ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-47590/17 от 05.12.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

12 декабря 2017 года

Дело №А56-47590/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2017 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Сомовой Е.А.

судей Протас Н.И., Юркова И.В.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от истца (заявителя): ФИО2 по доверенности от 01.06.2017

от ответчика (должника): ФИО3 по доверенности от 10.01.2017

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26494/2017) ГЖИ Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.08.2017 по делу № А56-47590/2017 (судья Ресовская Т.М.), принятое

по заявлению ТСЖ № 832

к ГЖИ Санкт-Петербурга

о признании предписания недействительным

установил:

Товарищество собственников жилья № 832 (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ) о признании предписания от 18.05.2017 № 12/131 недействительным.

Решением суда от 31.08.2017 заявление удовлетворено.

Не согласившись с вынесенным по делу решением, Инспекция обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

В судебном заседании представитель административного органа доводы апелляционной жалобы поддержал. Представитель заявителя против удовлетворения жалобы возражал по мотивам письменного отзыва.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по результатам проведенного, в соответствии с ч. 1, ч.2, ч. 5 ст. 20, ч. 2 ст. 172 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) систематического наблюдения за исполнением при осуществлении юридическими лицами установленных в соответствии с жилищном законодательством требований к формированию фонда капитального ремонта было выявлено нарушение обязательных требований, выразившееся в следующем: на основании мониторинга отчетности по специальным счетам и отчетности «Фонд - Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее - Региональный оператор) Инспекцией в многоквартирном доме (далее - МКД) по адресу: Санкт-Петербург, ул. Морской Пехоты, д.8, к.1 было выявлено, что собственники помещений вносят взносы на капитальный ремонт общего имущества как на специальный счет, так и на счет Регионального оператора.

Инспекцией 18.05.2017 выдано предписание № 12/131 об устранении выявленных нарушений, в соответствии с которым ТСЖ № 832 обязано устранить выявленные нарушения жилищного законодательства: прекратить начисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет ТСЖ № 832 в выставляемых собственникам помещений многоквартирного дома платежных документах; денежные средства перевести на счет НО «Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»; специальный банковский счет ТСЖ № 40705810815000000040, открытый в ОАО «Банк ВТБ», закрыть; осуществлять формирование фонда капитального ремонта в соответствии с распоряжением администрации Кировского района №2735-р от 26.09.2014 на счете Регионального оператора.

Срок устранения выявленных нарушений установлен 03.07.2017.

Не согласившись с законностью вышеуказанного предписания, заявитель оспорил его в судебном порядке.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, дал полную оценку обстоятельствам, установленным по делу, правильно применив нормы материального и процессуального права.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.

В силу части 3 статьи 169 Кодекса обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 Кодекса формируют фонд капитального ремонта.

На основании части 3 статьи 170 Кодекса собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.

Круг лиц, уполномоченных аккумулировать средства в фонд капитального ремонта и распоряжаться ими, определен главами 16 - 17 Кодекса.

Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта, денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.

Согласно части 5 статьи 170 Кодекса Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7 статьи 170 Кодекса).

Суд первой инстанции, исследовав представленные в дело доказательства, пришел к выводу, что собственники помещений спорного дома реализовали свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта.

Как установлено судом по материалам дела, из протокола общего собрания собственников помещений от 01.04.2017 г. и выписки из указанного протокола, направленной в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга, следует, что собственники помещений в многоквартирном доме выбрали один из способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете.

Из протокола общего собрания собственников помещений от 01.04.2017 г. следует, что собственники многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, ул. Морской пехоты, д. 8, корп. 1, лит.А приняли в соответствии с пунктами 1 - 5 части 4 статьи 170 Жилищного кодекса РФ следующие решения: определить в качестве кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, ПАО «ВТБ24»; владелец счета; уполномоченное лицо на открытие счета.

В порядке исполнения решения общего собрания собственников помещений от 01.04.2017 г., ТСЖ № 832 обратилось в ПАО «ВТБ 24» с целью открытия расчетного счета для формирования фонда капитального ремонта, что подтверждается наличием банковского депозита от 06.06.2017 № 762/17/1500, выпиской банка от 03.07.2017 подтверждающей наличие денежных средств на специальном банковском депозите.

В соответствии с жилищным законодательством открытие специального счета за пределами сроков реализации решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме не является основанием для признания реализованного собственниками помещений права недействительным и признания неправомерным использования специального счета, открытого по решению общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

Распоряжение Администрации Кировского района Санкт-Петербурга от 26.09.2014 №2735-р, согласно которому спорный дом включен в список домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, издано после принятия решения собственников помещений (протокол от 01.04.2017).

В силу изложенного суд правомерно исходил из того, что в данном случае открытие банком специального счета после 21.08.2014 не является основанием для включения спорного дома в список домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального строительства и не реализовали его.

В рассматриваемом случае нарушение срока открытия специального счета не является основанием для выдачи в адрес Товарищества предписания и нарушения прав собственников помещений, выразивших свое желание аккумулировать взносы на специальном счете, а не на счете регионального оператора.

Фактически доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с указанным выводом суда, что не может быть положено в основу отмены судебного акта.

С учетом установленных обстоятельств суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемой предписание Инспекции не соответствуют закону (статье 170 Кодекса), нарушают права и законные интересы заявителя, а также собственников помещений в спорном жилом доме, и удовлетворил заявленное требование.

При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правильно и объективно оценил обстоятельства дела, и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.08.2017 по делу № А56-47590/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Е.А. Сомова

Судьи

Н.И. Протас

И.В. Юрков