ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-48156/20 от 09.12.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

18 декабря 2020 года

Дело № А56-48156/2020

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме   декабря 2020 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Зотеевой Л.В.

судей  Денисюк М.И., Протас Н.И.,

при ведении протокола судебного заседания до перерыва Апхудовым А.А., после перерыва Новоселовой В.В.,

при участии:

от заявителя: Егумнова Д.А. по доверенности от 25.02.2020;

от ответчика: не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30305/2020) ООО «ТехноСоюз» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2020 по делу № А56-48156/2020, принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТехноСоюз»

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области

об оспаривании постановления,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ТехноСоюз» (далее – заявитель, Общество, ООО «ТехноСоюз») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее – ответчик, Управление) от 05.06.2020г. № 47/07-108/20-М о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 281 950, 26 руб.

Решением суда от 30.09.2020г. оспариваемое постановление Управления изменено в части назначенного Обществу наказания, суд снизил размер административного штрафа до 140975,13 руб.

Не согласившись с вынесенным по делу решением, ООО «ТехноСоюз» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 30.09.2020г. отменить, принять по делу новый судебный акт об отмене постановления в полном объеме. По мнению подателя жалобы, в его действиях отсутствует состав вмененного правонарушения, поскольку категория земельного участка определена, как «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», что не соотносится с видом разрешенного использования: «для размещения бизнес-центров, офисных центров», нарушение которого и вменяется Обществу, однако данный вид разрешенного использования земельного участка по объективным причинам является нецелесообразным и невозможным для деятельности в той местности, где расположен земельный участок.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы жалобы.

Управление извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

В судебном заседании был объявлен перерыв с 02.12.2020 до 09.12.2020, 12 час. 20 мин.

Судебное заседание продолжено 09.12.2020 в 12 час.35 мин. в том же составе суда.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

 Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Главы администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 04.03.2020 №63 должностными лицами Управления по муниципальному имуществу администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области проведена внеплановая, выездная проверка соблюдения земельного законодательства в отношении ООО «ТехноСоюз» на земельном участке, расположенном по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, массив Соржа-Старая, кадастровый номер 47:07:1047002:98.

В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, массив Соржа-Старая, кадастровый номер 47:07:1047002:98, поставлен на государственный кадастровый учет с уточненной площадью 44770 кв.м., категория земель: «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», вид разрешенного использования: «для размещения бизнес-центров, офисных центров».

Земельный участок принадлежит на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "ТехноСоюз", что подтверждается записью в ЕГРН о государственной регистрации права № 47:07:1047002:98-47/028/2018-4 от 10.10.2018.

В ходе выездной проверки рассматриваемого земельного участка установлено, что по внешним границам земельный участок огорожен забором, доступ третьих лиц ограничен. На земельном участке расположены два временных строения (ангары), используемые под складские цели, цех металлообработки, строение пункта охраны, территория используется для размещения мобильных офисных модулей (бытовки), высотный кран. Территория проверяемого земельного участка используется для производства монолитных строений, строительных материалов и оборудования.

По результатам проверки Управление пришло к выводу о том, что ООО «ТехноСоюз» использует земельный участок с кадастровым номером 47:07:1047002:98 не в соответствии с видом разрешенного использования: «для размещения бизнес-центров, офисных центров», что образует состав правонарушения по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

По факту выявленного правонарушения Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 29.05.2020 №47/07-108/20-М.

По итогам рассмотрения материалов дела уполномоченным должностным лицом Управления вынесено Постановление № 47/07-108/19 от 05.06.2020, в соответствии с которым Обществом привлечено к административной ответственности согласно вышеуказанной квалификации с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 281 950, 26 руб.

Полагая привлечение к административной ответственности незаконным,  Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения, однако счел возможным снизить размер штрафа на основании статьи 4.1 КоАП РФ.

Апелляционная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 2 статьи  7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются Федеральными законами и требованиями специальных Федеральных законов.

Граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами (абзац 1 статьи 43 ЗК РФ).

Согласно положениям статьи 42 ЗК РФ собственники и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением.

Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, влечет административную ответственность по части 1 статьи  8.8 КоАП РФ.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства.

Категории земель в Российской Федерации определены в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ, согласно подпункту 3 которого одной из самостоятельных категорий являются  земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

В силу пункта 2 статьи 87 ЗК РФ особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.

 Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов (пункты 1 и 2 статьи 88 Кодекса).

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из положения Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 85) и Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (статьи 8, 15), указа, что выбор любого вида разрешенного использования земельного участка из числа всех допустимых для категории, к которой относится земельный участок, в соответствии с зонированием территорий должен быть оформлен в установленном законом порядке, а потому фактическое изменение собственником (правообладателем) разрешенных видов его использования невозможно без уведомительного отражения в Едином государственном реестре недвижимости.

Вместе с тем, нарушение режима использования в соответствии с установленной категорией рассматриваемого земельного участка Управлением не установлено и Обществу не вменяется.

Учитывая, что земельный участок  имеет категорию «земли промышленности», размещение на данном земельном участке ангаров под складские цели, цеха металлообработки, пункта охраны, мобильных офисных модулей (бытовки) не противоречит установленной категории земельного участка.

Применительно к статье 88 ЗК РФ в состав земель промышленности входят участки, которые используются или предназначены для: добычи полезных ископаемых, предоставляемые предприятиями горнодобывающей и нефтегазовой промышленности; предприятий химической, обрабатывающей, металлургической промышленности; земли, занятые фабриками, заводами, карьерами, рудниками, шахтами, приисками; размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности.

Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» утвержден соответствующий классификатор, содержащий перечень разрешенных видов использования, включая коды к ним, которые применяются на всей территории РФ.

Промышленность, коды 6.2 .- 6.6.: тяжелая 6.2. (машиностроение, металлургия, горная промышленность, когда необходимо введение специальных зон); легкая 6.3. (производство ткани, одежды, керамики); пищевая 6.4. (хлебопечение, напитки, консервирование); нефтехимическая 6.5. (переработка сырья, химической продукции бытового назначения); строительная 6.6. (производство кирпичей, цемента, лифтов, крепежных элементов); склады (6.9); складские помещения (6.9.1) и другие.

Классификатором не предусмотрено такого вида разрешенного использования как «офисы, бизнес-центры» в отношении земель промышленности. Такой вид разрешенного использования в большей степени соотносится с категорией земли «земли поселений» и соответствующим этой категории видам разрешенного использования. К землям поселений относится, в том числе общественно-деловая территориальная зона (коды классификатора 4.0, 4.1, 4.2).

Как пояснил представитель Общества и не опровергнуто административным органом, в настоящий момент в Колтушском сельском поселении Всеволожского муниципального района Ленинградской области действуют правила землепользования и застройки, где имеется только один вид раз решенного использования – «для размещения бизнес-центров, офисных центров», в настоящее время ведется осуществление утверждения новых Правил землепользования и застройки, в которых планируется расширить перечень видов разрешенного использования, что позволит Обществу обратиться с заявлением об изменении вида разрешенного использования в установленном законом порядке.

Данные пояснения также были даны представителем Общества при рассмотрении дела об административном правонарушении, однако 
Управлением не установлено, что при наличии действующих Правил землепользования и застройки у Общества имелась возможность обратиться с заявлением об изменении вида разрешенного использования, учитывая несоответствие установленного вида категории земельного участка.

При таких обстоятельствах следует признать, что в действиях Общества не доказано наличие субъективной стороны правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, что силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 30 сентября 2020 года по делу №  А56-48156/2020 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 05.06.2020г. № 47/07-108/20-М о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ТехноСоюз» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

М.И. Денисюк

Н.И. Протас