ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
06 сентября 2021 года | Дело № А56-4987/2021 |
Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2021 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Фуркало О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-22052/2021 ) общества с ограниченной ответственностью «Дипси-Трейд» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2021 по делу № А56-4987/2021 (судья Анисимова О.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дипси-Трейд»
к Краснодарской таможне
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Дипси-Трейд» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Краснодарской таможни (далее – таможня, таможенный орган) от 24.12.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10309000-1538/2020.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Решением суда от 28.03.2021 в виде резолютивной части в удовлетворении заявленных требований отказано; мотивированное решение суда изготовлено 07.06.2021.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе Общество ссылается на то, что ни таможенным органом, ни решением суда не установлено нарушения количественного состава товара, качественных характеристик товара, ни изменение классификационного кода товара. Калькуляция себестоимости декларируемого товара, на основании которой вынесено постановление таможенного органа, не входит в закрытый перечень Постановления Правительства РФ от 06.03.2012 №191 "Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации" (утр. силу с 22.01.2020) и (или) Постановления Правительства РФ от 16.12.2019 N 1694 "Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации".
Краснодарская таможня представила отзыв на апелляционную жалобу.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Краснодарской таможней на основании статей 80, 310, 313, 326 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) проведена проверка таможенных и иных документов и (или) сведений, представленных ООО «Дипси-Трейд» при таможенном декларировании товаров 44 группы Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее ТН ВЭД) (страна происхождения - Россия), по декларации на товары (далее - ДТ) №10309202/260619/0002419.
В соответствии с таможенной процедурой «экспорта» Обществом по ДТ №10309202/260619/0002419 был задекларирован товар (далее - проверяемые товары): пиломатериалы обрезные из бука, доска обрезная (FAGUSORIENTALIS)...», классифицированные в подсубпозицию 4407920000 ТН ВЭД ЕАЭС, российского происхождения.
Согласно заявленным сведениям в графе 54 ДТ «Сведения о лице, заполнившем ДТ» заполнение и подачу ДТ №10309202/260619/0002419 от имени ООО «Дипси-Трейд» осуществлял ФИО1
В ходе таможенного декларирования таможенная стоимость товаров заявлена Обществом в ДТ №10309202/260619/0002419 (графа 45) и определена по стоимости сделки с вывозимыми товарами (1 метод) с учетом положений, установленных пунктом 11 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 191, действовавших до 22.01.2020, без дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары согласно выставленного инвойса.
По результатам проведенного должностными лицами ОТО и ТК № 2 Прикубанского таможенного поста Краснодарской таможни контроля таможенная стоимость товаров, задекларированных в ДТ №10309202/260619/0002419, принята по первому методу таможенной оценки.
Поставка товаров по вышеуказанной ДТ осуществлялась в счет исполнения обязательств по контракту № 0106/19 от 01.07.2019, заключенного Обществом (Россия, продавец) с фирмой MODIRIATESADERATVATEJARATEDATISALBOPZ (Иран, покупатель).
Согласно пункту 1.1 контракта Общество принимает на себя обязательство продать и поставить, а иранская фирма (покупатель) принимает на себя обязательство принять и оплатить товар (лесо- и пиломатериалы).
Пунктами 1.2, 2.2 контракта оговорено, что поставляемое количество и цена товара указываются в проформах/инвойсах на каждую партию товара и устанавливается в рублях.
В соответствии с пунктом 3.1 контракта поставка товара будет осуществляться на условиях Инкотермс 2010 в соответствии с проформой/инвойсом на каждую партию товара.
В соответствии с международными правилами толкования торговых терминов Инкотермс 2010 термин FCAFreeCarrier/Франко перевозчик означает, что продавец осуществляет передачу товара, прошедшего таможенную очистку для вывоза указанному покупателем перевозчику, в обусловленном месте.
Согласно инвойсу, выставленному Обществом фирме MODIRIATESADERATVATEJARATEDATISALBORZ, поставка товара осуществлена на условиях FCA- Аушигер.
Территориально село Аушигер находится в Кабардино-Балкарской Республике.
