ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-52535/17 от 14.02.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

16 февраля 2018 года

Дело № А56-52535/2017

Резолютивная часть постановления объявлена      февраля 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме   февраля 2018 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Зотеевой Л.В.

судей  Протас Н.И., Сомовой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Бурак К.Д.

при участии: 

от истца (заявителя): Юдин А.А. – протокол от 30.06.2014, Косопалов В.В. - доверенность от 05.02.2018;

от ответчика (должника): Сахарова М.В. – доверенность от 09.02.2018, Кабаль В.О. – доверенность от 09.01.2018;

от 3-го лица: Пугачева В.А. – доверенность от 01.11.2016, Маслов В.А. – доверенность от 13.02.2018, Комова И.И. – доверенность от 13.02.2018;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-33783/2017 ) ООО "Яблоновское охотхозяйство" на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.11.2017 по делу № А56-52535/2017 (судья Денисюк М.И.), принятое

по заявлению ООО "Яблоновское охотхозяйство"

к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области

3-е лицо: Комитет по охране контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области

о признании недействительными заключения экспертной комиссии, а также распоряжения

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Яблоновское охотхозяйство» (адрес: 188740, Ленинградская область, Приозерский район, пос.ст. Громово, переулок Железнодорожный, д. 3, ОГРН 1144712000674, далее – ООО «Яблоновское охотхозяйство», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области (далее – Комитет по природным ресурсам) о признании недействительными заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по Проекту лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов (лося, рыси) в сезоне охоты 2017-2018 годов на территории Ленинградской области с 01.08.2017 по 01.08.2018, а также распоряжения от 09.06.2017 № 703.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области (далее – Комитет по охране животного мира).

В дальнейшем Общество уточнило требования (заявление от 09.10.2017), просило признать заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по Проекту лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов (лося, рыси) в сезоне охоты 2017-2018 годов на территории Ленинградской области с 01.08.2017 по 01.08.2018, а также утверждающее его распоряжение от 09.06.2017 № 703 недействительными в части установления квоты добычи лося в охотничьих угодьях ООО «Яблоновское охотхозяйство», в порядке восстановления нарушенных прав и законных интересов Общества просило назначить повторное проведение государственной экологической экспертизы Проекта лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов (лося, рыси) в сезоне охоты 2017-2018 годов на территории Ленинградской области с 01.08.2017 по 01.08.2018 в части квоты добычи лося в охотничьих угодьях ООО «Яблоновское охотхозяйство».

Уточнение требований принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Решением суда  от 13.11.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Общество просит решение суда  отменить  в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд считал установленными, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом не дана оценка доводам заявителя о том, что экспертная комиссия в нарушение Закона № 174-ФЗ изменила предмет экспертизы, изменив (уменьшив) квоту добычи лося по сравнению с первоначальной заявкой Общества.

В дополнительных пояснениях (поступили 12.02.2018) Общество указывает на отсутствие оснований для неприменения метода многодневного оклада, разработанного федеральным бюджетным научным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова» (далее – ВНИИОЗ), на применении которого были основаны заявки Общества на добычу лося в ряде предшествовавших сезонов. Как указывает податель жалобы, действующее законодательство не содержит норм, обязывающих применять только утвержденные органами государственной власти методики.

В судебном заседании представители Общества поддержали доводы апелляционной жалобы.

Представители Комитета по природным ресурсам и Комитета по охране животного мира возражали против удовлетворения жалобы  по основаниям, изложенным в письменных отзывах и дополнениях к ним.

Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном  порядке.

Как следует из материалов дела,    ООО «Яблоновское охотхозяйство» обратилось в Комитет по охране животного мира с заявками на установление квот добычи охотничьих ресурсов в сезон охоты 2017- 2018 годов на территории охотничьего угодья ООО «Яблоновское охотхозяйство», в том числе с заявкой на установление квоты добычи лося в количестве 14 особей (письмо от 10.04.2017 № 29).

Комитет по охране животного мира в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 29.06.2010 № 228 «Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию» направил материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный проводить государственную экологическую экспертизу.

