ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-51902/13 от 18.05.2015 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18 мая 2015 года                                                                     Дело № А56-51902/2013

         Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего          Васильевой        Е.С.,       судей     Бурматовой  Г.Е.,

ФИО1,

при участии от закрытого акционерного общества «Универсам «Александровский»  ФИО2 (доверенность от 02.02.2015), ФИО3 (генеральный директор), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Санкт-Петербургу ФИО4   (доверенность    от 02.02.2015    № 6), ФИО5 (доверенность от 30.06.2014  № 16/11737),  

        рассмотрев 18.05.2015 в открытом судебном заседании кассационные жалобы  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Санкт-Петербургу и закрытого акционерного общества «Универсам «Александровский»   на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.09.2014 (судья Захаров В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В.,  Горбачева О.В.) по делу № А56-51902/2013,

у с т а н о в и л:

Закрытое акционерное общество «Универсам «Александровский», место нахождения: 193312, Санкт-Петербург, ул. Коллонтай, д. 30, ОГРН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Санкт-Петербургу,  место  нахождения:   193315, Санкт-Петербург, Дальневосточный пр.,

д. 78, ОГРН <***> (далее – Инспекция),  от 27.06.2013 № 07/29/38 и требования от 21.08.2013 № 4390 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа в  сумме 32 575 905 руб. 82 коп., а также об  обязании  Инспекции  устранить допущенные нарушения.

Решением Арбитражного  суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.11.2013  заявленные требования  Общества удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014 решение суда  от 01.11.2013 отменено в части признания недействительным решения Инспекции от 27.06.2013  № 07/29/38 и  требования от 21.08.2013 № 4390 по доначислению Обществу и предложению  уплатить  транспортный  налог в сумме 877 руб., пени  в сумме 76 руб. и  пени   по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ)  в сумме 104 руб. 81 руб., в этой части в удовлетворении требований отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

       Постановлением  Федерального Арбитражного  суда Северо-Западного  округа от 05.06.2014 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.11.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014 отменены  в части  признания недействительным  решения  Инспекции от 27.06.2013 № 07/29/38 по эпизодам доначисления налога на добавленную стоимость (далее – НДС) и  привлечения   к налоговой ответственности на основании статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).  В этой части дело № А56-51902/2013 направлено  на новое рассмотрение в суд первой инстанции.  В остальной  части  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014 по делу № А56-51902/2013   оставлено  без изменения. 

Решением  Арбитражного суда  города  Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.09.2014, принятым  после нового рассмотрения дела,   в удовлетворении  заявленных требований Обществу  отказано.

        Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного  суда от  12.02.2015  решение суда  от  18.09.2014  отменено  в части  отказа  Обществу  в признании недействительным    решения Инспекции  от 27.06.2013 № 07/29/38 в части  привлечения Общества к налоговой ответственности   на основании пункта 1  статьи 126 НК РФ.  Требования  Общества удовлетворены    в части признания недействительным    решения Инспекции  от 27.06.2013 № 07/29/38 в части  привлечения Общества к налоговой ответственности   на основании пункта 1  статьи 126 НК РФ в размере 330 400 руб.  и требования  Инспекции от 21.08.2013 № 4390 в указанной  части. В остальной  части  решение суда от  18.09.2014  оставлено без изменения.

        В кассационной жалобеИнспекция, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, на неполное исследование  фактических обстоятельств дела, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, просит постановление  апелляционной инстанции отменить  в части   признания недействительным решения  Инспекции от 27.06.2013 № 07/29/38 в части  привлечения Общества к налоговой ответственности   на основании пункта 1  статьи 126 НК РФ в размере 330 400 руб.  и требования  Инспекции от 21.08.2013 № 4390 в указанной  части  и оставить в  этой части  в силе  решение    суда первой  инстанции.

Инспекция  указывает, что налогоплательщиком к проверке не были представлены первичные бухгалтерские документы, в связи с чем Общество  обосновано  было привлечено к налоговой ответственности на основании статьи 126 НК РФ.