Закупка пиломатериалов Обществом по ДТ №10309202/260619/0002419 осуществлялась у ИП ФИО2 в счет исполнения обязательств по договору поставки от 25.06.2019 № 176.
Согласно пункту 3.2.1 договора поставки от 25.06.2019 № 176 Общество обязано обеспечить приемку товара со склада поставщика (ИП ФИО2).
Территориально ИП ФИО2 находится в г. Апшеронск.
Таким образом, по мнению таможни, Общество в структуру таможенной стоимости должно было включить доставку до места вывоза товаров, то есть до села Аушигер.
В ходе проверки Обществом по запросу Краснодарской таможни была представлена калькуляция себестоимости пиломатериалов, задекларированных по ДТ №10309202/260619/0002419.
Указанная калькуляция была представлена на этапе таможенного декларирования и после выпуска товаров для проведения проверки после выпуска товаров.
Вместе с тем в представленной калькуляции отсутствуют:
- прямые затраты: сырье и материалы, транспортные расходы, зарплата основных рабочих, налоги на заработную плату основных рабочих, электроэнергия и т.д.;
- косвенные затраты: общехозяйственные расходы, карантин растений.
Более того, представленная калькуляция на этапе таможенного декларирования содержит противоречивые сведения с калькуляцией, представленной в ходе проведения проверки после выпуска товаров.
Таможня установила, что выявленные в ходе проверки таможенных, иных документов и (или) сведений обстоятельства и полученные документы свидетельствуют о недостоверном заявлении таможенной стоимости вывозимых товаров по ДТ №10309202/260619/0002419.
Вследствие чего таможенная стоимость товаров, задекларированных по ДТ №10309202/260619/0002419, не может быть определена методом по стоимости сделки с вывозимыми товарами.
По результатам проведенной проверки принято решение о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ № №10309202/260619/0002419, которое Обществом не оспаривалось.
Таможенная стоимость определена резервным методом на базе метода по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3). На основе ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, произведен расчет скорректированной таможенной стоимости товаров.
Санкт-Петербургской таможней в адрес Общества направлено уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 15.06.2020 №10210000/У2020/0001980 на сумму 12878,68 руб., в том числе: пошлина – 12109,87 руб., пени – 768,81 руб.
В ходе проверки таможенных, иных документов и (или) сведений после выпуска товаров, задекларированных Обществом по ДТ №10309202/260619/0002419 таможней установлено нарушение пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС, которое повлекло занижение суммы подлежащих уплате таможенных платежей на сумму 12109,87 руб., что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Задолженность погашена Обществом добровольно в полном объеме 07.07.2020.
08.07.2020 по факту недостоверного декларирования товаров ОКТС Краснодарской таможни в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении № 10309000-1538/2020 по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Постановлением таможни от 24.12.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10309000-1538/2020 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 6054,94 руб. без конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Как разъяснено в пункте 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства", в силу частей 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотренная ими административная ответственность наступает в случае, если заявленные недостоверные, в том числе неполные сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, неприменения установленных запретов и ограничений.
Согласно статье 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
При помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, используется декларация на товары.
К сведениям, подлежащим указанию в декларации на товары, относятся сведения о таможенной стоимости товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров) и статистической стоимости (пункт 1 статьи 106 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии со статьей 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. N 49 при оценке выполнения декларантом требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса судам следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
Согласно пункту 2 статьи 52 ТК ЕАЭС по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров в случае выявления неверного исчисления таможенных пошлин, налогов их исчисление осуществляется таможенным органом.
В этом случае, таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом, осуществляющим исчисление таможенных пошлин, налогов (пункт 14 статьи 38 ТК ЕАЭС).
Как следует из материалов дела, в ходе исследования таможенным органом возможность применения методов по стоимости сделки с идентичными или однородными товарами не установлена, ценовая информация по идентичным и однородным товарам, проданным для вывоза из Российской Федерации в ту же страну, в которую вывозятся оцениваемые товары, вывезенным из Российской Федерации в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (вывозимые) товары, которая соответствует Правилам определения таможенной стоимости товаров. Не все компоненты таможенной стоимости, предусмотренные пунктами 30 - 32 Правил определения таможенной стоимости товаров, имеются в распоряжении таможни.