Согласно заключению государственной экологической экспертизы регионального уровня от 07.06.2017 № 02-17-Э1-ЛО положительное заключение получил Проект лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов (лося) в сезоне охоты 2017-2018 годов на территории Ленинградской области с 01.08.2017 по 01.08.2018, в котором квота добычи лося для Общества установлена в количестве 8 особей.

Указанное экспертное заключение было утверждено распоряжением Комитета по природным ресурсам от 09.06.2017 № 703.

Полагая незаконным изменение (уменьшение) экспертной комиссией государственной экологической экспертизы квоты добычи лося по сравнению с заявкой Общества, ООО «Яблоновское охотхозяйство» обратилось в суд с настоящим заявлением (с учетом уточнения требований).

Суд первой  инстанции,   отказывая в удовлетворении заявленных требований,   исходил из того, что экспертная комиссия  самостоятельно не вносила  изменений в рассматриваемые материалы, а оценивала представленные заказчиком документы (в том числе откорректированный проект лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов), порядок проведения экологической экспертизы соответствовал требованиям Закона № 174-ФЗ,  выводы экспертов Обществом не опровергнуты.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии со статьей 1  Федерального закона от 24.06.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 209-ФЗ)  определено, что  охотничьи ресурсы - это объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты; лимитом добычи охотничьих ресурсов является объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов; квота добычи охотничьих ресурсов - это часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья; охотничьи угодья - это территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Частями 3, 5 - 10 статьи 24 Закона №209-ФЗ  предусмотрено, что лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года (часть 3). При исчислении лимита добычи охотничьих ресурсов учитываются их численность, размещение в среде обитания, динамика состояния и другие данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированная информация государственного охотхозяйственного реестра, данные федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (часть 5). Лимит добычи охотничьих ресурсов исчисляется на основе нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов (часть 6). В документе об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов указываются объем изъятия в отношении каждого вида охотничьих ресурсов, при необходимости их пол и возраст, а также квота добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья (часть 7). Состав документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, порядок подготовки, принятия этого документа и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 8). Квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (часть 9). В случае, если квота добычи охотничьих ресурсов в отношении закрепленного охотничьего угодья устанавливается в меньшем объеме, чем объем, определенный предусмотренной частью 9 настоящей статьи заявкой, обосновываются причины такого несоответствия (часть 10).

В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, утвержденного Приказом Минприроды России от 29.06.2010 № 228 (далее - Порядок № 228) лимит добычи охотничьих ресурсов - объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов. Лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года

В  силу части 9 статьи 24 Закона № 209-ФЗ, пунктов 4 и 5 Порядка № 228 юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные  соглашения, до 15 апреля подают в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, заявку на установление квоты добычи для каждого вида охотничьих ресурсов, которая определяется для каждого вида охотничьих ресурсов в соответствии с заявкой, в пределах установленных нормативов допустимого изъятия на основании данных о численности заявленного вида охотничьих ресурсов.

В соответствии с пунктами 9.1-9.6 Порядка № 228 уполномоченный орган субъекта Российской Федерации до 15 апреля осуществляет сбор заявок на установление квоты добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи, до 15 апреля определяет квоты добычи охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях, определяет лимит добычи каждого вида охотничьих ресурсов по субъекту Российской Федерации на период с 1 августа текущего года до 1 августа следующего года, как сумму квот добычи охотничьих ресурсов; до 1 мая направляет материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов в орган исполнительный власти, уполномоченный проводить государственную экологическую экспертизу. После получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, не позднее 15 июня проект лимита добычи на территории субъекта направляется на согласование в Минприроды России. Затем лимит добычи утверждается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти.

 Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее 1 августа утверждает лимит добычи охотничьих ресурсов (пункт 13 Порядка № 228).

Как правомерно установлено судом, что уполномоченным органом на территории Ленинградской области в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов является Комитет по охране животного мира.

Из материалов дела следует, что  Общество обратилось в Комитет по охране животного мира с заявками на установление квот добычи охотничьих ресурсов в сезон охоты 2017-2018 на территории охотничьего угодья ООО «Яблоновское охотхозяйство», в том числе с заявкой на установление квоты добычи лося в количестве 14 особей (письмо от 10.04.2017 № 29).

