ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-49442/2017 от 20.02.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

27 февраля 2018 года

Дело №А56-49442/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2018 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Сомовой Е.А.

судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.

при ведении протокола судебного заседания: Бурак К.Д.

при участии:

от заявителя: Казусева Т.Ю. по доверенности от 01.02.2018; Корчагин Д.В. по доверенности от 01.01.2018

от заинтересованного лица: Теплова А.А. по доверенности от 09.01.2018; Маньковский В.В. по доверенности от 13.02.2018

от 3-го лица: Соловьева М.Н. по паспорту

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33014/2017) ТСЖ "Сосновка - 2" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2017 по делу № А56-49442/2017 (судья Селезнёва О.А.), принятое

по заявлению ТСЖ "Сосновка - 2"

к ГЖИ Санкт-Петербурга

3-е лицо: Соловьева М.К.

об оспаривании предписания от 08.06.2017 № 09/7530-Р

установил:

товарищество собственников жилья "СОСНОВКА - 2" (ОГРН 1047855052739, место нахождения: 195427, Санкт-Петербург, ул. Веденеева, д. 2, далее – ТСЖ, товарищество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (ОГРН 1037867000115, адрес: 195112, г. Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, корп. А; далее – инспекция, ГЖИ, административный орган) об оспаривании предписания от 08.06.2017 № 09/7530-Р, которым установлено нарушение статьи 46 ЖК РФ при начислении регулярных платежей вследствие отсутствия решений общих собраний собственников, утвердивших размеры этих платежей (АХР, Охрана, Циркуляция теплоносителей) - в отношении МКД по адресу СПб, ул.Веденеева, д.2 лит.А

К участию в деле в качестве третьего лица без требований привлечена Соловьева М.Н.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 31.10.2017 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с вынесенным по делу решением, товарищество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда от 31.10.2017 отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы Товарищество указывает на протоколы Общих собраний ТСЖ за 2013-2017гг., ежегодные сметы доходов-расходов за указанный период, по мнению ТСЖ, обязательный платеж по содержанию общего имущества МКД, в части утвержденной решением Общего собрания ТСЖ, является законным и перерасчету не подлежит.

В судебном заседании представители товарищества поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнительных пояснениях. Представитель административного органа против удовлетворения жалобы возражал по мотивам письменного отзыва. Представитель третьего лица поддержал позицию инспекции.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как усматривается из материалов дела, в связи с поступившим обращением жителя кв. 216 дома по адресу Санкт-Петербург, ул. Веденеева, д. 2, Соловьевой М.Н. (вх. № 8363/17-1 от 17.05.2017), Инспекцией 08.06.2017 на основании распоряжения от 07.06.2017 № 09/7530-р в отношении Товарищества проведена внеплановая документарная проверка.

Установив, что ТСЖ производит по лицевому счету квартиры № 216 по адресу Санкт-Петербург, ул. Веденеева, д. 2 начисления за дополнительные услуги «АХР», «Охрана» (с 2013 по 2017 год) и «Циркуляция ГВС» (с 2015 по 2017 год) в отсутствие решения общего собрания собственников по утверждению таких услуг и размера платы за указанные дополнительные услуги, инспектором ГЖИ 08.06.2017 установлено нарушение ст. 46 ЖК РФ и Товариществу выдано предписание № 09/7530-р, согласно которому на ТСЖ возложена обязанность представить решения общих собраний собственников, а в случае их отсутствия произвести перерасчет по соответствующим статьям для кв. № 216.

Не согласившись с предписанием от 08.06.2017 № 09/7530-р, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду правомерности требований предписания инспекции.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и доказательствам, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

В силу части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

В соответствии с частью 5 статьи 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья.

Органами управления товарищества собственников жилья в соответствии со статьей 144 ЖК РФ являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.

При этом согласно положениям части 1 статьи 145 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.

К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья, относится, в том числе, установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества (пункт 4 части 2 статьи 145 ЖК РФ).