        В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами первой и  апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, на неполное исследование  судами  фактических обстоятельств дела, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, просит отменить  судебные акты   по эпизоду, связанному  с уплатой НДС и  удовлетворить его требования  в этой  части.

        По  мнению  Общества,  выводы  судов о правомерности оспариваемого решения  Инспекции в части  эпизода  по НДС  в связи с тем, что контрагенты Общества не зарегистрированы  в  Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), что  свидетельствует о  нереальности хозяйственных операций, являются необоснованными, поскольку  судами не учтено, что расходы на приобретение  товаров  Обществом  фактически  были понесены.

         В отзыве на кассационную жалобу Общества Инспекция  просит оставить  ее  без  удовлетворения.

         Отзыв на кассационную жалобу  Инспекции от Общества  не  поступил.

 В судебном заседании представители Инспекции и Общества поддержали доводы, приведенные в своих кассационных  жалобах и  возражали против  удовлетворения  кассационных жалоб  друг друга.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной Инспекцией выездной налоговой проверки Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2009 по 31.12.2011  составлен  акт  от  15.05.2013  №  07/22/30э  и   принято    решение  от   27.06.2013

№ 07/29/38 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в виде доначислении налога на прибыль и НДС в общей сумме 54 038 514 руб.,  штрафа в сумме 10 179 064 руб. и  пеней в сумме 11 527 947 руб. 81 коп.

Основанием для принятия оспариваемого  решения Инспекции  от  27.06.2013 № 07/29/38   послужил вывод  налогового органа  об отсутствии реальных  хозяйственных операций, поскольку  контрагенты Общества не зарегистрированы в ЕГРЮЛ, и то обстоятельство, что Общество не представило первичные документы, подтверждающие право на применение вычетов по НДС.

       Решением Управления Федеральной налоговой службы по Санкт- Петербургу (далее - Управление) от 19.08.2013 № 16-13/31832@ частично удовлетворена апелляционная      жалоба      Общества,     решение    Инспекции     от  27.06.2013

№ 07/29/38 отменено в части начисления налога на прибыль в сумме 30 916 368 руб., соответствующих сумм пеней, штрафов, а также в части начисления штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ, за непредставление счетов-фактур по требованию от 10.10.2012 № 07/7800. В остальной части решение  Инспекции оставлено без изменения.

В   адрес  Общества   Инспекцией    выставлено     требование  от  21.08.2013

№ 4390 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, согласно которому Общество обязано уплатить  транспортный  налог в сумме 877 руб.  и  76 руб. пеней по нему, НДС в размере 23 121 269 руб.  и  пени по НДС в сумме 5 692 447 руб.,  пени по  НДФЛ  в сумме 104 руб. 81 коп.,   штраф в размере 3 430 732 руб. за неуплату НДС и  штраф в размере 330 400 руб. за непредставление документов.

        Полагая решение Инспекции от    27.06.2013 № 07/29/38  и требование  от   21.08.2013  № 4390 неправомерными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции при новом рассмотрении  дела  отказал Обществу  в удовлетворении требований, поскольку пришел к выводу об отсутствии в реальности хозяйственных операций  между  Обществом  и его контрагентами, которые не были зарегистрированы  в ЕГРЮЛ, а также  указал, что Общество правомерно  привлечено к ответственности на основании статьи 126 НК РФ за непредставление  затребованных в ходе проверки первичных документов.  

Суд апелляционной инстанции согласился  с  судом   первой инстанции  в части  вывода об  отсутствии реальных хозяйственных операций, но пришел к выводу о недоказанности вины  Общества в непредставлении документов, в  связи с недоказанностью  факта  их наличия  у Общества. 

       Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалоб, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований  для  удовлетворения  кассационных жалоб по делу.

Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные законом налоговые вычеты.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, (работ, услуг), имущественных прав, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Для предъявления к вычету сумм НДС при приобретении товаров (работ, услуг) налогоплательщику необходимо подтвердить соответствующими документами факты приобретения товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых НДС, и принятия их на учет. Документы должны быть оформлены в установленном порядке и подтверждать реальное осуществление хозяйственных операций.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 1 постановления Пленума от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения    налогоплательщиками    налоговой  выгоды»  (далее - Постановление

№ 53) разъяснил, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

В соответствии с пунктами 3 и 4 Постановления № 53 налоговая выгода может быть признана необоснованной в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязанность по доказыванию обоснованности оспариваемого ненормативного акта, принятого государственным органом, и его соответствия закону и иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган.

