ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
16 марта 2021 года | Дело № А56-56347/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме марта 2021 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Трощенко Е.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 10.09.2020
от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 23.12.2020
от 3-го лица: ФИО4 по доверенности от 28.01.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании № А56-56347/2020 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции
по заявлению ООО "Альфа-М"
к Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации муниципального образования "Выборгский район"
3-е лицо: Комитет по культуре Ленинградской области (правопреемник – Комитет по сохранению культурного наследия Ленинградской области)
об оспаривании отказа в согласовании вывески
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Альфа-М" (ОГРН: <***>, адрес: 125475, Москва, ул. Клинская, д. 12, пом. II (ком. 9-13); далее – ООО "Альфа-М", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (адрес: 188800, <...>; далее – КУМИГ, заинтересованное лицо) об оспаривании отказа в согласовании настенной и консольной вывески.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой привлечен Комитет по культуре Ленинградской области (ОГРН: <***>, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, лит. А; далее – Комитет по культуре, третье лицо, ).
Решением от 23.10.2020 суд первой инстанции признал недействительным отказ КУМИГ, выраженный в письме №А-6372 от 04.08.2020, и обязал КУМИГ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Альфа-М»; взыскал с КУМИГ в пользу ООО «Альфа-М» 3000 руб. расходов по уплате госпошлины.
Не согласившись с решением суда, КУМИГ и Комитет по культуре обратились в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих позиций по делу податели апелляционных жалоб ссылаются на то, что согласование проекта и размещение спорной вывески на фасаде здания, расположенного по адресу: <...>, приведет к нарушению требований Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", поскольку указанное здание является выявленным объектом культурного наследия «Здание б. полицейского управления».
Кроме того третье лицо сослалось на то, что не было надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции.
Определением от 02.02.2021 апелляционный суд, усмотрев безусловные основания для отмены решения суда, перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Комитет по культуре Ленинградской области заявил о правопреемстве Комитета на основании Постановления Правительства Ленинградской области от 21.12.2020 №839 «Об органах исполнительной власти Ленинградской области в сфере культуры и туризма». В порядке статьи 49 АПК РФ указанный Комитет заменен апелляционным судом на Комитет по сохранению культурного наследия Ленинградской области.
В судебном заседании 09.03.2021 представитель ООО «Альфа-М» поддержал заявленные требования, представители Комитетов возражал против удовлетворения заявления Общества.
Как установлено материалами дела, ООО «Альфа-М» является правообладателем товарного знака «Красное&Белое». Общество обратилось в КУМИГ с заявлением о согласовании размещения консольной и настенной вывесок для магазина, расположенного по адресу: <...> (далее – Объект).
КУМИГ письмом от 04.08.2020 №А-6372 отказал Обществу в согласовании вышеуказанных вывесок.
Не согласившись с отказом в согласовании вывесок, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, доводы сторон и третьего лица, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований ввиду следующего.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Администрации муниципального образования № 797 от 22.03.2019 утверждены «Правила размещения информационных конструкций на территории МО «Город Выборг» (далее - Правила).
Согласно пункту 1.5 Правил, вывески - информационные конструкции, размещаемые на фасадах или иных внешних поверхностях (внешних ограждающих конструкциях) зданий, строений, сооружений, включая витрины и окна, внешних поверхностях нестационарных торговых объектов в месте фактического нахождения или осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, содержащие сведения о профиле деятельности организации, индивидуального предпринимателя и (или) виде реализуемых ими товаров, оказываемых услуг и (или) их наименование (фирменное наименование, коммерческое обозначение, изображение товарного знака, знака обслуживания) в целях извещения неопределенного круга лиц о фактическом местоположении (месте осуществления деятельности) данной организации, индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 1.6 Правил, на территории города Выборга осуществляется размещение информационных конструкций, в том числе, следующих видов:
- информационные конструкции специального назначения, размещаемые в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» - (далее конструкции специального назначения);
- настенные конструкции (плоские вывески, световые короба);
- консольные конструкции (общие указатели).
Согласно пункту 1.7. Правил, установка информационных конструкций (вывесок) на территории города Выборга осуществляется после согласования проекта размещения вывесок (дизайн-проекта) с Отделом по архитектуре и градостроительству комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО «Выборгский район» (далее – ОАиГ КУМИГ) в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 2.1. Правил, для размещения информационных конструкций производится разделение территории МО «Город Выборг» на 2 зоны:
1-я зона представляет собой территорию: - исторического поселения, границы которого определены в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 20 января 2015 года №119 «Об утверждении границ территории и предмета охраны исторического поселения федерального значения город Выборг Ленинградской области» - объекта культурного наследия, вне границы исторического поселения.
Ко 2-й зоне относятся все улицы, которые не входят в 1-ю зону.
1-я зона:
- допускается размещение настенных конструкций без подложки, консольных конструкций, информационных конструкций специального назначения всех видов, витринных конструкции; настенных конструкций и панелей на опоре для подвальных помещений;
- запрещается размещение баннеров, крышных конструкций, информационных флагов, штендеров (за исключением меню предприятий общественного питания), конструкций на ограждениях (за исключением социальной информации на время проведения торжеств) крупногабаритных панель-кронштейнов, световых коробов.
