ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-52467/17 от 14.02.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

16 февраля 2018 года

Дело № А56-52467/2017

Резолютивная часть постановления объявлена      февраля 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме   февраля 2018 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Зотеевой Л.В.

судей  Протас Н.И., Сомовой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Бурак К.Д.

при участии: 

от истца (заявителя): Елисеева К.С. – доверенность от 21.11.2017, Аверченков К.А. – протокол от 09.04.2015;

от ответчика (должника): Сахарова М.В. – доверенность от 09.02.2018, Кабаль В.О. – доверенность от 09.01.2018;

от 3-го лица: Пугачева В.А. – доверенность от 01.11.2016, Маслов В.А. – доверенность от 13.02.2018, Комова И.И. – доверенность от 13.02.2018;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-33326/2017 ) ООО "Ирбис"на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.11.2017 по делу № А56-52467/2017 (судья Денисюк М.И.), принятое

по заявлению ООО "Ирбис"

к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области

3-е лицо: Комитет по охране контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области

о признании недействительными заключения экспертной комиссии и распоряжения

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Ирбис» (адрес: 188740, Ленинградская область, Приозерский район, пос.ст. Громово, переулок Железнодорожный, д. 3,  ОГРН 1044701648639,  далее – ООО «Ирбис», Общество)  обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области (далее – Комитет по природным ресурсам) о признании недействительными заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по Проекту лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов (лося, рыси) в сезоне охоты 2017- 2018 годов на территории Ленинградской области с 01.08.2017 по 01.08.2018, а также распоряжения от 09.06.2017 № 703.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области (далее – Комитет по охране животного мира).

 В дальнейшем Общество уточнило требования (заявление от 09.10.2017), просило признать заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по Проекту лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов (лося, рыси) в сезоне охоты 2017-2018 годов на территории Ленинградской области с 01.08.2017 по 01.08.2018, а также  утверждающее его распоряжение от 09.06.2017 № 703 недействительными в части квоты добычи лося в охотничьих угодьях ООО «Ирбис», в порядке восстановления нарушенных прав и законных интересов Общества просило назначить повторное проведение государственной экологической экспертизы Проекта лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов (лося, рыси) в сезоне охоты 2017-2018 годов на территории Ленинградской области с 01.08.2017 по 01.08.2018 в части квоты добычи лося в охотничьих угодьях ООО «Ирбис».

Уточнение требований принято судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Решением суда  от 04.11.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Общество просит решение суда  отменить  в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд считал установленными, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом не дана оценка доводам заявителя о том, что экспертная комиссия в нарушение Закона № 174-ФЗ изменила предмет экспертизы, изменив (уменьшив) квоту добычи лося по сравнению с первоначальной заявкой Общества.

В дополнительных пояснениях (поступили 12.02.2018) Общество указывает на отсутствие оснований для неприменения метода многодневного оклада, разработанного федеральным бюджетным научным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова» (далее – ВНИИОЗ), на применении которого были основаны заявки Общества на добычу лося в ряде предшествовавших сезонов. Как указывает податель жалобы, действующее законодательство не содержит норм, обязывающих применять только утвержденные органами государственной власти методики.

В судебном заседании представители Общества поддержали доводы апелляционной жалобы.

Представители Комитета по природным ресурсам и Комитета по охране животного мира возражали против удовлетворения жалобы  по основаниям, изложенным в письменных отзывах и дополнениях к ним.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном  порядке.

Как следует из материалов дела,   ООО «Ирбис» обратилось в Комитет по охране животного мира с заявками на установление квот добычи охотничьих ресурсов в сезон охоты 2017-2018 годов на территории охотничьего угодья ООО «Ирбис», в том числе с заявкой на установление квоты добычи лося в количестве 38 особей (письмо от 04.04.2017 № 24).

Комитет по охране животного мира  в  соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 29.06.2010 № 228 «Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию» (далее – Порядок №228)  направил материалы, обосновывающие лимиты и  квоты добычи охотничьих ресурсов, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный проводить государственную экологическую экспертизу.