         Инспекция  при проведении  проверки  установила,  что  Общество документально не подтвердило   свое   право   на   получение   налоговых   вычетов  по НДС в сумме 23 121 269 руб.,  не  только  по причине    отсутствия у него   первичных  документов, но  и   в связи с тем, что в ходе проверки было установлено, что товар был приобретен Обществом у организаций, которые не зарегистрированы в ЕГРЮЛ.

Согласно части 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Согласно положениям статей 49 и 51  ГК РФ организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособности юридического лица, а их действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками, что влечет негативные налоговые последствия для участников данных правоотношений.

         Таким образом, юридическое лицо, не прошедшее государственной регистрации, не обладает правоспособностью, в связи с чем сделки, заключенные с таким лицом, являются ничтожными,  а первичные документы содержат недостоверные сведения.

Кроме того, лица, действующие исходя из соблюдения принципа разумного предпринимательского риска, с надлежащей степенью осмотрительности и в соответствии с обычаями делового оборота,  не осуществившие проверку правоспособности юридических лиц и полномочий представителей данных юридических лиц, не удостоверившиеся в достоверности представленных ими или составленных с их участием первичных бухгалтерских документов, несут риск наступления неблагоприятных налоговых последствий, вызванных ненадлежащим исполнением данных действий.

Судами  установлено, что из ответа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой  службы № 15 по Санкт-Петербургу от 05.12.2012  №  14-03/080745  следует, что  в базе данных ЕГРЮЛ   юридического лица  - контрагенты Общества - отсутствуют, идентификационные номера организаций какому-либо юридическому лицу не присваивались.

 В информационном ресурсе налоговых органов отсутствует налоговая отчетность организаций, у которых Общество  приобретало товар.

 При таких обстоятельствах  вывод  судов о том, что  сделки  Общества с  контрагентами, которые не зарегистрированы  в ЕГРЮЛ  являются  ничтожными, а первичные документы содержат недостоверные сведения   является обоснованным, в связи с чем  суды правомерно  отказали Обществу  в удовлетворении  его  требований  о признании недействительным оспариваемых  решения и  требования Инспекции   по эпизоду, связанному  с уплатой НДС. 

Оснований для отмены  судебных актов  в указанной  части и удовлетворения кассационной  жалобы Общества  не имеется.

Из  материалов дела  следует, что   оспариваемым  решением Инспекции Общество  привлечено  к налоговой ответственности на основании статьи 126 НК РФ за нарушение положений статей 23, 93 НК РФ в связи с не  представлением   в установленный срок документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки.  

В решении Управления  от 19.08.2013  № 16-13/31832@ указано,  что  поскольку  что в требовании от 10.10.2012 № 07/7800 истребуются счета-фактуры как общее наименование документа, без отнесения к конкретному контрагенту,  то  в этой части привлечение Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ  является незаконным.

Судами установлено, что на основании указанного  решения Управления Инспекция сделала перерасчет штрафных санкций, начисленных Обществу на основании   пункта  1 статьи 126 НК РФ и  указало на не представление  1652 документов и начисление штрафных  санкций  в сумме  330 400 руб.

        Судами  также установлено на  основании материалов дела,  что 03.04.2012 на территории Общества сотрудниками ОЭБ и ПК УМВД России по Невскому району Санкт-Петербурга произведен осмотр места происшествия, в ходе которого изъяты документы, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Общество  15.06.2012  направило обращение на имя начальника УМВД России по Невскому району Санкт-Петербурга, которое зарегистрировано в КУСП за № 25190, с просьбой  возвратить  изъятую бухгалтерскую документацию. Ответ на данное обращение получен не был, в связи с чем 03.07.2012 Общество обратилось в прокуратуру Невского района Санкт-Петербурга с жалобой на действия должностных лиц УМВД России по Невскому району Санкт-Петербурга при проведении проверки по материалу КУСП-10732 от 13.03.2012.