В соответствии с пунктами 1 - 3 части 1 статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе:

1) заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры;

2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели;

3) устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Частью 1 статьи 156 ЖК РФ определено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

В силу части 8 статьи 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

Пунктом 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), предусмотрено, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

Следовательно, размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья в спорном доме, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должен быть определен общем собранием членов товарищества и правлением товарищества.

Материалами дела подтверждается, что многоквартирный дом по адресу Санкт-Петербург, ул. Веденеева, д. 2 находится в управлении ТСЖ (п. 1.4 Устава ТСЖ).

В ходе проверки Инспекцией были запрошены документы, подтверждающие начисление по лицевому счету кв. № 216 платы за услуги «АХР», «Охрана», «Циркуляция ГВС» (уведомление о проверке от 07.06.2017 № 09/7530-р) за 2013-2017. "

В ответ за запрос инспекции товариществом были представлены, в том числе сведения о начислениях по л/с кв.№ 216 за январь-июнь 2013, январь-декабрь 2014, январь-декабрь 2015, январь-май 2017; протокол Общего собрания ТСЖ от 06.05.2010 № 7, протокол Общего собрания ТСЖ от 24.05.2013 № 12, смета доходов и расходов на 2013 год; протокол Общего собрания ТСЖ от 28.05.2014 № 13, смета доходов и расходов на 2014 год; протокол Общего собрания ТСЖ от 06.05.2015 № 14, смета доходов и расходов на 2015 год; протокол Общего собрания ТСЖ от 10.05.2016 № 15, протокол заседания Правления ТСЖ от 10.05.2016 № 104, смета доходов и расходов на 2016 год; протокол Общего собрания ТСЖ от 10.05.2017 № 16, смета доходов и расходов на 2017 год.

Из представленных сведений о начислениях усматривается, что с 2013 по 2017 Товариществом производится начисление платы за услуги «АХР» и «Охрана», с 2015 по 2017 - «Циркуляция ГВС». В ходе проверки данный факт не оспаривался председателем Правления ТСЖ, более того, председатель Правления подтвердил его особым мнением, зафиксированным в акте от 08.06.2017 № 09/7530-р.

В обоснование заявленных требований Товарищество ссылается на вышеуказанные протоколы Общих собраний ТСЖ и сметы доходов-расходов, а также пункт 33 Правил содержания общего имущества, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), статьи 137, 145 ЖК РФ.

Вместе с тем, согласно пунктам 2, 3 части 1 статьи 137 ЖК РФ Общее собрание ТСЖ вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

В силу части 8 статьи 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.

Согласно пункту 33 Правил № 491, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

В силу положений раздела VII ЖК РФ к обязательным платежам собственников, не являющихся членами ТСЖ, относятся:

- плата за жилое помещение (включающая в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме);

- плата за коммунальные услуги;

- взносы на капитальный ремонт.

Согласно статье 44 ЖК РФ решение вопросов об установлении дополнительных услуг отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее, чем один год.

В ходе проверки Товариществом не представлено решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома об утверждении дополнительных услуг «АХР» и «Охрана» на 2013-2017, «Циркуляция ГВС на 2015-2017» и дополнительной платы за такие услуги.

Кроме того согласно информативным письмам Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.08.2016 N 01-13-1251/16-0-0 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга с 01.07.2016», от 27.08.2015 N 01-13-1323/15-0-0 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Санкт-Петербурга с 01.06.2015», 29.08.2012 N 01-14-1691/12-0-0 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Санкт-Петербурга с 01.09.2012» в плате за управление многоквартирным домом учитываются административно-хозяйственные расходы на управление многоквартирным домом, включающие в себя оплату труда, отчисления в фонды обязательного социального страхования, канцелярские расходы, приобретение бланков и технической литературы, услуги связи, содержание помещений, сопровождение программ, содержание оргтехники, ремонт помещений, аренду, расходы на служебные разъезды, оплату аудиторских и консультационных услуг, охрану, затраты на услуги, связанные с осуществлением соответствующими организациями расчетов за оказанные гражданам жилищные услуги (ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов, организация приема платы организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями, взыскание просроченной задолженности), услуги вычислительных центров, а также другие затраты.