 Согласно заключению государственной экологической экспертизы регионального уровня от 07.06.2017 № 02-17-Э1-ЛО  положительное заключение получил Проект лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов (лося) в сезоне охоты 2017-2018 годов на территории Ленинградской области с 01.08.2017 по 01.08.2018,  в котором квота добычи лося для Общества установлена в количестве 7 особей.

Указанное экспертное заключение было утверждено распоряжением Комитета по природным ресурсам от 09.06.2017 № 703.

Полагая незаконным изменение (уменьшение) экспертной комиссией государственной экологической экспертизы квоты добычи лося по сравнению с заявкой Общества, ООО «Ирбис» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд первой  инстанции,   отказывая в удовлетворении заявленных требований,   исходил из того, что экспертная комиссия  самостоятельно не вносила  изменений в рассматриваемые материалы, а оценивала представленные заказчиком документы (в том числе откорректированный проект лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов), порядок проведения экологической экспертизы соответствовал требованиям Закона № 174-ФЗ,  выводы экспертов Обществом не опровергнуты.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии со статьей 1  Федерального закона от 24.06.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 209-ФЗ)  определено, что  охотничьи ресурсы - это объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты; лимитом добычи охотничьих ресурсов является объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов; квота добычи охотничьих ресурсов - это часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья; охотничьи угодья - это территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Частями 3, 5 - 10 статьи 24 Закона №209-ФЗ  предусмотрено, что лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года (часть 3). При исчислении лимита добычи охотничьих ресурсов учитываются их численность, размещение в среде обитания, динамика состояния и другие данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированная информация государственного охотхозяйственного реестра, данные федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (часть 5). Лимит добычи охотничьих ресурсов исчисляется на основе нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов (часть 6). В документе об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов указываются объем изъятия в отношении каждого вида охотничьих ресурсов, при необходимости их пол и возраст, а также квота добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья (часть 7). Состав документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, порядок подготовки, принятия этого документа и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 8). Квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (часть 9). В случае, если квота добычи охотничьих ресурсов в отношении закрепленного охотничьего угодья устанавливается в меньшем объеме, чем объем, определенный предусмотренной частью 9 настоящей статьи заявкой, обосновываются причины такого несоответствия (часть 10).

В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, утвержденного Приказом Минприроды России от 29.06.2010 № 228 (далее - Порядок № 228) лимит добычи охотничьих ресурсов - объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов, которвй утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года

В  силу части 9 статьи 24 Закона № 209-ФЗ, пунктов 4 и 5 Порядка № 228 юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные  соглашения, до 15 апреля подают в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, заявку на установление квоты добычи для каждого вида охотничьих ресурсов, которая определяется для каждого вида охотничьих ресурсов в соответствии с заявкой, в пределах установленных нормативов допустимого изъятия на основании данных о численности заявленного вида охотничьих ресурсов.

В соответствии с пунктами 9.1-9.6 Порядка № 228 уполномоченный орган субъекта Российской Федерации до 15 апреля осуществляет сбор заявок на установление квоты добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи, до 15 апреля определяет квоты добычи охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях, определяет лимит добычи каждого вида охотничьих ресурсов по субъекту Российской Федерации на период с 1 августа текущего года до 1 августа следующего года, как сумму квот добычи охотничьих ресурсов; до 1 мая направляет материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов в орган исполнительный власти, уполномоченный проводить государственную экологическую экспертизу. После получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, не позднее 15 июня проект лимита добычи на территории субъекта направляется на согласование в Минприроды России. Затем лимит добычи утверждается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти.

 Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее 1 августа утверждает лимит добычи охотничьих ресурсов (пункт 13 Порядка № 228).

Как правомерно установлено судом, уполномоченным органом на территории Ленинградской области в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов является Комитет по охране животного мира.

Из материалов дела следует, что  Общество обратилось в Комитет по охране животного мира с заявками на установление квот добычи охотничьих ресурсов в сезон охоты 2017-2018 на территории охотничьего угодья ООО «Ирбис», в том числе с заявкой на установление квоты добычи лося в количестве 38 особей (письмо от 04.04.2017 № 24).