Комитет по охране животного мира направил материалы, обосновывающие лимиты и квоты охотничьих ресурсов на государственную экологическую экспертизу (пункт 9.5 Порядка № 228).

Порядок организации и проведения государственной экологической экспертизы определяется Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Закон № 174-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 № 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения Государственной экологической экспертизы».

Согласно заключению государственной экологической экспертизы регионального уровня от 07.06.2017 № 02-17-Э1-ЛО положительное заключение получил Проект лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов (лося) в сезоне охоты 2017-2018 годов на территории Ленинградской области с 01.08.2017 по 01.08.2018, в котором квота добычи лося для Общества установлена в количестве 8 особей.

Указанное экспертное заключение было утверждено распоряжением Комитета по природным ресурсам от 09.06.2017 № 703.

В указанном заключении экспертизы дана экспертная оценка представленным заказчиком (Комитетом по охране животного мира) материалам оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности (материалы ОВОС), а также пояснениям и откорректированным по замечаниям экспертов материалам, а также пояснениям и материалам, представленным, в том числе ООО «Яблоновское охотхозяйство».

Экспертной комиссией подробно проанализированы результаты учета лося на территории охотхозяйств ООО «Ирбис» и ООО «Яблоновское охотхозяйство».

Судом правомерно указано, что Общество в заявлении и дополнительно представленных  возражениях  не опровергает по существу выводы, изложенные в заключении экспертизы, а указывает на нарушение процедуры проведения экспертизы, ссылаясь на отсутствие у экспертной комиссии полномочий на изменение (уменьшение) квоты добычи лося по сравнению с первоначальной заявкой Общества.

Вместе с тем, возможность  уменьшения уполномоченным органом (в данном случае Комитетом по охране животного мира)  квоты охотничьих ресурсов по сравнению с указанной в заявке предусмотрена частью 10 статьи 24 Закона     № 209-ФЗ и пунктом 8 Порядка № 228.

Как  усматривается из материалов дела, при направлении Комитетом по охране животного мира (заказчиком экспертизы) проекта лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов на государственную экологическую экспертизу заявка ООО «Яблоновское охотхозяйство» была направлена в полном объеме, в том числе с приложением копии Методики проведения учета методом многодневного оклада, разработанной ФГБНУ ВНИИОЗ им.проф.Б.М.Житкова с материалами учета по данной методике.

Частью 4 статьи 16 Закона № 174-ФЗ предусмотрено, что эксперт государственной экологической экспертизы при проведении государственной экологической экспертизы имеет право заявлять федеральному органу государственной власти в области экологической экспертизы или органам государственной власти субъектов Российской Федерации о необходимости представления заказчиком на государственную экологическую экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы.

Из представленных Комитетом по природным ресурсам документов по запросам экспертов государственной экологической экспертизы заказчиком экспертизы (Комитетом по охране животного мира) были представлены дополнительные материалы и обоснования (письма от 25.05.2017 № В-2146/17-0-2, от 01.06.2017 № В- 2255/17-0-1), в том числе Комитетом по охране животного мира были представлены конкретные предложения по квотам добычи лося в сезоне 2017-2018 годах, в отношении ООО «Яблоновское охотхозяйство» квота снижена до 8 особей с обоснованием снижения (пункт 3 пояснений к письму от 25.05.2017 № В-2146/17-0-2).

При этом Комитетом при обосновании квот была применена утвержденная приказом Минприроды от 11.01.2012 № 1 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрута» методика.

С учетом представленной Комитетом по охране животного мира на государственную экологическую экспертизу информацией в письме от 25.05.2017 № В-2146/17-0-2 Комитет по природным ресурсам в дальнейшем откорректировал  материалы ОВОС и проект постановления Губернатора Ленинградской области «Об утверждении лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов (лося, рыси) в сезоне охоты 2017-2018 годов на территории Ленинградской области с 01.08.2017 по 01.08.2018» (пункты 1 и 2 пояснений к письму от 01.06.2017 № В-2255/17-0-1).

Причины, по которым Комитет по охране животного мира посчитал квоту ООО «Яблоновское охотхозяйство» завышенной подробно указаны в Отчете по теме: Материалы оценки воздействия на окружающую среду, намечаемой хозяйственной деятельности по материалами обоснования лимита и квот добычи охотничьих ресурсов (лось, рысь) территории Ленинградской области с 01.08.2017 по 01.08.2018 (Материалы ОВОС), утвержденном председателем Комитета по охране животного мира 01.06.2017.