Размер платы за услугу «управление многоквартирным домом», включающую плату на административно-хозяйственные расходы (АХР), на 2013 год и до 01.07.2016 утвержден распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.07.2011 № 134-р - в размере 1, 18 р. за 1 м2 общей площади жилого помещения; на 2016 утвержден распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 25.12.2015 № 444-р - в размере 2, 29 р. за 1 м2 общей площади жилого помещения; с 01.01.2016 по 30.06.2017 - распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2016 № 260-р - в размере 2, 29 р. за 1 м2 общей площади жилого помещения.

Таким образом, обязательным платежом является плата за управление многоквартирным домом, в которую Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга включен тариф на «АХР».

Установление тарифа на «АХР» в большем размере будет являться дополнительным сбором, не относящемся к обязательным платежам.

Согласно вышеуказанным распоряжениям Комитета по тарифам содержание общего имущества включает в себя услуги и работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Правилами №491.

Раздел II Правил № 491, утвержденный в соответствии с п. 11 Раздела II Правил № 491 постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 Минимальный перечень услуг, не относит к обязательным услугам в целях надлежащего содержания общего имущества услуги по охране.

Таким образом, услуга «Охрана» не является обязательной для достижения целей управления многоквартирным домом, что также свидетельствует о дополнительном характере такой услуги.

Перечень коммунальных услуг предусмотрен частью 4 статьи 154 ЖК РФ. Данной норме корреспондирует пункт 4 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее -Правила № 354).

Указанные положения не предусматривают коммунальной услуги «Циркуляция ГВС». В связи с чем, начисления по данной статье также являются дополнительным сбором.

Из представленных Товариществом сведений о начислениях по л/с кв. № 216 усматривается, что за услугу «ГВС» производятся начисления.

Дом оборудован приборами учета и тепловой энергии, и горячей воды, соответственно, объем потребленного ресурса определяется показаниями приборов учета. Предъявление Товариществом к оплате дополнительно стоимости тепловых потерь в системе горячего водоснабжения сверх потребленного» объема коммунального ресурса в горячей воде, определенного по показаниям общедомового прибора учета, при этом по тарифам услуги «Отопление», противоречит положениям статьи 157 ЖК РФ.

Согласно пункту 40 Правил № 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.

Пункт 54 предусматривает внесение потребителем платы за подогрев холодной воды в целях предоставления услуги «ГВС» только при отсутствии централизованного горячего водоснабжения, при приготовлении горячей воды исполнителем коммунальных услуг.

Однако в спорном доме центральная система теплоснабжения и центральная открытая система горячего водоснабжения, что свидетельствует об отсутствии у ТСЖ, как исполнителя коммунальных услуг, необходимости производить горячую воду путем подогрева холодной воды.

Вместе с тем, согласно пунктам 47-49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008г. № 520, тарифы на горячую воду в целях оказания услуг по горячему водоснабжению потребителей при централизованной системе горячего водоснабжения устанавливаются в рублях за кубический метр, и являются конечной ценой поставляемого коммунального ресурса. Указанными пунктами основ установлен исчерпывающий перечень затрат, которые могут быть включены в тариф на горячую воду.

Тепловые потери в системе горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат в этот перечень не входят, в связи с чем, ТСЖ не вправе компенсировать свои расходы, возникающие в связи с теплопотерями при прохождении теплоносителя по стоякам и полотенцесушителям, путем выставления их к оплате гражданам за отопление.

Таким образом, из материалов дела не усматривается оснований для начисления платы за дополнительные услуги «АХР» и «Охрана» в период с 2013 по 2017 год, «Циркуляция ГВС» в период с 2015 по 2017 год.

С учетом изложенного выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания признаются судом апелляционной инстанции обоснованными.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба Товарищества удовлетворению не подлежит.

В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2017 по делу № А56-49442/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Е.А. Сомова

Судьи

Л.В. Зотеева

Н.И. Протас