ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-50887/17 от 23.11.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

29 ноября 2017 года

Дело №А56-50887/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2017 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Толкунова В.М.

судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Верещагиным С.О.

при участии:

от заявителя: ФИО1, по доверенности от 09.01.2017

от заинтересованного лица: ФИО2, по доверенности от 01.11.2016

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24802/2017) ООО "Жилкомсервис Адмиралтейского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.08.2017 по делу № А56-50887/2017 (судья Грачева И.В.), принятое

по заявлению ООО "Жилкомсервис Адмиралтейского района"

к ГЖИ Санкт-Петербурга

об оспаривании постановления

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис Адмиралтейского района» (далее – ООО «ЖКС Адмиралтейского района», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее – ГЖИ, Инспекция) от 10.03.2016 № 834/16 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70), в виде штрафа в размере 250 000 руб.

Решением суда от 28.08.2017 постановление изменено в части назначения наказания, размер штрафа снижен до 125000 руб.

В апелляционной жалобе ООО «ЖКС Адмиралтейского района» просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, ссылается на направление Инспекцией оспоренного постановления только 05.07.2017, а также привлечение к административной ответственности по нарушениям недействующих с 01.01.2017 Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 № 1334 (далее – Правила № 1134).

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ГЖИ против удовлетворения апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 22.01.2016 в результате проведенной должностным лицом Инспекции проверки по адресам: Санкт-Петербург, ул. Можайская, д. 10; д.20; ул. Рузовская, д.9; ул. Подольская, д. 1-3-5; <...> выявлены нарушения требований Правил № 1334, а именно:

1. по состоянию с 14-07 до 14:11 по адресу: ул. Подольская, д. 1-3-5, литера А: в нарушение п. 5.13 Правил - для предотвращения падения сосулек и наледи с крыши не произведена очистка, а именно: кровля не очищена от снега и наледи;

2. по состоянию с 14:15 до 14:17 по адресу: ул. Подольская, д. 10. литера А; в нарушение п. 5.13 Правил - для предотвращения падения сосулек и наледи с крыши не произведена очистка, а именно: кровля не очищена от наледи;

3. по состоянию с 14:20 до 14:22 по адресу: ул. Верейская, д. 7, литера А: в нарушение п. 5.15.1 Правил - допущено складирование снега, а именно: на газоне (в зоне зеленых насаждений) допущено складирование снега; в нарушение п. 5.13 Правил - для предотвращения падения сосулек и наледи с крыши не произведена очистка, а именно: кровля не очищена от снега и наледи;

4. по состоянию с 14:44 до 14:49 по адресу: ул. Рузовская. д. 9. литера А: в нарушение п. 5.13 Правил - для предотвращения падения сосулек и наледи с крыши не произведена очистка, а именно: отдельные элементы фасада не очищены от наледи;

5. по состоянию с 14:51 до 14:54 по адресу: ул. Можайская, д. 10, литера А: в нарушение п. 5.13 Правил - для предотвращения падения сосулек и наледи с крыши не произведена очистка, а именно: кровля не очищена от снега и наледи;

6. по состоянию с 14:56 до 14:59 по адресу: ул. Можайская, д. 20. литера А: в нарушение п. 5.13 Правил - для предотвращения падения сосулек и наледи с крыши, не произведена очистка, а именно: кровля не очищена от наледи.

Выявленное нарушение зафиксировано актом осмотра № 01/798 от 22.01.2016 с фототаблицей.

На основании выявленного нарушения Комитетом в отношении Общества составлен протокол № 01/798 от 26.02.2016 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 23 Закона № 273-70.

На рассмотрении административного дела представитель Общества ФИО3 вину признала, документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений, не представила, пояснений не дала.

Постановлением Комитета от 10.03.2016 № 834/16 заявитель привлечен к административной ответственности согласно указанной квалификации в виде штрафа в размере 250 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения, не установил нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, однако усмотрел основания для уменьшения размера штрафа до 125 000 руб.

Суд апелляционной инстанции, изучив и оценив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения решения суда на основании следующего.

Пункт 2 статьи 23 Закона № 273-70 предусматривает административную ответственность за нарушение установленных исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга сроков и порядка проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга, объектов благоустройства от снега и наледи, в том числе работ по очистке кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега и наледи.

Статья 2 Закона № 273-70 определяет, что объектами благоустройства являются, в том числе, искусственные покрытия поверхности земельных участков, иные части поверхности земельных участков в общественно-деловых, жилых и рекреационных зонах, не занятые зданиями и сооружениями, в том числе площади, улицы, проезды, дороги, набережные, скверы, бульвары, внутридворовые пространства, сады, парки, городские леса, лесопарки, пляжи, детские и спортивные площадки, площадки для размещения аттракционного оборудования, хозяйственные площадки и площадки для выгула домашних животных... фасады зданий, строений и сооружений, элементы их декора, а также иные внешние элементы зданий.

Требования в сфере благоустройства, определяющие порядок уборки и содержания, территорий объектов благоустройства в Санкт-Петербурге, действующие в момент проведения осмотра, были установлены названными Правилами № 1134.

Пунктом 5.1 Правил устанавливается, что с 16 октября по 15 апреля устанавливается период зимней уборки территории Санкт-Петербурга (далее - зимняя уборка). В зависимости от погодных условий указанный период может быть сокращен или продлен по решению Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга.