При этом, вопреки доводам жалобы, на страницах 16 - 18 экспертного заключения подробно проанализированы результаты учета лося на территории охотхозяйств ООО «Ирбис» и ООО «Яблоновское охотхозяйство» Приозерского района, а также примененная этими хозяйствами методика учета, разработанная ФГБНУ ВНИИОЗ им.проф. Б.М.Житкова, выявлено, что представленные указанными организациями учетные данные некорректны и содержат исправления, противоречия, а примененная ими методика не дает объективной картины. При этом, сравнивались данные о численности лося по результатам ЗМУ, данными некоторых охотопользователей и данными государственного мониторинга.

Экспертная комиссия, рассмотрев все представленные материалы, пришла к выводу о том, что основные положения проекта лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов (лося, рыси) в сезоне охоты 2017-2018 годов на территории Ленинградской области с 01.08.2017 по 01.08.2017 соответствуют законодательству Российской Федерации и Ленинградской области в области охраны окружающей среды.

Доводы подателя жалобы об изменении предмета экспертизы опровергаются представленными в материалы дела доказательствами. Предметом оценки и объектом экспертизы являлся проект лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов (лося, рыси) в сезоне охоты 2017 – 2018 годов на территории Ленинградской области с 1 августа 2017 год до 1 августа 2018 года. Заказчиком и разработчиком проекта являлся Комитет по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области.

Экспертная комиссия самостоятельно не вносила изменений в рассматриваемые материалы, а оценивала представленные заказчиком документы (в том числе откорректированный проект лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов), в том числе заявки охотхозяйств с обоснованием запрашиваемых квот. При этом экспертная комиссия согласилась с обоснованием квот Комитета по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области.

После получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проект лимитов добычи охотничьих ресурсов (лося, рыси) на территории Ленинградской области был направлен 14.06.2017 на согласование в Минприроды России.

Постановлением Губернатора Ленинградской области от 25.07.2017            № 52-пг установлены согласованные с Минприроды России для Ленинградской области лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов в сезоне охоты 2017-2018 годов на территории Ленинградской области с 01.08.2017 по 01.08.2018.

При таких обстоятельствах,  суд правомерно не усмотрел  оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований  о признании заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по Проекту лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов (лося, рыси) в сезоне охоты 2017-2018 годов на территории Ленинградской области с 01.08.2017 по 01.08.2018, а также распоряжения от 09.06.2017 № 703 недействительными в части квоты добычи лося в охотничьих угодьях ООО «Яблоновское охотхозяйство», а также возложения на Комитет обязанности по проведению повторной экспертизы, учитывая также, что освоение охотничьих ресурсов на сезон 2017-2018 годов на территории всей Ленинградской области завершено.

Доводы подателя жалобы о том, что при проведении экспертизы должны приниматься во внимание, в том числе методики, утвержденные научными институтами, являются несостоятельными, так как в соответствии с пунктом 11 Приказа Минприроды РФ от 22.12.2011 № 963 «Об утверждении Порядка ведения государственного учета,  государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира» (зарегистрировано с Минюсте РФ 14.03.2012 № 23473) мероприятия по учету численности и распространения объектов животного мира проводятся в соответствии с принятыми методиками, а при их отсутствии – по имеющимся научным подходам учета для видов или групп видов объектов животного мира.

Так как такая методика утверждена приказом Минприроды от 11.01.2012 № 1, она и была применена Комитетом по охране животного мира.

В любом случае правомерность и объективность той или иной методики не является предметом рассматриваемого спора, так как при обращении в суд с рассматриваемым заявлении Общество не приводило доводов в отношении примененной экспертом методики, не заявило ходатайство о назначении независимой судебной экологической экспертизы в порядке статьи 82 АПК РФ.

По мнению апелляционной коллегии, судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.

Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 13 ноября 2017 года по делу №  А56-52535/2017   оставить без изменения, апелляционную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Яблоновское охотхозяйство» - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

Н.И. Протас

 Е.А. Сомова