ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
08 декабря 2023 года
Дело №А56-54115/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Балакир М.В.
судей Полубехиной Н.С., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от истца (заявителя): представитель ФИО2 по доверенности от 09.01.2023
от ответчика (должника): представитель ФИО3 по доверенности от 28.11.2023
от 3-го лица - общество с ограниченной ответственностью "ЦемЦентр "Обводный": представитель ФИО4 по доверенности от 25.09.2023
от 3-го лица - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области: представитель ФИО5 по доверенности от 15.05.2023
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29538/2023) Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2023 по делу № А56-54115/2022 (судья Целищева Н.Е.), принятое по иску
Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга
к акционерному обществу «Северо-Западный промышленный железнодорожный транспорт»
3-е лицо: 1) Общество с ограниченной ответственностью «ЦемЦентр «Обводный»;
2) Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области
о взыскании неосновательного обогащения
установил:
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее – Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу «Северо-Западный промышленный железнодорожный транспорт» (далее – Общество) о взыскании 16 389 194,97 руб. неосновательного обогащения за период с 23.04.2019 по 18.03.2021, 1 779 194,03 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных по состоянию на 24.01.2022, а начиная с 25.01.2022 процентов, начисленных по день фактического исполнения обязательства
Определением от 20.09.2022 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Цемцентр «Обводный».
Определением от 04.04.2023 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (далее – Управление).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2023 по делу № А56-54115/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просил вышеуказанное решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Комитет ссылался на то, что судом первой инстанции был сделан необоснованный вывод о принадлежности спорного участка к федеральной собственности.
В настоящее судебное заседание явились представители всех участников процесса, ответчиком и третьим лицом в материалы дела направлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором они возражают против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости Общество в период с 23.04.2019 по 18.03.2021 являлось собственником сооружения – железнодорожного подъездного пути № 18 (железнодорожный путь необщего пользования) протяженностью 201 м с кадастровым номером 78:32:0008004:5182, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 134 – 136 – 138.
Объект расположен на земельном участке № 114 площадью 7211 кв.м с кадастровым номером 78:32:0008004:5177, по адресу: Санкт-Петербург, наб. Обводного канала.
Комитет в претензии от 24.01.2022 № 05-15-1825/22-0-0, ссылаясь на то, что Общество использовало участок в период с 23.04.2019 (даты государственной регистрации права собственности) по 18.03.2021 (дату государственной регистрации прекращения права собственности) без правоустанавливающих документов, потребовал перечислить плату за фактическое пользование участком, рассчитанную в соответствии с методикой определения арендной платы за земельные участки, находящейся в государственной собственности Санкт-Петербурга, утвержденную Законом Санкт-Петербурга от 05.12.2007 № 608-119 «О Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга» и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.11.2009 № 1379 «О Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга».
В связи с неисполнением требований претензии, Комитет обратился с настоящим иском в арбитражный суд о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Судом первой инстанции был установлены следующие обстоятельства.
Общество учреждено в результате приватизации путем преобразования в акционерное общество Северо-Западного государственного предприятия промышленного железнодорожного транспорта (далее - СЗГП «Промжелдортранс») на основании приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество) от 20.05.2005 № 157 «О приватизации государственных унитарных предприятий, включенный в прогнозный план (программу) приватизации Федерального имущества на 2005 год», распоряжений Территориального управления Росимущества в городе Санкт-Петербурге от 29.12.2009 № 347-р «Об условиях приватизации имущества Северо-Западного государственного предприятия промышленного железнодорожного транспорта» и от 05.07.2010 № 510-р «О внесении изменений в распоряжение № 347-р».
Пунктом 2 Распоряжения Росимущества от 05.07.2010 № 510-р утвержден состав подлежащего приватизации имущества Северо-Западного государственного предприятия промышленного железнодорожного транспорта согласно приложению № 1 (Передаточный акт от 06.07.2010).
