ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
09 марта 2022 года
Дело №А56-56158/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лебедева Г.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: Бобу Е.И. по доверенности от 20.12.2021
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 13АП-41388/2021) Администрации МО "Выборгский район" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.10.2021 по делу № А56-56158/2021, принятое
по заявлению ООО "Линк Девелопмент"
к Администрации МО "Выборгский район"
об оспаривании решения
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" (ОГРН: <***>, адрес: 197101, Санкт-Петербург, ул. Б.Монетная, д. 25, лит. А, пом. 1Н, ком. 15; далее - ООО "Линк Девелопмент", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (ОГРН: <***>, адрес: 188800, <...>; далее - Администрация МО "Выборгский район", Администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения об отказе в размещении объекта, выраженного в письме исх. № А-2181 от 19.03.2021, об обязании в срок не более чем десять дней со дня вступления в силу решения суда, принять решение о размещении объекта антенно-мачтового сооружения связи на земельном участке в кадастровом кадастре 47:01:0107007, расположенном по адресу г. Выборг, согласно заявлению ООО «Линк Девелопмент» от 21.05.2019 № 481.
Решением от 26.10.2021 суд первой инстанции признал незаконным решение Администрации МО «Выборгский район» об отказе в размещении объекта, выраженное в письме исх. № А-2181 от 19.03.2021; обязал Администрацию МО «Выборгский район» в срок не более чем десять дней со дня вступления в силу решения суда, принять решение о размещении объекта антенно-мачтового сооружения связи на земельном участке в кадастровом кадастре 47:01:0107007, расположенном по адресу г. Выборг, согласно заявлению ООО «Линк Девелопмент» № 481 от 21.05.2019; взыскал с Администрации МО «Выборгский район» в пользу ООО «Линк Девелопмент» 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Администрация, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направила, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, ООО «Линк Девелопмент» (заявитель) обратилось в Администрацию МО «Выборгского района» с заявлением исх. №481 от 21.05.2019 о размещении объекта антенно-мачтового сооружения связи на находящихся на территории муниципального образования «Выборгский муниципальный район» Ленинградской области землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Администрация в течение длительного срока не приняла и не направила в адрес заявителя ни решение о размещении объекта, ни решение об отказе о размещении объекта. В связи с чем, Общество обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации МО «Выборгский район».
Решением от 23.11.2019 по делу № А56-83135/2019 арбитражный суд признал незаконным бездействие Администрации и обязал Администрацию рассмотреть заявление Общества от 21.05.2019 №481 и принять решение по заявлению в установленном законом порядке.
Администрация в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству рассмотрела заявление Общества от 21.05.2019 № 481 и приняла решение об отказе в размещении объекта антенно-мачтового сооружения связи на земельном участке в кадастровом квартале 47:01:0107007, расположенном по адресу: г. Выборг (исх. № А-2181 от 19.03.2021).
Основанием для отказа, по мнению Администрации, является пп. "ж" пункта 2.9 Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся на территории муниципальных образований Выборгского района Ленинградской области, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Выборгского района Ленинградской области, утвержденное Постановлением Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от 06.11.2019 N 4308, а именно, то обстоятельство, что испрашиваемый под размещение земельный участок, в соответствии с Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки г. Выборга, располагается в территориальной зоне ТР-2 - зоне скверов, парков, городских садов, а для данной территориальной зоны градостроительным регламентом не предусмотрено размещение объектов связи.
Ссылаясь на незаконность принятого Администрацией решения, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил в полном объеме.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пункт 3 части 1 статьи 199 и часть 5 статьи 200 АПК РФ предусматривают распределение бремени доказывания по заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, а именно: заявитель должен доказать нарушение его прав и законных интересов оспариваемым актом, а орган, принявший этот акт, должен доказать его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в случаях: проведения инженерных изысканий; строительства временных или вспомогательных сооружений; размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа. В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка (часть 2 статьи 39.33 ЗК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Пунктом 2 Порядка установлено, что объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Ленинградской области на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, о размещении объекта.