Комитет по охране животного мира направил материалы, обосновывающие лимиты и квоты охотничьих ресурсов на государственную экологическую экспертизу (пункт 9.5 Порядка № 228).

Порядок организации и проведения государственной экологической экспертизы определяется Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Закон № 174-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 № 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения Государственной экологической экспертизы».

Согласно заключению государственной экологической экспертизы регионального уровня от 07.06.2017 № 02-17-Э1-ЛО положительное заключение получил Проект лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов (лося) в сезоне охоты 2017-2018 годов на территории Ленинградской области с 01.08.2017 по 01.08.2018, в котором  квота добычи лося для Общества установлена в количестве 7 особей.

Указанное экспертное заключение было утверждено распоряжением Комитета по природным ресурсам от 09.06.2017 № 703.

 В указанном заключении экспертизы дана экспертная оценка представленным  заказчиком (Комитетом по охране животного мира)  материалам оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности (материалы ОВОС), а также пояснениям  и откорректированным по замечаниям экспертов материалам, а также пояснениям и материалам, представленным, в том числе ООО «Ирбис».

Экспертной  комиссией подробно проанализированы результаты учета лося на территории охотхозяйств ООО  «Ирбис» и  ООО  «Яблоновское охотхозяйство».

Судом правомерно указано, что Общество в заявлении и дополнительно представленных  суду первой инстанции возражениях  не опровергло по существу выводы, изложенные в заключении экспертизы, а указало лишь на нарушение процедуры проведения экспертизы, ссылаясь на отсутствие у экспертной комиссии полномочий на изменение (уменьшение) квоты добычи лося по сравнению с первоначальной заявкой Общества.

Вместе с тем, возможность  уменьшения уполномоченным органом (в данном случае Комитетом по охране животного мира)  квоты охотничьих ресурсов по сравнению с указанной в заявке предусмотрена частью 10 статьи 24 Закона  № 209-ФЗ и пунктом 8 Порядка № 228.

Как  усматривается из материалов дела, при направлении Комитетом по охране животного мира (заказчиком экспертизы) проекта лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов на государственную экологическую экспертизу заявка ООО «Ирбис» была направлена в полном объеме, в том числе с приложением  копии Методики проведения учета методом многодневного оклада, разработанной ФГБНУ ВНИИОЗ им.проф.Б.М.Житкова с материалами учета по данной методике.

Частью 4 статьи 16 Закона № 174-ФЗ предусмотрено, что эксперт государственной экологической экспертизы при проведении государственной экологической экспертизы имеет право запрашивать у заказчика экологической экспертизы дополнительные материалы и пояснения для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы.

Из представленных Комитетом по природным ресурсам документов по запросам экспертов государственной экологической экспертизы заказчиком экспертизы (Комитетом по охране животного мира) были представлены дополнительные  материалы и обоснования (письма от 25.05.2017 № В-2146/17-0-2, от 01.06.2017 № В- 2255/17-0-1), в том числе представлены конкретные предложения по квотам добычи лося в сезоне 2017-2018 годах, в отношении ООО «Ирбис» квота снижена до 7 особей с обоснованием снижения (пункт 3 пояснений к письму от 25.05.2017 № В-2146/17-0-2).

При этом Комитетом при обосновании квот была применена утвержденная приказом Минприроды от 11.01.2012 № 1 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрута» методика.

С учетом представленной Комитетом по охране животного мира на государственную экологическую экспертизу информацией в письме от 25.05.2017 № В-2146/17-0-2 Комитет по природным ресурсам в дальнейшем откорректировал материалы ОВОС и проект постановления Губернатора Ленинградской области «Об утверждении лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов (лося, рыси) в сезоне охоты 2017-2018 годов на территории Ленинградской области с 01.08.2017 по 01.08.2018» (пункты 1 и 2 пояснений к письму от 01.06.2017 № В-2255/17-0-1).

 Причины, по которым Комитет по охране животного мира посчитал квоту ООО «Ирбис» завышенной, подробно указаны в Отчете по теме: Материалы оценки воздействия на окружающую среду, намечаемой хозяйственной деятельности по материалами обоснования лимита и квот добычи охотничьих ресурсов (лось, рысь) территории Ленинградской области с 01.08.2017 по 01.08.2018 (Материалы ОВОС), утвержденном председателем Комитета по охране животного мира 01.06.2017.

