АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д. 4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
08 сентября 2015 года Дело № А56-4687/2014
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Марьянковой Н.В., Серовой В.К.,
при участии от закрытого акционерного общества «Агентство по реконструкции и застройке нежилой зоны «Шушары» ФИО1.(доверенность от 15.05.2015 № 22), от Комитета по тарифам Санкт-Петербурга ФИО2 (доверенность от 29.12.2014),
рассмотрев 01.09.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Агентство по реконструкции и застройке нежилой зоны «Шушары» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.08.2014 (судья Галкина Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 (судьи Протас Н.И., Есипова О.И., Зотеева Л.В.) по делу № А56-4687/2014
у с т а н о в и л:
Закрытое акционерное общество «Агентство по реконструкции и застройке нежилой зоны «Шушары», место нахождения: 198095, Санкт-Петербург, ул. Ивана Черных, д. 20, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения правления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, место нахождения: 191123, Санкт-Петербург, Садовая ул., д.14/52, лит. А, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Комитет), изложенного в пунктах 4 и 8 протокола от 30.10.2013 № 903 об определении величины экономически необоснованных расходов за 2012 год.
Решением от 19.08.2014, оставленным без изменения постановлением от 10.03.2015, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм процессуального права, просит отменить решение от 19.08.2014 и постановление от 10.03.2015, и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявление.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, дополнительно пояснил, что виды затрат, которые произвело Общество, являются экономически обоснованными. Представитель Комитета возражал против удовлетворения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 30.10.2013 состоялось заседание правления Комитета о рассмотрении результатов деятельности Общества в рамках государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение на территории Санкт-Петербурга в 2012 году.
Из протокола заседания правления Комитета от 30.10.2013 № 903 (далее – Протокол № 903) следует, что правление с учетом проведенного им сравнительного анализа фактических расходов Общества, отнесенных на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, и расходов, предусмотренных при государственном регулировании тарифов на 2012 год, в соответствии с протоколом заседания правления Комитета от 21.10.2013 № 843 по вопросу анализа исполнения баланса водоснабжения и водоотведения Общества за 2012 год приняло решение, согласовав величины экономически обоснованной выручки и необоснованных расходов от реализации холодной питьевой воды и оказания услуг по водоотведению на 2012 год.
Согласно пункту 4 Протокола № 903 Комитет решил, что величина экономически необоснованных расходов Общества от реализации холодной питьевой воды в 2012 году составляет 6 385 800 руб., в том числе: затраты на оплату труда производственного персонала - 484 000 руб.; отчисления на социальные нужды - 138 000 руб.; расходы по содержанию и эксплуатации оборудования - 226 000 руб.; цеховые расходы – 424 000 руб.; общехозяйственные расходы – 5 113 800 тыс. руб.
Согласно пункту 8 Протокола № 903 Комитет решил, что величина экономически необоснованных расходов Общества от оказания услуг по водоотведению в 2012 году составляет 9 169 090 руб., в том числе: затраты на оплату труда производственного персонала - 484 000 руб.; отчисления на социальные нужды - 138 000 руб.; расходы по содержанию и эксплуатации оборудования – 182 570 руб.; цеховые расходы - 848 000 руб.; общехозяйственные расходы – 5 113 800 руб.; расходы на оплату услуг водоотведения, оказываемых государственным унитарным предприятием «Водоканал Санкт-Петербурга» – 2 402 720 руб.
Ссылаясь на то, что Протокол № 903 в части пунктов 4 и 8 лишает права учесть понесенные затраты, подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью, при установлении тарифов в полном объеме в следующие периоды тарифного регулирования, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания вышеуказанной правовой нормы следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконным, суду необходимо установить его несоответствие закону и факт нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов заявителя. При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
В силу статьи 31 Федерального закона от 07.12.2-11 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) услуги по водоснабжению и водоотведению подлежат государственному регулированию.
Согласно части 1 статьи 33 Закона № 416-ФЗ государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом и правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила).
