ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-56003/2021 от 12.01.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

17 января 2022 года

Дело №А56-56003/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Поповой Н.М.,

судей Жуковой Т.В., Смирновой Я.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Крючковой И.В.,

при участии:

от истца: ФИО1 (доверенность от 16.08.2021),

от ответчика: ФИО2 (доверенность от 20.10.2021),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37395/2021) товарищества собственников жилья "Кристалл" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2021 по делу № А56-56003/2021, принятое

по иску государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" к товариществу собственников жилья "Кристалл"

об обязании, взыскании

установил:

Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к товариществу собственников жилья "Кристалл" (далее - Товарищество) об обязании в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу предоставить истцу одновременно на бумажном и на электронном носителе, следующие сведения по многоквартирным домам, расположенным по адресам: <...>; г. Санкт-Петербург, ул. Учительская, д. 3, корп. 2:

1.1. фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо;

1.2. адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354;

1.3. реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при наличии).

а также о взыскании с ответчика неустойки в размере 1 000 руб. за каждый день неисполнения решения суда до момента исполнения ответчиком решения суда в полном объеме.

Решением от 16.09.2021 исковые требования удовлетворены, неустойка снижена до 500 руб.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, просит решение отменить. В обоснование жалобы ответчик ссылается на следующие обстоятельства. Суд не учел, что ответчик предоставил истцу следующую информацию – фамилию, имя, отчество (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) юридического лица, адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354. Судом нарушены нормы процессуального права, суд неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания. Документы, удостоверяющие личность, контактные телефоны, адреса электронной почты у ответчика отсутствуют. Их получение возможно только от официальных операторов, обрабатывающих соответствующие персональные данные.

От истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, в котором он просит в ее удовлетворении отказать.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Обращаясь с исковым заявлением в суд, истец указал, что в зоне теплоснабжения Предприятия расположены многоквартирные дома (далее - МКД) по адресу: <...> и д. 3, корп. 2, находящиеся в управлении Товарищества.

Статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены случаи, при которых коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенным договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (далее - прямой договор).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации общим собранием собственников помещений МКД принято решение о переходе на прямые договоры с Предприятием.

Таким образом, МКД находятся на прямых договорах с каждым собственником и пользователем жилых помещений в МКД.

Условия прямого договора предусмотрены пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).

Частью 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность организации, осуществляющей управление МКД, предоставлять ресурсоснабжающей организации сведения, предусмотренные Правилами N 354.

Полагая, что основанием получения оператором персональных данных от лица, не являющегося субъектом персональных данных, является наличие прямого договора между истцом и собственником/пользователем/нанимателем жилого помещения в МКД, истец обратился в суд с настоящим иском.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, отмене решения суда первой инстанции.

В целях защиты прав потребителей постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).

В соответствии с подпунктами "а", "г" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, а в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.

При заключении договора управления многоквартирным домом управляющая организация получает от физических лиц их персональные данные - фамилию, имя, отчество, адрес, данные о площади помещения, находящегося в собственности у лица. Поскольку на управляющую организацию возложены функции по приему первичных документов для регистрационного учета, ведению и хранению регистрационных документов, она также получает сведения о составе семьи, проживающей в помещении, паспортные данные.

Пунктом 6 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях.

В соответствии с частью 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана предоставлять РСО информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в МКД, в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В целях реализации указанного правового механизма Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897 пункт 6 Правил N 354 дополнен, в том числе абзацами седьмым, восьмым, девятым, восемнадцатым, согласно которым управляющая организация предоставляет РСО, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в МКД, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, включающие в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в МКД, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в МКД является юридическое лицо; адреса жилых помещений в МКД, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами.

По смыслу пункта 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающего, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, а также приказа Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр, которым утверждена форма платежного документа, организация и осуществление расчетов за коммунальные услуги предполагает наличие у исполнителя, в том числе, информации о: фамилии, имени, отчестве плательщика (собственника, нанимателя), адресе и площади помещения, количестве проживающих в помещении человек, объемах оказанных коммунальных услуг.

Жилищным законодательством установлен комплекс организационных и правовых средств, обеспечивающих управляющей организации возможность получения от собственника (нанимателя) необходимой информации, к числу которых относятся, в том числе: правила заключения договора о предоставлении коммунальных услуг (подпункты "в", "г" пункт 19 Правил N 354), предполагающие предоставление информации о количестве проживающих в жилом помещении граждан; обязанность потребителя по информированию исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета (подпункт "з" пункта 34 Правил N 354); возможность подачи собственником или постоянно проживающим потребителем заявления о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями (пункт 57 (1) Правил N 354); право исполнителя на установление количества граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составление акта об установлении количества таких граждан (подпункт е(1) пункта 32, пункт 56 (1) Правил N 354).

В соответствии с частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана вести реестр собственников помещений в МКД, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве собственности на общее имущества собственников помещений в МКД.

Материалами дела подтверждается, истец располагает следующими сведениями: фамилия, имя, отчество (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) юридического лица, адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354.

Кроме того, истец запросил у ответчика сведения только в апреле 2021г., то есть по истечении значительного времени с начала произведения начислений, следовательно, у истца имелись все сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги. Истец не обосновал, что отсутствие у него истребуемой от ответчика информации в порядке части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимой для начисления платы за коммунальные услуги, при том, что услуги по прямым договорам оказываются и соответствующие начисления уже производятся собственникам с 01.11.2020. Таким образом, истец, обращаясь в суд с рассматриваемым требованием, не доказал нарушение его прав на проведение начислений.

Истцом также не учтено, что пунктом 6 статьи 23 Федерального закона от 8 июня 2020 года N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" Федеральный закон от 1 апреля 2020 года N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" дополнен, в частности, статьей 20.2, согласно которой действие пункта 3 части второй статьи 124 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в части положений об обязательности предоставления (указания) одного из идентификаторов гражданина-должника (страхового номера индивидуального лицевого счета, идентификационного номера налогоплательщика, серии и номера документа, удостоверяющего личность, основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя, серии и номера водительского удостоверения, серии и номера свидетельства о регистрации транспортного средства) в отношении исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа, подаваемых, в частности, ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг (энергоресурсов) гражданам, приостановлено до 1 января 2022 года.

В силу статьи 20.2 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" действие пункта 3 части второй статьи 124, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приостановлено до 1 июля 2022 года.

По смыслу законодательного регулирования, объем полномочий ресурсоснабжающей организации по получению от управляющей компании, предусмотренных частью 11 статьи 161 ЖК РФ и пунктом 6 Правил N 354 ограничен ее функциями как исполнителя коммунальных услуг и не может быть обусловлен иными целями, в частности, необходимостью максимальной идентификации потребителя в случае судебного взыскания задолженности. По смыслу указанных норм ресурсоснабжающей организации предоставляются сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в МКД. Из материалов дела следует, что указанная информация у истца имеется, поскольку начисления собственникам производятся, сведения о показаниях приборов учета истцом не запрашиваются.

При этом ресурсоснабжающая организация имеет те же правовые и организационно-управленческие полномочия по сбору персонифицированных сведений, что и управляющая организация, ввиду чего при равенстве возможностей получения истребуемой информации возложение такой обязанности исключительно на ответчика недопустимо.

В связи с изложенным решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2021 подлежит отмене, исковое заявлению – оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2021 по делу № А56-56003/2021 отменить.

В иске отказать.

Взыскать с государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" в пользу товарищества собственников жилья "Кристалл" 3000 руб. расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.М. Попова

Судьи

Т.В. Жукова

Я.Г. Смирнова