Размещение информационных конструкций на объектах культурного наследия осуществляется с соблюдений требований Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» по согласованию с Комитетом по культуре Ленинградской области.
2-я зона:
- допускается размещение настенных конструкций, консольных конструкций, информационных конструкций специального назначения всех видов, витринных конструкции; настенных конструкций и панелей на опоре для подвальных помещений, крышные конструкции;
- запрещается размещение баннеров, штендеров (за исключением меню предприятий общественного питания), конструкций на ограждениях, информационных флагов (за исключением социальной информации на время проведения торжеств), крупногабаритных панель-кронштейнов.
Согласно преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ), объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно статье 1 Закона № 73-ФЗ предметом регулирования являются: 1) отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; 2) особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества.
Из материалов дела следует, что приказом Комитета по культуре Ленинградской области от 01.12.2015 №01-03/15-63 «Об утверждении Перечня выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинградской области» утвержден Перечень выявленных объектов культурного наследия согласно приложению к настоящему приказу (приложение №6).
Под порядковым номером 1006 в приложении к приказу значится запись - Здание б. Полицейского управления, <...>, акт постановки на учет №5-5 от 14.03.1989.
При этом, отсутствие объекта в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не указывает на то обстоятельство, что объект не находится под государственной охраной.
Как установлено пунктом 5 статьи 16.1 Закона № 73-ФЗ, выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации либо об отказе во включении его в реестр.
Согласно статье 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Требованиями к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, установленными пунктом 1 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ предусмотрена обязанность собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта, а именно:
- не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
- не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.
Статьями 33, 41-44, 47.3 Закона № 73-ФЗ закреплены принципы неизменности облика объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия.
Размещение на объектах культурного наследия, включенных в реестр (предмет охраны которых включает один или несколько фасадов либо предмет охраны которых не определен), выявленных объектах культурного наследия кондиционеров, технических (инженерных) средств, навесных конструкций различного вида и характера, является нарушением законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия, приводит к искажению облика объекта культурного наследия, негативно влияет на отделочные материалы объекта культурного наследия, ухудшает условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия.
Как установлено статьей 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1), изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Вместе с этим, закон не обязывает размещать вывеску путем настенной информационной конструкции, т.е. информация, размещенная в границах окон помещения в котором осуществляется деятельность, соответствует положениям Закона N 2300-1 и не нарушает положения Закона № 73-ФЗ.
Статьей 16.1 Закона № 73-ФЗ установлен порядок выявления объектов культурного наследия.
Как установлено пунктом 1 статьи 16.1. Закона № 73-ФЗ, региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона (далее - объект, обладающий признаками объекта культурного наследия).
Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, устанавливается федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Порядок включения объектов культурного наследия в реестр установлен статьей 18 Закона № 73-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона № 73-ФЗ, после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы.
Как установлено пунктами 3, 4 статьи 18 Федерального закона № 73-ФЗ, региональный орган охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня получения указанного заключения принимает решение о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального или по согласованию с органами местного самоуправления - местного (муниципального) значения либо об отказе во включении объекта в реестр.
В случае поступления в региональный орган охраны объектов культурного наследия заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия федерального значения, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня получения такого заключения указанный орган охраны объектов культурного наследия направляет заявление о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения, заключение государственной историко-культурной экспертизы, содержащее сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи ст. 18 Закона № 73-ФЗ, в федеральный орган охраны объектов культурного наследия для рассмотрения им вопроса о принятии решения о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения либо об отказе во включении указанного объекта в реестр.
Таким образом, решение о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр либо решение об отказе во включении выявленного объекта культурного наследия в реестр принимается на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы.
Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569, установлен Порядок проведения государственной историко- культурной экспертизы.
Как подтверждено материалами дела, торговый объект Общества, расположенный по адресу: <...> – является выявленным объектом культурного наследия, расположенным на территории Ленинградской области.
Таким образом, во исполнение требований, установленных пунктом 1 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ, для обеспечения сохранности объекта культурного наследия предусматривается ограничение хозяйственной деятельности, в том числе в виде запрета или ограничения на размещение рекламы, вывесок, временных построек.
Как следует из материалов дела, письмом от 30.04.2020 №01-09-3106/2020-0-1 Комитетом по культуре отказано в согласовании размещения испрашиваемой Обществом консольной вывески в виде двустороннего светового короба.
Учитывая изложенное обстоятельство, отсутствие согласование спорной вывески Комитетом по культуре, является правовым основанием для отказа КУМИГ в выдаче разрешение на размещение информационной конструкции Общества.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Руководствуясь частью 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 октября 2020 года по делу № А56-56347/2020 отменить.
В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью «Альфа-М» отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | А.Б. Семенова | |
Судьи | Е.И. Трощенко О.В. Фуркало |