, ИНН 7801095649 (далее – Учреждение, ответчик), с заявлением о признании незаконным бездействия Учреждения в предоставлении запрашиваемых сведений
и об обязании Учреждения представить Компании одновременно на бумажном
и на электронном носителе согласно списку жилых помещений справки
о регистрации (по форме 9).

Решением суда первой инстанции от 04.04.2023, оставленным
без изменения постановлением апелляционного суда от 29.06.2023,
в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт. Как указывает податель жалобы, сведения о собственниках и пользователях жилых помещений, в том числе составляющие персональные данные, необходимы Компании для начисления потребителям платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению, отдельное согласие таких лиц на предоставление Учреждением сведений не требуется. При этом информация о собственниках и пользователях жилых помещений, лицах, зарегистрированных в жилых помещениях, находится в ведении Учреждения как жилищного органа, являющегося оператором персональных данных. При рассмотрении дела суды неправильно применили нормы Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон № 152-ФЗ).

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Учреждения возражал против её удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Компания является исполнителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению, в том числе в Василеостровском районе Санкт-Петербурга.

Многоквартирные дома, расположенные в Василеостровском районе Санкт-Петербурга, обслуживаются Компанией на основании прямых договоров
с потребителями - собственниками и нанимателями жилых помещений.

Компания, ссылаясь на необходимость предоставления Учреждением сведений в отношении указанных лиц, направила в адрес последнего запросы
о предоставлении информации согласно списку, приведенному в приложении.

Уклонение Учреждения от предоставления запрашиваемой информации послужило основанием для предъявления настоящего заявления
в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), установили, что Учреждение не относится к числу лиц, обязанных представлять Компании запрашиваемую информацию в соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам
и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам
и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»
(далее - Правила № 354), и отказали в удовлетворении заявления.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Согласно части 1 статьи 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.

В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга
от 29.04.2013 № 34-рп Учреждение подведомственно исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, участвует в предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Согласно приложению 1 к названному распоряжению Учреждение является обладателем информации по следующим документам: договорам найма, сведениям из домовой книги (в отношении жилых помещений, ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в которых в части, возложенной на жилищные организации, осуществляет Агентство), справкам
о регистрации, характеристикам жилого помещения.

В силу пункта 1 Регламента предоставления услуги по выдаче справок о регистрации, утвержденного распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2012 № 110-р (далее - распоряжение № 110-р), предметом его регулирования являются отношения, возникающие между заявителем и Санкт-Петербургскими государственными казенными учреждениями - районными жилищными агентствами в сфере предоставления услуги по выдаче справки о регистрации.

При этом заявителями являются граждане, зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях государственного жилищного фонда
Санкт-Петербурга либо ранее зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, но снятые с регистрационного учета, в отношении которых запрашивается справка о регистрации (пункт 1.2 распоряжение № 110-р).

Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2004 № 192-п утвержден Регламент информационного взаимодействия отделов вселения и регистрационного учета жилищных организаций с подразделениями, осуществляющими начисление и взимание платы за жилье (техническое обслуживание) и коммунальные услуги.

Согласно пункту 1.1 указанного распоряжения Регламент информационного взаимодействия отделов вселения и регистрационного учета (далее - ОВиРУ) с подразделениями, осуществляющими начисления оплаты жилья и коммунальных услуг (далее - Регламент), вводится в целях предоставления последним актуальных сведений о пользователях жилых помещений для осуществления начислений по оплате жилья и коммунальных услуг.

Регламент подлежит применению при взаимодействии ОВиРУ с организациями, осуществляющими техническое обслуживание или управление домом, в том числе жилищными агентствами, акционерными обществами, жилищными и жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья, иными юридическими лицами, имеющими жилой фонд на праве хозяйственного ведения, оперативного управления (пункт 1.2 Регламента).

Регламентом утверждены формы информации, подлежащей передаче (формы 1-пс, 2-пс, 3-пс).

Согласно пункту 3.1 Регламента формирование ведомостей (формы 1-пс, 2-пс, 3-пс) для подразделений районных жилищных агентств осуществляется еженедельно.

Формирование ведомостей (формы 1-пс, 2-пс, 3-пс) для подразделений иных организаций осуществляется в соответствии с условиями заключенных договоров (пункт 3.2 Регламента).

В силу приведенных положений представление Учреждением запрашиваемых сведений осуществляется на основании условий заключенных договоров, а не по запросам, на чем настаивает податель жалобы.

Действующее законодательство (пункт 1 части 11 статьи 161 ЖК РФ, пункт 6 Правил № 354) не относит Учреждение к числу субъектов, обязанных предоставлять персональные сведения о потребителях коммунальных услуг по требованию ресурсоснабжающей организации.

Ни при рассмотрении настоящего дела, ни в кассационной жалобе Компания не привела ссылок на нормы законодательства, обязывающие Учреждение предоставлять ресурсоснабжающей организации запрашиваемые сведения.

Ссылки подателя жалобы на нормы Закона № 152-ФЗ несостоятельны, поскольку наличие у Компании статуса оператора персональных данных и заключение им публичных договоров с потребителями коммунальных ресурсов не свидетельствуют о наличии у Учреждения соответствующей обязанности по представлению запрашиваемой информации.

В случае предоставления коммунальных услуг собственникам помещений по прямым договорам организации, осуществляющие управление многоквартирным домом, в соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 161 ЖК РФ обязаны предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные ресурсы (об объемах потребления горячей воды в помещениях многоквартирного дома, показания соответствующих индивидуальных приборов учета).

Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2021 № 307-ЭС20-22560 по делу
№ А56-78312/2019.

С учетом установленных обстоятельств дела и приведенных норм суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности Компанией наличия
у Агентства установленной законом обязанности по представлению запрашиваемой информации.

Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.

Выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2023 по делу № А56-4622/2023 оставить
без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» - без удовлетворения.

Председательствующий

М.В. Пастухова

Судьи

О.А. Бобарыкина

А.А. Кустов