С учетом вышеизложенного, таможенная стоимость товаров, задекларированных по ДТ, определена таможней с использованием резервного метода на базе метода по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3).
Вместе с тем, таможенным органом и судом первой инстанции не учтено, что декларирование товаров производилось Обществом в соответствии с Правилами определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 191 (далее - Правила N 191), в то время как таможенная стоимость рассчитана заинтересованным лицом в соответствии с Правилами определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.12.2019 N 1694 (далее - Правила N 1694), которые на момент вывоза товара не действовали.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 191 утверждены Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации (далее - Правила N 191, действовавшие на момент декларирования товара по спорной ДТ).
В соответствии с пунктом 7 Правил N 191 основой определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном пунктом 11 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 11 правил N 191 таможенной стоимостью оцениваемых (вывозимых) товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил, при одновременном выполнении следующих условий:
а) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением тех, которые ограничивают географический регион, где товары могут быть перепроданы, или которые существенно не влияют на стоимость товаров;
б) продажа товаров или их цена не зависят от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;
в) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии с пунктами 17 - 22 настоящих Правил могут быть произведены дополнительные начисления;
г) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки с оцениваемыми (вывозимыми) товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемые (вывозимые) товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме (пункт 16 Правил N 191). При этом пунктом 17 Правил N 191 установлены дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате.
В рассматриваемом случае, из материалов дела усматривается, что таможенная стоимость товара, задекларированного по ДТ, определена Обществом в соответствии с Правилами N 191 по стоимости сделки с вывозимыми товарами.
В данном случае цена Обществом определялась на основании инвойсов и таможенным органом не доказано, что продавец получил больше чем указано в инвойсе (п. 17 Правил № 191), в связи с чем ссылки таможенного органа на неправильную калькуляцию Общества, его расходы на доставку и фитосанитарный контроль правового значение при недоказанности указанных выше обстоятельств не имеют.
При этом заявления недостоверных сведений таможенным органом установлено не было.
Корректировка таможенной стоимости впоследствии произведена не только в соответствии с иным нормативным актом - Правилами N 1694, но и по иному методу определения таможенной стоимости товара - по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3).
В соответствии с пунктом 3.1 контракта поставка товара будет осуществляться на условиях Инкотермс 2010 в соответствии с проформой/инвойсом на каждую партию товара.
В соответствии с международными правилами толкования торговых терминов Инкотермс 2010 термин FCA (Free Carrier (Франко перевозчик) означает, что продавец осуществляет передачу товара, прошедшего таможенную очистку для вывоза указанному покупателем перевозчику, в обусловленном месте.
Согласно инвойсу, выставленному Обществом фирме MODIRIATESADERATVATEJARATEDATISALBORZ, поставка товара осуществлена на условиях FCA- Аушигер.
Таким образом, расходы на перевозку, страховые платежи по условиям поставки FCA Инкотермс 2010, не могут учитываться для определения таможенной стоимости.
Апелляционный суд принимает во внимание также письмо иностранного контрагента (Иран) от 25.07.2020 № 25.07, в котором сообщается о самостоятельной транспортировке груза (товара) в рамках контракта.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о том, что привлечение Общества к административной ответственности в связи с невнесением таких платежей в состав таможенной стоимости товара, не основано на материалах дела и представленных доказательствах.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в данном случае события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, поскольку вмененные таможенным органом расходы не должны учитываться в составе таможенной стоимости в отсутствие доказательств того, что иностранный контрагент компенсирует такие расходы.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах, постановление Таможни от 24.12.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10309000-1538/2020, которым Общество привлечено к ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ, подлежит признанию незаконным и отмене.
Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением иного судебного акта.
Руководствуясь статьями 269-271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2021 по делу № А56-4987/2021 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Краснодарской таможни от 24.12.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10309000-1538/2020.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья | О.В. Фуркало | |