ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-51097/2021 от 29.05.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

29 мая 2022 года

Дело №А56-51097/2021

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Баженовой Ю.С.

судей Нестерова С.А., Полубехиной Н.С.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Вороной Б.И.

при участии:

от заявителя: представитель ФИО1 по доверенности от 24.06.2021;

от ответчика: представитель ФИО2 по доверенности от 20.10.2021;

от третьего лица: представитель ФИО3 по доверенности от 28.12.2021;

рассмотрев в открытом судебном заседании 19.05.2022 апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1608/2022) Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2021 по делу № А56-51097/2021, принятое

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО4 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>)

к Комитету государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области (191124, Санкт-Петербург, площадь Растрелли, дом 2, литер А, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

третье лицо: Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга

о признании незаконным отказа,

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО4 (далее –Предприниматель, ИП ФИО4) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области (далее – Ответчик, Комитет) о признании незаконным отказа Комитета, изложенного письмом от 30.04.2021 за исх. № 06-1144/2021, в рассмотрении заявления Предпринимателя о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 30.04.2021 № 06-3035/2021 с необходимыми документами в отношении реконструируемого здания с кадастровым номером 47:14:0604001:38 на земельном участке с кадастровым номером 47:14:0604001:21 по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский муниципальный район, Виллозское сельское поселение, ул. Коммунаров, д.118А, с вынесением решения по результатам рассмотрения такого заявления и обязании Комитета рассмотреть указанное заявление в соответствии с действующим законодательством с вынесением решения по результатам рассмотрения.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга (далее – Служба).

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2021 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, отказать в удовлетворении искового заявления в полном объеме. В обоснование жалобы Комитет указывает на несоответствие выводов суда положениям Федерального закона от 06.10.199 № 184-ФЗ, неправильное применение судом положений Областного закона от 07.07.2014 № 45-оз, приказа Комитета от 05.06.2019 № 12, положения постановления Правительства Ленинградской области от 22.02.2007 № 42, не подлежащие применению к строительству объектов на территории Санкт-Петербурга, а также на неприменение, подлежащих применению положений Соглашения «Об уточнении границы между Санкт-Петербурга и Ленинградской области, как субъектами Российской Федерации», утвержденным постановлениями законодательных собраний Санкт-Петербурга от 03.03.2004 № 123, Ленинградской области от 23.12.2003 № 1326, Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2015 № 877, Областного закона от 15.06.2010 № 32-оз «Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области и порядке его изменения», закона Санкт-Петербурга от 25.07.2005 № 411-8 «О территориальном устройстве Санкт-Петербурга».

В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.

Представитель Службы поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, согласно которому Служба органом, выдавшим разрешение на строительство Объекта, не является, государственный строительный надзор не осуществляла, проектная документация на реконструкцию Объекта в Службу не предоставлялась, соответственно разрешение на ввод в эксплуатацию Объекта Службой не может быть выдано.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, апелляционный суд установил следующее.

20.05.2014 Главой местной администрации муниципального образования Виллозское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области выдано индивидуальному предпринимателю ФИО5 (далее – ИП ФИО5) разрешение № RU47511302-19-2014 на реконструкцию торгово-развлекательного комплекса на земельном участке с кадастровым номером 47:14:0604001:21 площадью 2 735 кв.м: общей площадью 2 664 кв.м, строительный объем 9 525 куб.м, этажность 2-3, расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский муниципальный район, Виллозское сельское поселение, ул. Коммунаров, д. 118А, сроком действия 20.06.2015.

29.05.2020 Комитетом выдано заключение о соответствии реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.

После смерти 16.10.2020 ФИО5 на основании Свидетельств о праве на наследство по закону 78 АВ 0107705 от 10.04.2021 г., о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, выдаваемое пережившему супругу 78 АВ 0107704 от 10.04.2021, зарегистрировано право собственности ФИО4 на нежилое здание торгово-развлекательного комплекса 2013 года постройки площадью 1 451 кв.м, количество этажей – 2, с кадастровым номером 47:14:0604001:38, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 47:14:0604001:21 по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский муниципальный район, Виллозское сельское поселение, ул. Коммунаров, д. 118А.

