АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18 апреля 2022 года
Дело №
А56-50587/2021
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «Бон Мезон» ФИО1 (доверенность от 01.04.2021) и ФИО2 (доверенность от 23.07.2021, от Северо-западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3 (доверенность от 15.12.2021),
рассмотрев 12.04.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Бон Мезон» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 25.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2021 по делу № А56-50587/2021,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Бон Мезон», адрес: 191124, Санкт-Петербург, Орловская ул., д. 1, корп. Лит. А, пом. 1 Н,
ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Северо-западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, адрес: 191028, Санкт-Петербург, Моховая ул., 3, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Управление), от 24.05.2021 № 18-240-1100-1366/ПС о назначении административного наказания по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(далее – КоАП РФ) в виде 200 000 рублей штрафа и представления
от 24.05.2021 № 18-240-1100-179/ПД об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 25.10.2021 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление Управления изменено в части назначенного Обществу административного наказания, размер штрафа снижен судом до 100 000 руб.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.12.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Управления просил оставить постановление и решение без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, должностным лицом Управления в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 23.04.2021 № 18-240-1100-1356/ПТ по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, согласно которому по сведениям ООО «Теплоэнерго» (исх. от 21. 01.2021 № 05/128; л.д. 18) Общество:
- эксплуатирует трубопроводы в индивидуальном тепловом пункте (ИТП), расположенный по адресу: <...> (далее – трубопровод) с параметрами: внутренний диаметр более 100 мм, расчетная температура теплоносителя (воды) в трубопроводе более 115°С; параметры теплоносителя в трубопроводе позволяют отнести объект к категории опасных производственных объектов (далее – ОПО).
Управлением установлено, что Общество эксплуатирующее трубопроводы с внутренним диаметром более 100 мм и расчетной температурой теплоносителя (воды) в трубопроводе более 115°С, не выполнило обязательные требования по постановке на учет трубопровода в Управлении и не зарегистрировало объект в государственном реестре ОПО, чем нарушило обязательные требования, а именно:
- статей 2, 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
(далее – Закон № 116-ФЗ);
- пунктов 222, 224, подпункта а пункта 227 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 536 (далее – Правила
№ 536);
- пунктов 13, 14 «Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.11.2020 № 471 (далее – Требования № 471).
Постановлением от 24.04.2021 № 18-240-1100-1366/ПС Управление признало Общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и привлекло к ответственности по указанной квалификации с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Обществу выдано представление от 24.05.2021 № 18-240-1100-179/ПД об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенным постановлением и представлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, вместе с тем посчитал возможным на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного Обществу административного штрафа до 100 000 рублей. В удовлетворении заявления в остальной части отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона № 116-ФЗ опасным производственным объектом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному Закону.
В соответствии со статьей 2 Закона № 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат обязательной регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Подпунктом «б» пункта 2 приложения 1 к Закону № 116-ФЗ к категории ОПО относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: соблюдать положения названного Закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 222 Правил № 536 предусмотрено, что не позднее 10 рабочих дней после даты принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу оборудования под давлением (за исключением оборудования, указанного в пункте 223 ФНП) эксплуатирующая организация направляет в территориальный орган Ростехнадзора или иной федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, а также в ГК «Росатом» в случае, указанном в пункте «о» пункта 3 ФНП, информацию согласно пункту 224 ФНП для осуществления учета оборудования под давлением.
Перечень документов, необходимых для постановки на учет оборудования под давлением эксплуатирующая это оборудование организация представляет в территориальный орган Ростехнадзора или иной федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области промышленной безопасности, если оборудование под давлением эксплуатируется на подведомственном данному органу ОПО, предусмотрен пунктом 224 раздела IV Правил № 536.
В соответствии с пунктом 227 Правил № 536 объекты, в составе которых используется оборудование под давлением, подлежащее учету в территориальных органах Ростехнадзора или иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, идентифицируемые по признакам, указанным в пункте 3 настоящих Правил № 536 и пункте 2 приложения к Федеральному закону № 116-ФЗ, подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (подпункт а).
В данном случае суды первой и апелляционной инстанций соглашаясь с административным органом установили, что Общество является владельцем трубопроводов в ИТП 1 (жилая часть), имеющих диаметры более 100 мм – Ду 159, 219, 108. При этом температурный график воды в трубопроводах составляет 130/70°С, отпуск тепловой энергии осуществляется с 01.05.2020. Под ОПО в рассматриваемом случае суды сочли не многоквартирный жилой дом, а инженерное оборудование в жилом доме - трубопровод в ИТП, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля, с температурой нагрева воды более 115 градусов Цельсия.
Между тем суд кассационной инстанции находит выводы судов не обоснованными и противоречащими имеющимся в дела доказательствам.
Сведения изложенные в письме ООО «Теплоэнерго» от 21.01.2021 № 05/128 относительно трубопроводов тепловой сети и ИТП, на основании которого Управлением составлен протокол об административном правонарушении, касаются двух адресов. В отношении адреса: <...>, предоставлена информация о температурном графике (130/70 ?С), основном диаметре (Ду 159), владельце (ООО «Бон Мезон») и дате с которой осуществляется отпуск тепловой энергии (с 01.05.2020). Информации относительно давления указанное письмо не содержит. Не содержат данных об избыточном давлении ни протокол об административном правонарушении, ни постановление о привлечении к административной ответственности.
Административным органом, вопреки выводам судов, административное расследование не проводилось, предоставленные ООО «Теплоэнерго» сведения не проверялись. Материалы не содержат надлежащих доказательств свидетельствующих о наличии признаков, позволяющих отнести спорный трубопровод к ОПО.
Более того, в силу пункта 3 стать 288 Гражданского кодекса Российской Федерации размещение в жилых домах промышленных производств не допускается.
При этом разрешением на допуск в эксплуатацию энергоустановки от 13.08.2020 № 08-877/РД-256 подтверждается соответствие спорной энергоустановки установленным техническим требованиям и ее допуск в эксплуатацию (листы дела 44-46).
При таких обстоятельствах обжалуемые решение и постановление подлежат отмене как не соответствующие материалам дела и нормам права. Так как для правильного разрешения спора в данном случае отсутствует необходимость установления обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, суд кассационной инстанции полномочен в силу пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ принять новый судебный акт - об удовлетворении заявления Общества и отмене оспариваемых постановления и представления.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2021 по делу № А56-50587/2021 отменить.
Постановление Северо-западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление)
от 24.05.2021 № 18-240-1100-1366/ПС и представление от 24.05.2021
№ 18-240-1100-179/ПД признать незаконными и отменить.
Председательствующий
А.Г. Кудин
Судьи
Л.Б. Мунтян
В.М. Толкунов