Пунктом 5.13 Правил предусмотрено, что для предотвращения падения сосулек и наледей с крыш и иных поверхностей объектов регулярно выполняется их очистка с обязательным применением мер предосторожности, обеспечивающих безопасность движения пешеходов и сохранность всех видов имущества, включая деревья, кустарники, плиточное покрытие тротуаров, вывески.

Сбрасывание снега и наледи с крыш и иных поверхностей объектов на тротуары, прилегающие к улично-дорожной сети, и проезжие части улично-дорожной сети, убираемые специализированными организациями, осуществляется владельцами зданий, сооружений, объектов благоустройства с обязательным согласованием с указанными организациями сроков начала и окончания работ.

Сброшенные с крыш и иных поверхностей объектов снег и наледь формируются владельцами объектов в снежные валы в прилотковой зоне в соответствии с требованиями пункта 5.6 Правил. Вывоз снега и наледи производится в течение 24 часов владельцами этих объектов или иными автотранспортными организациями на основе заключенных договоров. Владельцы объектов, производящие сброс снега и наледи с крыш и иных поверхностей объектов на очищенные объекты улично-дорожной сети (тротуары и проезжую часть), должны обеспечивать зачистку до асфальта территорий, на которые сбрасывается снег, в течение трех часов после сброса снега.

Согласно пунктам 5.15, 5.15.1 Правил установлено, что при производстве зимней уборки запрещается: складирование (сброс) снега после скалывания льда на тротуарах, контейнерных площадках, а также на газонах и в зоне зеленых насаждений (при отсутствии согласования с уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга), в канализационные колодцы, городские акватории, на трассах тепловых сетей.

По результатам проведенного Инспекцией осмотра по названным адресам выявлены нарушения пункта 5.13 Правил, выразившиеся в необеспечении своевременной очистки кровли от снега и наледи, а также по адресу ул. Верейская, д.7, лит.А выявлено складирование снега на газоне (в зоне зеленых насаждений).

Выявленные нарушения отражены в акте 01/798 от 22.01.2016, зафиксированы в фотоматериалах и подтверждены протоколом об административном правонарушении №01/798 от 26.02.2016, заявителем по существу не оспариваются.

Из материалов дела следует, что управление многоквартирными домами по указанным адресам осуществляется заявителем в соответствии с заключенными договорами управления.

С учетом приведенных норм законодательства, подтверждающих, что заявитель был обязан обеспечивать своевременное проведение работ по очистке кровли многоквартирных домов от снега и наледи, а также не допускать складирование снега на газоне в зоне зеленых насаждений, Инспекцией и судом первой инстанции сделан правомерный вывод о наличии события административного правонарушения.

Также судом указано, что Общество имело возможность и было обязано организовать очистку крыш зданий от снега и наледи, а также обеспечить содержание газонов надлежащим образом. Достаточных доказательств, подтверждающих, что заявителем предпринимались все возможные меры для недопущения нарушения требований законодательства или отсутствие у общества возможности для выполнения требований законодательства, при рассмотрении дела Обществом представлено не было. Указанное свидетельствует о доказанности вины Общества (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, далее – КоАП РФ) и состава вмененного правонарушения.

Доводы апелляционной жалобы несостоятельны в силу следующего.

Согласно пункту 1 Правил № 1334 данные Правила устанавливают единые и обязательные для исполнения требования в сфере благоустройства, определяют порядок уборки и содержания территорий объектов благоустройства, порядок установления границ участков уборки территории Санкт-Петербурга.

Однако Правила не устанавливают административную ответственность за их не соблюдение.

Административная ответственность за несоблюдение требований Правил, в период их действия, была установлена Законом № 273-70, санкция пункта 2 статьи 23 которого за нарушение сроков и порядка проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга, объектов благоустройства, элементов благоустройства от снега и наледи, в том числе работ по очистке кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега и наледи, не отменена по настоящее время.

Обязанность по проведению работ по очистке крыш от снега и наледи, а также недопущение складирования снега и наледи на газонах предусмотрена Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденными Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 (далее - Правила №961) (вступили в силу 01.01.2017).

Пунктом 4.13 Правил №961 установлено, что для предотвращения падения сосулек и наледей с кровель и иных поверхностей объектов регулярно выполняется их очистка с обязательным применением мер предосторожности, обеспечивающих безопасность движения пешеходов и сохранность всех видов имущества, включая элементы благоустройства.

Пунктами 4.15, 4.15.1 Правил №961 предусмотрено, что в целях организации надлежащего содержания не допускается: складирование (сброс) снега после скалывания льда на тротуарах, контейнерных площадках, а также на газонах и в зоне зеленых насаждений (при отсутствии согласования с уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга) в канализационные колодцы, в водные объекты (на поверхности льда, покрывающего акваторию водных объектов), на трассах тепловых сетей.

Ввиду изложенного обязанность по проведению работ по очистке крыш от снега и наледи, а также недопущение складирования снега и наледи на газонах законом не устранена.

Процедура и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Вопреки мнению заявителя, нарушение Инспекцией срока надлежащего направления оспоренного постановления не затрагивает определение срока давности привлечения к административной ответственности к моменту вынесения постановления. Направление постановления по неверному адресу не влечет признание постановления незаконным и его отмену, не лишило Общество возможности его обжалования в суде.

Исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) не имеется.

Суд первой инстанции на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом принципов соразмерности и индивидуализации наказания посчитал возможным уменьшить размер штрафа до 125 000 руб., с чем Инспекция не спорит.

При таких обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не допущено.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.08.2017 по делу № А56-50887/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

В.М. Толкунов

Судьи

И.Б. Лопато

А.Б. Семенова