При этом, вопреки доводам жалобы, на страницах 16 - 18 экспертного заключения подробно проанализированы результаты учета лося на территории охотхозяйств ООО «Ирбис» и ООО «Яблоновское охотхозяйство» Приозерского района, а также примененная этими хозяйствами методика учета, разработанная ФГБНУ ВНИИОЗ им.проф. Б.М.Житкова, выявлено, что представленные указанными организациями учетные данные некорректны и содержат исправления, противоречия, а примененная ими методика не дает объективной картины. При этом, сравнивались данные о численности лося по результатам ЗМУ, данными некоторых охотопользователей и данными государственного мониторинга.

Экспертная комиссия, рассмотрев все представленные материалы,  пришла к выводу о том, что основные положения проекта лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов (лося, рыси) в сезоне охоты 2017-2018 годов на территории Ленинградской области с 01.08.2017 по 01.08.2017 соответствуют законодательству Российской Федерации и Ленинградской области в области охраны окружающей среды.

Доводы подателя жалобы об изменении предмета экспертизы опровергаются представленными в материалы дела доказательствами. Предметом оценки и объектом экспертизы являлся проект лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов (лося, рыси) в сезоне охоты 2017 – 2018 годов на территории Ленинградской области с 1 августа 2017 год до 1 августа 2018 года. Заказчиком и разработчиком проекта являлся Комитет по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области.

Экспертная комиссия самостоятельно не вносила изменений в рассматриваемые материалы, а оценивала представленные заказчиком документы (в том числе откорректированный проект лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов), в том числе заявки охотхозяйств с обоснованием запрашиваемых квот. При этом экспертная комиссия согласилась с обоснованием квот Комитета по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области.

После получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проект лимитов добычи охотничьих ресурсов (лося, рыси) на территории Ленинградской области был направлен 14.06.2017 на согласование в Минприроды России.

Постановлением Губернатора Ленинградской области от 25.07.2017            № 52-пг установлены согласованные с Минприроды России для Ленинградской области лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов в сезоне охоты 2017-2018 годов на территории Ленинградской области с 01.08.2017 по 01.08.2018.

При таких обстоятельствах,  суд правомерно не усмотрел  оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований о признании заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по Проекту лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов (лося, рыси) в сезоне охоты 2017-2018 годов на территории Ленинградской области с 01.08.2017 по 01.08.2018, а также распоряжения от 09.06.2017 № 703 недействительными в части квоты добычи лося в охотничьих угодьях ООО «Ирбис», а также возложения на Комитет обязанности по проведению повторной экспертизы, учитывая также, что освоение охотничьих ресурсов на сезон 2017-2018 годов на территории всей Ленинградской области завершено.

Доводы подателя жалобы о том, что при проведении экспертизы должны приниматься во внимание, в том числе методики, утвержденные научными институтами, являются несостоятельными, так как в соответствии с пунктом 11 Приказа Минприроды РФ от 22.12.2011 № 963 «Об утверждении Порядка ведения государственного учета,  государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира» (зарегистрировано с Минюсте РФ 14.03.2012 № 23473) мероприятия по учету численности и распространения объектов животного мира проводятся в соответствии с принятыми методиками, а при их отсутствии – по имеющимся научным подходам учета для видов или групп видов объектов животного мира.

Так как такая методика утверждена приказом Минприроды от 11.01.2012 № 1, она и была применена Комитетом по охране животного мира.

В любом случае правомерность и объективность той или иной методики не является предметом рассматриваемого спора, так как при обращении в суд с рассматриваемым заявлении Общество не приводило доводов в отношении примененной экспертом методики, не заявило ходатайство о назначении независимой судебной экологической экспертизы в порядке статьи 82 АПК РФ.

По мнению апелляционной коллегии, судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.

Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 04 ноября 2017 года по делу №  А56-52467/2017   оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ирбис» - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

Н.И. Протас

 Е.А. Сомова