30.04.2021 ИП ФИО4 обратилась в Комитет с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 30.04.2021 № 06-3035/2021 с необходимыми документами в отношении реконструируемого здания на земельном участке с кадастровым номером 47:14:0604001:21.

Письмом Комитета от 30.04.2021 за исх. № 06-1144/2021 заявление возвращено Предпринимателю, со ссылкой на то обстоятельство, что выдача разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, разрешения на строительство которых выданы органами местного самоуправления Ленинградской области до вступления в силу областного закона от 7 июля 2014 года N 45-оз "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области" осуществляется Комитетом исключительно в отношении объектов капитального строительства, расположенных на территории Ленинградской области, а поскольку, несмотря на сведения Единого государственного реестра недвижимости, указывающие на нахождение земельного участка на территории Виллозского городского поселения Ломоносовского района Ленинградской области, фактически земельный участок, на котором расположено реконструируемое здание находится за пределами границ Ленинградской области в границах Санкт-Петербурга в кадастровом квартале 78:40:0008617, в связи с чем, уполномоченным органом, осуществляющим выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию является Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга.

Полагая незаконным отказ Комитета в рассмотрении заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, признав оспариваемый отказ Комитета не соответствующим требованиям законодательства и нарушающим права заявителя, удовлетворил заявление.

Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 2 статьи 55 ГрК РФ).

Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы документы, перечень которых приведен в части 3 статьи 55 ГрК РФ.

Рассмотрение заявлений производится в соответствии с Административным регламентом, утв. Приказом комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области от 05.06.2019 N 12 (ред. от 08.04.2021) "Об утверждении Административного регламента предоставления комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области государственной услуги по выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию".

Согласно пункта 1.2 указанного выше Административного регламента, утвержденного Приказом Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области от 05.06.2019 N 12 (ред. от 08.04.2021) заявителями, имеющими право на получение государственной услуги, являются физические и юридические лица - застройщики, завершившие строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, разрешения на строительство которых выданы комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области, объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ, разрешения на строительство которых выданы органами местного самоуправления Ленинградской области до вступления в силу областного закона от 7 июля 2014 года N 45-оз "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области".

Согласно части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, которое допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 6 ч. 2 ст. 1 Закона Ленинградской области "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области" N 45-оз от 07.07.2014 года, вступившего в действие с 01.01.2015 года, установлено, что к полномочиям органов исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченных Правительством Ленинградской области на осуществление полномочий органов местного самоуправления Ленинградской области в области градостроительной деятельности (п. 31 ч. 2 Положения о Комитете государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 22.02.2007 N 42 (в ред. от 21.01.2021) относится выдача разрешения на ввод в эксплуатацию объектов, разрешения на строительство (реконструкцию) которых выданы органами местного самоуправления Ленинградской области до вступления в силу областного закона от 7 июля 2014 года N 45-оз "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области".

Таким образом, учитывая, что разрешение на реконструкцию торгово-развлекательного комплекса было выдано Местной администрации муниципального образования Виллозское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области 20.05.2014, т.е. до вступления в законную силу закона от 7 июля 2014 года N 45-оз, выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию относится к полномочиям органов исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченных Правительством Ленинградской области на осуществление полномочий органов местного самоуправления Ленинградской области в области градостроительной деятельности, в частности, Комитета.

Учитывая, что указанное разрешение на реконструкцию ТРК, выданное 20.05.2014 Местной администрации муниципального образования Виллозское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, не оспорено в судебном порядке, принимая во внимание выдачу самим Комитетом 29.05.2020 заключения о соответствии реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, исходя из положений ч.1, ч.2 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ и п. 6 ч. 2 ст. 1 Закона Ленинградской области N 45-оз от 07.07.2014, а также сведений ЕГРН, являются не обоснованными доводы Комитета об отсутствии у него полномочий на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

При таких обстоятельствах ссылки подателя жалобы на утвержденное в 2003 – 2004 годах Соглашение «Об уточнении границы между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, как субъектами Российской Федерации» подлежат отклонению.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таком положении, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2021 по делу № А56-51097/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.С. Баженова

Судьи

С.А. Нестеров

Н.С. Полубехина