Указанная жалоба удовлетворена 09.07.2012 постановлением и.о. прокурора Невского района Санкт-Петербурга советника юстиции ФИО6. При этом в ходе прокурорской проверки установлено, что при проведении 03.04.2012 осмотра места происшествия оперуполномоченными ОЭБ и ПК УМВД России по Невскому району Санкт-Петербурга изъяты все документы, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью  Общества.  Кроме того, в указанном постановлении содержится требование об устранении нарушения закона и возвращении изъятых документов.

Постановлением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 14.09.2012 по делу № 3/10365/12 признаны незаконными действия и.о. дознавателя УМВД России по Невскому району Санкт-Петербурга ФИО7 по изъятию бухгалтерских документов в ходе осмотра места происшествия 03.04.2012 и их удержанию, также  суд обязал устранить данное нарушение.

Судами установлено, что доказательств того, что Обществу  возвращены изъятые документы в материалах дела не имеется.

Из материалов дела также следует, что в рамках проводимой выездной налоговой проверки Инспекция направила в адрес Общества  требования от 28.11.2012 № 07/9291 и  от 10.12.2012 № 07/9726 о предоставлении документов.

Согласно пункту 3 статьи 93 НК РФ Общество направило в Инспекцию  письмо о незаконном изъятии документов правоохранительными органами с ходатайством об отсрочке и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы, учитывая значительный документооборот и технические ограничения, при этом, не заявляя отказа от предоставления данных документов.

Суды также указали, что Обществом   предпринимались  иные действия, направленные на предоставление Инспекции запрашиваемой информации, в частности, Общество заключило договор от 13.12.2012 № 34/17 с обществом с ограниченной ответственностью «ОРФЕЙ» с целью восстановления изъятой документации на электронном носителе. Согласно отчету  о диагностике носителя, составленному по результатам проведенных работ, который был направлен в адрес налогового органа, восстановить данные не представилось возможным. Кроме того, с целью восстановления первичной бухгалтерской документации Общество  запрашивало у налогового органа информацию об организациях, в отношении которых  проводились  встречные проверки.

На основании постановления Невского районного суда по делу № 3/10-365/12 судебным приставом-исполнителем Правобережного отдела судебных приставов Невского района УФССП России по Санкт-Петербургу ФИО8  возбуждено исполнительное производство от 02.07.2012 № 53737/13/30/78 в отношении должника - и.о. дознавателя УМВД России по Невскому району Санкт-Петербурга ФИО9,  предметом исполнения  которого явилось обязание устранить нарушение и возвратить Обществу  изъятую документацию. Однако в ходе исполнительного производства  было установлено, что УМВД России по Невскому району Санкт-Петербурга 05.04.2012 направило  изъятую документацию в адрес Инспекции, которая   приняла ее  06.04.2012.

Судами также установлено, что  в  ответе на запрос Общества от 28.06.2012 Инспекция  сообщила, что изъятые 03.04.2012 ОЭБ и ПК УМВД России по Невскому району Санкт-Петербурга документы - оригиналы кассовых отчетов за периоды с 01.01.2010 по 31.12.2010, с 01.01.2011 по 31.12.2011 по запросу УЭБ и ПК ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области переданы из Инспекции в УЭБ и ПК ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Обществом получен ответ от  05.10.2012 № 4/Р-75 из ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, согласно которому изъятые документы финансово-хозяйственной деятельности Общества были направлены в Инспекцию  для их использования в ходе выездной налоговой проверки Общества.

При этом, как следует из ответов прокуратуры Невского района Санкт-Петербурга от 06.11.2012 № 4041ж2012 и от  03.10.2012,  УЭБ и ПК ГУ МВД России по Санкт-Петербургу  и Ленинградской области для проведения выездной налоговой проверки направило в адрес Инспекции ранее изъятые документы Общества. Однако  05.10.2012 Инспекция  сообщила, что оригиналы указанных документов возвратило в УЭБ и ПК ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Местонахождение изъятых документов, касающихся  финансово-хозяйственной деятельности Общества,   до настоящего времени  неизвестно. Изъятие документов произведено без составления надлежащей описи и представления заверенных копий изымаемых документов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком документов и иных сведений, предусмотренных  названным Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый не представленный документ.

