ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
19 ноября 2019 года
Дело №А56-53519/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2019 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от истца (заявителя): ФИО2 по доверенности от 29.12.2018
от ответчика (должника): не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25465/2019) АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.07.2019 по делу № А56-53519/2019(судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению АО "Теплосеть Санкт-Петербурга"
к Государственной административно-технической инспекции
3-е лицо: СПб государственное унитарное дорожное предприятие "ЦЕНТР"
об оспаривании постановления
установил:
Акционерное общество "Теплосеть Санкт-Петербурга" (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Государственной административно-технической инспекции (далее – Инспекция, ГАТИ) от 03.04.2019 №1207 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №36020 от 27.02.2019.
Решением суда от 25.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, отсутствие в действиях заявителя составов вмененных нарушений, существенное нарушение Инспекцией процедуры привлечения Общества к ответственности, просит принять по делу новый судебный акт об отмене решение суда и постановления ГАТИ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Инспекция и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 20.02.2019 специалистом ГАТИ произведен осмотр территории, расположенной по адресу: <...> у дома 2, литера А по Херсонскому проезду (зона производства работ по ордеру №У-16908), в ходе которого установлено:
- производятся работы по восстановлению первичного благоустройства после ликвидации аварии после истечения срока на основании ордера ГАТИ №У-16908 от 18.02.2019 (производитель работ – АО «Теплосеть Санкт-Петербурга»); производство работ разрешено по 19.02.2019; на момент осмотра производятся работы по восстановлению бордюрного камня тротуара, благоустройство не восстановлено в сроки действия ордера: не произведена полная планировка газона (на газоне имеются колеи от строительной техники), на газоне не убран мусор от производства работ, на газоне используется земляной грунт с включениями камней, строительного мусора, на тротуаре не убран строительный мусор и строительные материалы (песок), что является нарушением Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга;
- отсутствует временное ограждение, соответствующее требованию п. 3.2.3 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, - вдоль зоны работ по восстановлению бордюра на тротуаре установлены сигнальные дорожные конусы (4 шт.), также отсутствует информационный щит при производстве работ по устранению аварии после истечения срока действия ордера ГАТИ № У-16908 от 18.02.2019.
20.02.2019 специалистом ГАТИ произведен осмотр территории, расположенной по адресу: <...> у дома 2, литера А (зона производства работ по ордеру №У-16923), в ходе которого установлено:
- производятся работы по восстановлению первичного благоустройства после ликвидации аварии после истечения срока действия ордера ГАТИ №У-16908 от 18.02.2019 (производитель работ – АО «Теплосеть Санкт-Петербурга»). Производятся работы по восстановлению плиточного покрытия тротуара; благоустройство не восстановлено в сроки действия ордера на производство аварийных работ.
Выявленные нарушения зафиксированы в Протоколах осмотра от 20.02.2019 с приложением фотоматериалов и схемы территории.
27.02.2019 специалистом ГАТИ в присутствии понятых произведен повторный осмотр зон производства работ и установлено, что работы по ордерам ГАТИ №У-16923, № У-16908 завершены, первичное благоустройство визуально восстановлено: восстановлен бордюрный камень тротуара, произведена грубая планировка грунта, на газоне убран мусор от производства работ, с тротуара убран строительный мусор и строительные материалы (песок).
Главным специалистом отдела контроля северных районов ГАТИ в отношении Общества в присутствии его представителя составлены протоколы по делам об административных правонарушениях №36020, №36021, №36022.
Постановлением № 1207 от 03.04.2019 Общество признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена п. 2 ст. 14, п. 3 ст. 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее - Закон Санкт-Петербурга № 273-70), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Повторно рассмотрев дело, арбитражный апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований Общества и отмены оспариваемого постановления Инспекции соответствуют нормам действующего законодательства, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.
Пунктом 2 статьи 14 Закона N 273-70 установлена административная ответственность за неисполнение обязанности по переоформлению ордера, либо производство работ после окончания срока действия ордера, либо нарушение сроков производства работ, либо невосстановление объектов благоустройства, элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ после их завершения и окончания срока действия ордера, либо невосстановление после завершения работ объектов благоустройства, элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ без ордера, а также работ, производство которых разрешено без ордера, что влечет для юридических лиц наложение административного штрафа от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Пунктом 3 статьи 14 Закона N 273-70 установлена ответственность за отсутствие ограждения зоны производства работ, информационного щита, соответствующих требованиям, установленным правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденными Правительством Санкт-Петербурга, влечет для юридических лиц наложение административного штрафа от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 3.2.3 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 №875 (далее – Правила №875) установлено, что производитель работ обязан оградить зону производства работ ограждением, обеспечивающим безопасное движение транспорта и пешеходов, сохранность объектов и элементов благоустройства, входящих в зону производства работ, установить технические средства организации дорожного движения в соответствии со схемой организации дорожного движения, ограждающие и направляющие устройства, красные фонари на углах ограждений и не реже чем через каждые 50 м. вдоль ограждения, используемого для организации дорожного движения. На углах ограждения, перегораживающего (частично или полностью) тротуар или проезжую часть, должна быть сделана вертикальная разметка в соответствии с действующими нормами.
