ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
24 октября 2023 года
Дело №А56-46355/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Загараевой Л.П., Мильгевской Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 12.01.2022
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
от 3-х лиц: не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31195/2023) Университета ФСИН России на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2023 по делу № А56-46355/2023, принятое
по заявлению Университета ФСИН России
к УФАС по Санкт-Петербургу
3-и лица: 1) АО "Сбербанк - АСТ"; 2) ООО "РПК РС"
об оспаривании решения и предписания
установил:
Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний» (ОГРН: <***>, адрес: 196602, Санкт-Петербург, <...>, лит. А, далее – Университет ФСИН России, Учреждение, Заказчик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (адрес: 199004, <...>, лит. А; далее – Управление, УФАС, антимонопольный орган) об оспаривании решения в части пунктов 2, 3, 4 и предписания от 02.05.2023 по делу №44-1606/23.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: акционерное общество "Сбербанк-Автоматизированная система торгов" (ОГРН: <***>, адрес: 119435, Москва, Большой ФИО3 пер., д. 12, стр. 9, эт/пом/ком 1/I/2, далее - АО "Сбербанк - АСТ", третье лицо-1) и общество с ограниченной ответственностью "РПК Реклама Сервис" (ОГРН: <***>, адрес: 190020, Санкт-Петербург, наб. Обводного Канала, д. 223-225, лит. М, пом. 3, оф. 1, далее - ООО "РПК РС", третье лицо-2).
Решением от 20.07.2023 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, Университет ФСИН России обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Университета ФСИН России поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление и третьи лица, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 13.04.2023 Учреждением размещено извещение о проведении аукциона на изделия демонстрационные прочие (информационные стенды) (извещение №0872400001323000061) www.zakupki.gov.ru, Начальная (максимальная) цена контракта – 322 802,96 руб.
25.04.2023 ООО «РПК РС» подана жалоба на неправомерные действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика, выразившееся в неправомерном отклонении заявки. По результатам рассмотрения жалоба ООО «РПК РС» признана необоснованной, в действиях Заказчика признаны нарушения пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, о чем 02.05.2023 вынесено решение и выдано предписание по делу №44-1606/23.
Университета ФСИН России, не согласившись с вынесенным решением в части пунктов 2, 3, 4 и предписанием, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в случаях, предусмотренных настоящим Законом, заказчик при описании объекта закупки руководствуется следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (пункт 1); использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В оспариваемом решении Управление пришло к выводу о том, что Заказчиком не установлена должная инструкция по заполнению заявки.
Управление и суд первой инстанции в обоснование своего решения сослались на постановление Правительства РФ от 23.12.2015 № 1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок» (далее – Порядок № 1414), Приказ Министерства экономического развития РФ от 16.11.2009 № 470 «О требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти» (далее – Требования № 470), утратившими силу на момент размещения Заказчиком 13.04.2023 Извещения о проведении закупки.
Управлением указано на то, что информация размещена Заказчиком в ЕИС в формате, не обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста, что, по мнению заинтересованного лица, является ограничением для ознакомления с такой информацией согласно позиции Минэкономразвития, изложенной в письме от 23.05.2016 №Д28и-1299, а также противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе установлено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Согласно пункту 9 Положения о единой информационной системе в сфере закупок, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 (далее – Положение № 60), принятого взамен Порядка № 1414, технологические средства официального сайта должны обеспечивать:
а) круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта;
б) отсутствие необходимости для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, применения пользователями официального сайта программного обеспечения, которое требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем такого программного обеспечения, если оно предусматривает взимание платы;
в) возможность участия пользователей официального сайта в проводимых на официальном сайте опросах и голосованиях, а также возможность просмотра ими результатов таких опросов и голосований (если при проведении опроса или голосования предусмотрена возможность просмотра его результатов);
г) возможность получения с официального сайта электронных сообщений об изменении информации, размещенной на официальном сайте;
д) учет посещаемости всех страниц официального сайта;
е) возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в форме электронных образов бумажных документов;
ж) возможность размещения информации и документов в форме открытых данных, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящего Положения;
з) возможность определения даты и времени размещения информации и документов, а также даты и времени их последнего изменения;
и) возможность пользования официальным сайтом с использованием сенсорных экранов;
к) возможность выбора пользователями официального сайта версий официального сайта для использования посредством электронных вычислительных машин с различными размерами диагонали экрана;
л) возможность увеличения и уменьшения шрифта, элементов страниц официального сайта пользователем официального сайта;
м) возможность выбора пользователями официального сайта версий официального сайта для лиц с ограниченными возможностями;
н) возможность автоматического определения территориального расположения пользователя официального сайта, а также представления информации на официальном сайте в зависимости от такого расположения (если возможность определения территориального расположения не отключена пользователем официального сайта).
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о закупках и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
При этом ни Положение № 60, ни Приказ Минэкономразвития России от 15.11.2022 N 624 "Об утверждении Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций", утвердивший новые требования взамен Требований № 470, не устанавливают требований к возможности копирования фрагментов текстовых документов, размещенных в ЕИС.
Взамен Порядка пользования ЕИС в сфере закупок, утвержденного приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 № 26н, утвержден Порядок пользования ЕИС в сфере закупок приказом Казначейства России от 10.12.2021 N 39н (далее – Порядок пользования ЕИС № 39н).
Согласно пункту 4.2. Порядка пользования ЕИС № 39н, пользователям официального сайта ЕИС доступны следующие функции:
- поиск и получение информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы;
- просмотр информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы.
Апелляционным судом установлено, что Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в электронной форме и инструкция по ее заполнению размещены Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Действия Заказчика, разместившего Инструкцию по заполнению заявки в формате "pdf" не могут свидетельствовать о нарушении действующего законодательства о контрактной системе. Текст в файле хорошо читаем и доступен для ознакомления.
Ссылка УФАС на позицию Минэкономразвития, изложенную в письме от 23.05.2016 N Д28и-1299, согласно которой не обеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации является ограничением для ознакомления с такой информацией, апелляционный суд не может принять во внимание, поскольку позиция Минэкономразвития, изложенная в данном письме основана на нормативных актах, утративших силу.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушения пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, в связи с чем решение УФАС в части пунктов 2, 3, 4 и предписание от 02.05.2023 по делу №44-1606/23 подлежат признанию недействительными, решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 207, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 июля 2023 года по делу № А56-46355/2023 отменить.
Признать недействительными решение в части пунктов 2, 3, 4 и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 02.05.2023 по делу №44-1606/23.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Б. Семенова
Судьи
Л.П. Загараева
Н.А. Мильгевская