В пункте 1.4.33 Передаточного акта указан железнодорожный подъездной путь №18, год постройки – 1945, расположенный по адресу: <...> д. 134-136-138.
Как следует из Передаточного акта от 06.07.2010, указанное имущество вошло в состав имущества СЗГП «Промжелдортранс», подлежащего приватизации.
23.04.2019 за Обществом зарегистрировано право собственности на спорное сооружение (запись о регистрации права 78:32:0008004:5182-78/030/2019-1 от 23.04.2019); в графе «документы - основания возникновения права» указано на передаточный акт от 06.07.2010.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение не подлежит отмене ввиду следующего.
Порядок приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта установлен Федеральным законом от 27.02.2003 N 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Закон № 29-ФЗ).
В силу части 2 статьи 3 Закона № 29-ФЗ в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта. В процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, которое по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, не вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, могут создаваться иные открытые акционерные общества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте.
Согласно материалам дела, в пункте 1.4.33 Передаточного акта указан железнодорожный подъездной путь №18, год постройки – 1945, расположенный по адресу: <...> д. 134-136-138, то есть указанное имущество вошло в состав имущества СЗГП «Промжелдортранс», подлежащего приватизации.
Поскольку имущество передано в оплату уставного капитала Общества в процессе приватизации и изъятия его у ранее существовавшего СЗГП «Промжелдортранс», к отношениям сторон применяются нормы Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и Федерального закона от 25.08.1995 № 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте", Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее – Закон № 17-ФЗ).
В силу статьи 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (ч. 1). Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с этим Кодексом и федеральными законами (ч. 2).
В соответствии со статьей 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу части 4 статьи 87 ЗК РФ земли транспорта являются федеральной собственностью.
В силу прямого указания статьи 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным этим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки, в том числе для размещения железнодорожных путей (ч. 2).
Статьей 4 Закона № 153-ФЗ, пунктом 4 раздела 4 приложения № 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее – Постановление № 3020-1) установлено, что все имущество предприятий железнодорожного транспорта отнесено к исключительной федеральной форме собственности.
Согласно статье 5 Закона № 153-ФЗ землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.
Аналогичные положения предусмотрены статьей 2 Закона № 17-ФЗ, в силу которой землями железнодорожного транспорта являются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах, и эти земли являются федеральной собственностью.
В силу части 1 статьи 209 Гражданского Кодекса РФ право извлечения (получения) дохода от пользования имуществом принадлежит собственнику такового имущества.
В силу прямого указания части 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Таким образом, с учетом принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, установленного пунктом 5 статьи 1 Земельного Кодекса РФ, земельный участок с кадастровым номером 78:32:0008004:5177, как земельный участок под объектом недвижимого имущества, также является федеральной собственностью.
Право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок зарегистрировано установленным законом порядком (запись о регистрации права 78:32:0008004:5177-78/011/2023-1 от 12.09.2023), никем не оспорено.
В свою очередь, согласно Положению о Комитете, утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 №98 «О Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Санкт-Петербурга», к полномочиям Комитета среди прочих относится распоряжение государственным имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с действующим законодательством.
Статьей 71 Устава Санкт-Петербурга, принятого Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 14 января 1998 года, к государственному имуществу Санкт-Петербурга относится имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в федеральном законодательстве, а также имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга, государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга, работников государственных унитарных предприятий и государственных учреждений Санкт-Петербурга в соответствии с законами Санкт-Петербурга.
Комитет не обладает правом на извлечение дохода от использования земельных участков федеральной собственности.
Доказательства передачи земельного участка с кадастровым номером 78:32:0008004:5177 в спорный период времени в распоряжение Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга истцом, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального Кодекса, в материалы арбитражного дела не представлено не представлено.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции был сделан верный вывод о том, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания апелляционной жалобы обоснованной и ее удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2023 по делу № А56-54115/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.В. Балакир
Судьи
Н.С. Полубехина
В.Б. Слобожанина