Согласно пункту 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов; проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В силу статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. Отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.

Согласно статье 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое названным  Кодексом установлена ответственность.

В соответствии с пунктом 6 статьи 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Статьей 109 НК РФ определено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.

Судом  апелляционной  инстанции установлено и подтверждается  материалами  дела, что  местонахождение изъятых документов финансово-хозяйственной деятельности Общества до настоящего времени неизвестно. Изъятие документов произведено без составления надлежащей описи и представления заверенных копий изымаемых документов. Несмотря на неоднократные обращения Общества, изъятые документы не возвращены, и  доказательств обратного Инспекцией не представлено.

Инспекцией также не представлено  доказательств наличия у Общества  истребованных в ходе  проведения проверки  документов и не представлено доказательств, подтверждающих объективную возможность Общества  представить  документы  в установленный срок.

При таких обстоятельствах,  вывод  апелляционного  суда  об отсутствии  вины Общества в  непредставлении  документов и неправомерности привлечения  Общества  к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, является  обоснованным.

При этом суд апелляционной инстанции отметил, что  согласно требованиям от 02.10.2012 № 07/5777, от 10.12.2012 № 07/9726, от 10.10.2012 № 07/7800 Обществу предложено представить справки из учреждений медико-санитарной экспертизы, бухгалтерские справки о средней заработной плате, перечень основных средств, акты инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности журналы учета и т.д.

При этом на основании решения Управления сделан перерасчет штрафных санкций: по требованию от 02.10.2012 № 07/7577 не представлены книги продаж и книги покупок за 2009 - 2011  в количестве 24 документа, штраф составил 4800 руб.; по требованию от 10.12.2012 № 07/9726 не представлены журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в количестве 24 документа, штраф составил 4800 руб.; по требованию от 10.10.2012 № 07/7800 истребовалось 4627 документов, штраф уменьшен по решению Управления в связи с тем, что часть документов (3023 счета-фактуры) в требовании не поименованы, штраф за непредставление 1604 счетов-фактур составил 320 800 руб.

Вместе с тем в требованиях Инспекции от 02.10.2012 № 07/5777, от 10.12.2012 № 07/9726, от 10.10.2012  № 07/7800 не указаны ни реквизиты, ни иные индивидуализирующие признаки, ни точное количество запрашиваемых документов. Истребуемые документы описаны по родовым признакам.  При этом в оспариваемом решении также отсутствуют реквизиты и иные индивидуализирующие признаки непредставленных документов.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что анализ представленных в материалы дела документов,  не позволяет сделать вывод об обязанности Общества  представить именно 1652 документа.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции  правомерно  признал  недействительным решение  Инспекции от 27.06.2013  №  07/29/38 в части привлечения Общества   к ответственности на основании   пункта  1 статьи 126 НК РФ и  требования  Инспекции от 21.08.2013 № 4390 в указанной  части.

Оснований для отмены обжалуемого   постановления  суда  апелляционной инстанции  в указанной  части  и удовлетворения  жалобы  Инспекции не имеется.

      Доводы, изложенные  в кассационных жалобах,  получили надлежащую правовую оценку при рассмотрении дела, не свидетельствуют о допущенных судами  первой и апелляционной инстанций нарушениях норм материального и процессуального права, не опровергают обстоятельств, установленных судами  при рассмотрении настоящего дела, в связи с чем у кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки.

Кассационная инстанция считает, что при рассмотрении дела судами правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи  с чем  оснований для  удовлетворения кассационных  жалоб не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

         постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 по делу № А56-51902/2013  оставить  без изменения, а кассационные жалобы  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Санкт-Петербургу и закрытого акционерного общества «Универсам «Александровский»   - без удовлетворения.

Председательствующий                                                                  Е.С. Васильева

Судьи                                                                                                 Г.Е. Бурматова

                                                                                                           ФИО1