Согласно пункту 3.2.1 Правил №875 производитель работ также обязан установить на месте работ информационный щит с указанием вида работ, наименования заказчика, производителя работ и его подрядчиков (в случае наличия договоров субподряда), сроков начала и окончания работ, начала и окончания временного ограничения или временного прекращения движения транспортных средств (в случае такого ограничения или прекращения), фамилий, имен, отчеств должностных лиц, ответственных за производство работ, номеров их рабочих телефонов. Не допускается установка и размещение информационного щита со сведениями, не соответствующими действительности (в том числе с указанием истекших сроков работ).
В соответствии с пунктом 4.9 Правил производство работ по восстановлению объектов и (или) элементов благоустройства, нарушенных при производстве работ, выполненных на основании ордера ГАТИ включено в перечень земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, требующих получения ордера ГАТИ на производство указанных работ.
В силу пункта 6.11 Правил №875 ордер на производство работ действителен только на вид, сроки и зону производства работ, указанные в ордере. При изменении указанных условий производства работ заказчик обязан оформить новый ордер.
Согласно пунктам 11.1, 13.10.5.2 Правил №875 после проведения работ производителем работ организовывается и (или) производится восстановление объектов и элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ (далее - восстановление благоустройства), в сроки производства работ, указанные в ордере ГАТИ. Производитель работ осуществляет контроль качества и сроков восстановления благоустройства при привлечении субподрядчиков и отвечает за соблюдение таких сроков и за соблюдение требований к качеству восстановления благоустройства.
Заказчик осуществляет контроль качества и сроков восстановления благоустройства и в случае невосстановления объектов и элементов благоустройства обязан оформить ордер на новый вид работ, указанный в разделе 4 Правил №875, связанный с восстановлением объектов и элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ. Производство работ по восстановлению объектов и элементов благоустройства без ордера ГАТИ запрещено.
Пунктом 11.7.3 Правил №875 регламентирована технология восстановления газона:
- места просадок в газонах не допускаются, газоны следует устраивать на полностью подготовленном и спланированном земляном грунте с соблюдением уклона 0,5-0,6 процента, растительный слой земли должен составлять 15-20 см., посев газона должен осуществляться по вертикальной поверхности, семена газонных трав следует заделать граблями;
- не допускается использование земляного грунта с включениями камней, строительного мусора;
- не допускается использование торфа в качестве растительной земли; необходимо исключить складирование отходов на газонах;
- поверхность растительного слоя должна быть ниже опорной бровки или окаймляющего газон бортового камня;
- не допускается превышение высотных отметок крышек колодцев над уровнем газона;
- всходы газонных трав должны быть равномерными, без прогалин.
В силу пункта 13.10.5.2 Правил №875 в случае если сроки производства аварийных работ не приходятся на агротехнический период, одновременно с принятием решения о выдаче ордера на производство аварийных работ ГАТИ принимает решение о выдаче ордера на производство работ, указанных в разделе 4 Правил №875, связанных с восстановлением объектов и элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ, в соответствующие агротехнические сроки.
При этом работы по первичному восстановлению благоустройства территории (засыпка траншеи, укладка с разравниванием и уплотнением грунта, первичное восстановление покрытий) должны быть выполнены в сроки действия ордера на производство аварийных работ.
При выдаче ордера на производство работ, указанных в разделе 4 Правил №875, связанных с восстановлением объектов и элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ, закрытие ордера на производство аварийных работ не производится.
В соответствии с ордерами на производство аварийных работ №У-16908, №У-16923 от 18.02.2019 производителем работ является Общество. Следовательно, как правомерно указал суд первой инстанции, именно Общество несет обязанности по соблюдению требований Правил №875.
Факт выявленных нарушения подтверждается материалами дела, в том числе протоколами осмотра зон производства работ, фотоматериалами, протоколами об административных правонарушениях. Осмотр территории проводился по адресам, указанным в выданных Обществу ордерах. Недостоверности к времени и месту нарушения, недопустимости перечисленных выше доказательств правонарушения, в том числе фотоматериалов, в суде не установлено, они подлежат оценке и принятию в силу статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы доказательства, пришел к обоснованному выводу о доказанности в действиях Общества виновности и составов вмененных административных правонарушений.
Исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ), в том числе с учетом объекта посягательства, не имеется.
Вопреки позиции апеллянта, существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным Инспекцией не допущено. В соответствии с требованиями статей 25.1, 25.4, 28.2 КоАП РФ Общество было извещено о времени и месте как составления протокола, так и рассмотрения материалов дела об административном правонарушении; заявителю была предоставлена возможность в ходе производства по делу об административном правонарушении пользоваться процессуальными правами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы Общества о том, что при составлении протокола об административном правонарушении №36021 представителю Общества права, предусмотренные КоАП РФ, не разъяснялись, получили надлежащую оценку в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции и правомерно отклонены с учетом наличия подписей в соответствующих графах в протоколах №№ 36020, 36022, составленных в тот же день, в этой связи отсутствие в одном из протоколов подписи представителя Общества, подтверждающей разъяснение соответствующих прав и обязанностей, существенным нарушением не является.
Таким образом, нарушений процедуры и срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ по данной категории дел, не установлено. Штраф назначен с учетом сложения наказаний (статья 4.4 КоАП РФ) в минимальном размере санкции пункта 2 статьи 14 Закона N 273-70, устанавливающего более строгое наказание. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб. отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Неправильного применения судом норм материального права, нарушений требований процессуального законодательства при исследовании и оценке представленных доказательств апелляционной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.07.2019 по делу № А56-53519/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.А. Сомова
Судьи
Л.В. Зотеева
Н.И. Протас