Пунктом 27 Правил предусмотрено принятие органом регулирования решения об установлении тарифов.
Из пунктов 12 и 13 Правил следует, что установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов по предложению регулируемой организации, а также по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных названными Правилами.
Пунктом 14 Правил определен срок предоставления регулируемой организацией заявления об установлении тарифа и обосновывающих материалов - 01 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования.
В соответствии с пунктом 15 Правил, в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных названными Правилами, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.
Пунктом 17 Правил установлен перечень обосновывающих материалов, прилагаемых регулируемой организацией к заявлению и являющийся исчерпывающим для открытия дела об установлении тарифов. Подпунктом «к» указанного пункта, на регулируемую организацию возложена обязанность предоставления расчета определяемых в соответствии с Основами ценообразования дополнительно полученных доходов, и (или) недополученных доходов, и (или) экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении тарифов для регулируемой организации в предыдущем периоде регулирования (при наличии).
Из материалов дела следует, что Общество осуществляет деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения.
При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций установили, что в связи с невыполнением Обществом требований пункта 14 Правил, Правлением Комитета 27.05.2013 на основании пункта 13 Правил было принято решение об открытии дела об установлении тарифов на водоснабжение и водоотведения для Общества на 2014 год, а также применении при установлении тарифов на 2014 год метода экономически обоснованных расходов.
Из Протокола № 903 следует, что правление Комитета 30.10.2013 провело анализ итогов регулируемой деятельности Общества в 2012 году и приняло решение, согласовав величины экономически обоснованной выручки и необоснованных расходов от реализации холодной питьевой воды и оказания услуг по водоотведению на 2012 год.
По результатам экспертизы по определению экономически обоснованных составляющих, формирующих тарифы на питьевую воду, было установлено, что величина экономически необоснованных расходов Общества от реализации холодной питьевой воды в 2012 году составляет 6 385,80 тыс. руб., а необоснованных расходов от оказания услуг по водоотведению в 2012 году составляет 9 169,09 тыс. руб.
При этом, в связи с непредставлением Обществом документов, предусмотренных действующими нормативными актами в области тарифного регулирования, Комитет по тарифам при проведении экспертизы основывался на имеющихся в Комитете данных.
В ходе судебного разбирательства Общество представило документы в обоснование понесенных им расходов за 2012 год.
Оценив материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что представленные Обществом документы свидетельствуют о понесенных в 2012 году расходах, однако не подтверждают достоверность и экономическую обоснованность затрат, связанных с осуществлением деятельности по водоснабжению и водоотведению. При этом суды учли, что Общество не вело раздельного учета понесенных затрат, отсутствовали закупочные процедуры, обеспечивающие целевое и эффективное расходование денежных средств.
Суды двух инстанций пришли к выводу о том, что Комитет исполнил предусмотренную законодательством обязанность по проведению экспертизы обоснованности расходов Общества и подтвердил соответствующими доказательствами свои доводы об экономической необоснованности расходов Общества, тогда как Обществом обязанность по представлению в установленный срок необходимых документов не исполнена.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что Протокол № 903 принят Комитетом в соответствии с действующим законодательством.
Доказательства того, что решение Комитета, содержащееся в пунктах 4 и 8 Протокола № 903, нарушает права и законные интересы Общества, в дело не представлены.
Общество обратилось в Комитет с заявлением об установлении тарифов на 2014 год только 26.11.2013. Расчет доходов и расходов в соответствии с пунктом 17 Правил Общество не представило. При этом Общество не заявило о включении выпадающих доходов за 2012 год в тарифы на 2014 год. Решение Комитета, которым Обществу установлен тарифа на услуги по водоснабжению и водоотведению на 2014 год, заявитель не оспаривал.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявления Общества.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Руководствуясь статьей 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.08.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 по делу № А56-4687/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Агентство по реконструкции и застройке нежилой зоны «Шушары» - без удовлетворения.
Председательствующий Е.А. Михайловская
Судьи Н.В. Марьянкова
В.К. Серова