ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-46454/2021 от 09.06.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

09 июня 2022 года

Дело №

А56-46454/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Дмитриева В.В. и Куприяновой Е.В.,

при участии от Министерства обороны Российской Федерации Коноваловой А.В.(доверенность от 13.11.2020), от акционерного общества «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» Андреянова П.В. (доверенность от 25.03.2022),

рассмотрев 08.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Буревестник» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2022 по делу № А56-46454/2021,

у с т а н о в и л:

Акционерное общество «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области», адрес: 188800, Ленинградская область, город Выборг, улица Кривоносова, дом 13, помещение 28, ОГРН 1084704002360, ИНН 4704077078 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Буревестник», адрес: 195027, Санкт-Петербург, Свердловская набережная, дом 58А, помещение 123-Н, ОГРН 1197847054921, ИНН 7806557671 (далее - Компания), о взыскании 1 151 920,
45 руб. задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) за период с 01.09.2020 по 30.04.2021 в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, поселок Каменка, улица Александра Волкова, дома 14, 15, Красносельская улица, дома 17 и 22, улица Воинов танкистов, дома 82, 84, 85, Гвардейская улица, дома 61, 62, 64, улица Константина Шестаковича, дом 74, улица Мира, дом 63 (далее – МКД).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минбороны России) и федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное учреждение» Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение).

Решением суда первой инстанции от 06.10.2021 иск удовлетворен.

Постановлением апелляционной инстанции от 02.03.2022 решение от 06.10.2021 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ответчик, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам, а также на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить вынесенные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.

Податель жалобы считает, что не является надлежащим ответчиком, потому как собственниками МКД 29.10.2019 принято решение о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, в том числе с региональным оператором по обращению с ТКО.

Компания не согласна с расчетом задолженности, поскольку в нем отсутствует расшифровка по конкретным домам.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.

Минобороны России в отзыве на кассационную жалобу указывает, что оно не состоит в договорных отношениях со сторонами и не является участником спорных правоотношений.

В судебном заседании представитель Общества обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы. Представитель Минобороны России оставил вопрос об удовлетворении жалобы на усмотрение суда.

Компания и Учреждение о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Обществу на основании статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО и определена зона деятельности - Ленинградская область.

Субъект Российской Федерации - Ленинградская область, в лице Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с ТКО, и Общество 24.04.2018 заключили соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории зоны деятельности - Ленинградская область.

Указанным соглашением установлены сроки, в которые Общество обязано приступить к деятельности по обращению с ТКО на всей территории Ленинградской области.

Общество 20.03.2019 опубликовало публичную оферту (предложение о заключении с ним договора об обращении с ТКО) в официальном источнике публикации правовых актов Ленинградской области - газете «Вести» № 21 (4499), дополнение к оферте опубликовано 30.08.2019 в газете «Вести» № 66 (4544), а также на сайте Общества.

В соответствии со статьей 24.7 Закона 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Согласно пункту 8(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1156 от 12.11.2016 (далее - Правила № 1156), региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах, с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в соответствии с жилищным законодательством.

Компания с 01.09.2020 осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом.

Общество направило Компании проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.09.2020 № З20ЧС/18.

Компания отказалась от подписания договора и вернула его со ссылкой на наличие единоличного решения собственника жилых помещений Минобороны России о переходе на прямые договоры по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором.

Поскольку Минобороны России не представило полный пакет документов, необходимый для перевода на прямые договоры с потребителями, на основании пункта 148(8) постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» исполнителем коммунальной услуги является выбранная управляющая компания.

Указывая, что ответчик является потребителем коммунальной услуги по обращению с ТКО, независимо от факта заключения с региональным оператором договора в письменной форме, он обязан оплачивать коммунальную услугу.

Так, за период с 01.09.2020 по 30.04.2021 задолженность ответчика составляет 1 151 920,45 руб.

Истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием оплатить задолженность, однако претензия осталась без удовлетворения, что явилось основанием для обращения с настоящим иском в суд.

Суды двух инстанций пришли к выводу о правомерности заявленных требований.

Кассационная инстанция не находит оснований для отмены состоявшихся судебных актов и удовлетворения жалобы.

Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Порядок обращения с отходами производства и потребления регламентирован Законом № 89-ФЗ и Правилами № 1156.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.

Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО предусмотрена пунктом 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ и пунктами 4, 8(11), 8(12) Правил № 1156.

По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с Типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8(4) - 8(16) Правил № 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях Типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 8(17) Правил
№ 1156).

Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Суды двух инстанций исследовали представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ и установили следующее.

Обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО и определена зона деятельности - Ленинградская область.

Поскольку Компания не направила Обществу заявку на заключение договора не направило, то договор между указанными лицами считается заключенным на условиях Типового договора.

Факт оказания Обществом услуг по обращению с ТКО путем вывоза ТКО с контейнерных площадок Компании подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, установлен судами и ответчиком не опровергнут.

Согласно пункту 6 Типового договора оказанные услуги подлежат оплате до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.

В отсутствие доказательств оплаты Компанией оказанных Обществом услуг за период с 01.09.2020 по 30.04.2021 требование о взыскании задолженности правомерно удовлетворено судами.

Возражения ответчика о том, что суды не проверили расчет иска, следует отклонить. При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик не возражал против расчета, контррасчет не представил. Полный расчет задолженности на сумму иска был направлен ответчику по электронной почте 16.02.2022, то есть до принятия апелляционным судом судебного акта. Контррасчет ответчиком также не был представлен.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов двух инстанций.

В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции»).

Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.

Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2022 по делу № А56-46454/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Буревестник» - без удовлетворения.

Председательствующий

О.Ю. Нефедова

Судьи

В.В. Дмитриев

Е.В. Куприянова