Согласно пункту 11 данного Постановления к таким объектам относятся линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" предоставление земельных участков, порядок (режим) пользования ими, в том числе установления охранных зон сетей связи и сооружений связи и создания просек для размещения сетей связи, основания, условия и порядок изъятия этих земельных участков устанавливаются земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 9, 10 Постановления Правительства РФ от 27.11.2014 N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности" решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если: а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 настоящих Правил; б) в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи З9.34 Земельного кодекса Российской Федерации; в) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу. В решении об отказе в выдаче разрешения должно быть указано основание отказа, предусмотренное п. 9 настоящих Правил.
В случае если заявление подано с нарушением требований, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящих Правил, в решении об отказе в выдаче разрешения должно быть указано, в чем состоит такое нарушение.
Как следует из материалов дела, заявлением от 21.05.2019 № 481 Общество просило разрешить размещение объекта антенно-мачтового сооружения связи. Испрашиваемый Обществом к размещению объект входит в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Администрация приняла решение об отказе в размещении объекта антенно-мачтового сооружения связи на земельном участке в кадастровом квартале 47:01:0107007, расположенном по адресу: г. Выборг (исх. № А-2181 от 19.03.2021).
При этом основанием для отказа, по мнению Администрации, является пп. "ж" пункта 2.9 Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся на территории муниципальных образований Выборгского района Ленинградской области, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Выборгского района Ленинградской области, утвержденное Постановлением Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от 06.11.2019 N 4308.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 N 301 утвержден Порядок.
Согласно пункту 2 Порядка объекты размещаются на землях или земельных участках на основании решения органа, уполномоченного на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, о размещении объекта. Решение принимается на основании заявления о размещении объекта, подаваемого физическим, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 Порядка).
В пункте 9 Порядка определен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в размещении объекта, в частности, если размещение объекта не соответствует утвержденным документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, документации по планировке территории или землеустроительной документации (подпункт "ж"); планируемое размещение объекта не соответствует требованиям технических регламентов, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим, экологическим и (или) иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации правилам, нормативам (подпункт "з").
Согласно пункту 10 Порядка в решении об отказе в размещении объекта должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 9 Порядка.
В данном случае в оспариваемом решении Администрации было указано основание для отказа в размещении объекта, предусмотренное подпунктом "ж" пункта 9 Порядка.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, основания, установленные пунктом 9 Порядка, для принятия решения об отказе в размещении объекта согласно заявлению Общества №481 от 21.05.2019 отсутствовали.
В апелляционной жалобе Администрация указывает на то, что размещение спорного объекта не соответствует утвержденным документам территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории или землеустроительной документации.
При этом уполномоченный орган при вынесении решения об отказе в размещении объекта руководствовался «Положением о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся на территории муниципальных образований Выборгского района Ленинградской области, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Выборгского района Ленинградской области», утвержденным Постановлением администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области от 06.11.2019 №4308 (далее – Положение).
Вместе с тем, пункт 3 статьи 39.36 ЗК РФ не наделяет органы местного самоуправления правомочиями принимать нормативные правовые акты о порядке и условиях размещения указанных объектов.
Кроме того, пунктом статьей 19 Устава Муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области установлены полномочия Совета депутатов. В соответствии с пунктом 5 статьи 19 в исключительном ведении Совета депутатов находятся полномочия по определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности в соответствии с действующим законодательством. В то время как Администрация от имени и в интересах МО «Город Выборг» осуществляет действия по владению, пользованию, распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной и иной переданной в управление МО «Город Выборг» собственностью (пп. 4 пункт 3 ст. 31 Устава).
Таким образом, уполномоченный орган при рассмотрении заявления Общества о размещении объекта без предоставления земельных участков и установления сервитута и принятии решения на размещение объекта, либо решения об отказе в размещении объекта обязан руководствоваться статьями 39.33-39.36 Земельного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1300, Постановлением Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 № 301. Постановление администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области применяться не должно.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 октября 2021 года по делу № А56-56158/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Б. Семенова
Судьи
Г.В. Лебедев
О.В. Фуркало