ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
25 января 2024 года
Дело №А56-56554/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2024 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Мильгевской Н.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Фолленвейдером Р.А.,
при участии:
от заявителя: Окрибелашвили В.А., по доверенности от 21.03.2022; Бердашков А.В., по доверенности от 01.09.2023;
от заинтересованных лиц: Маслова С.В., по доверенности от 16.01.2024; Оздоев Т.А., по доверенности от 27.12.2023; Мартишин И.С., по доверенности от 28.12.2023; Ковалева Е.А., по доверенности от 19.10.2023;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-39424/2023, 13АП-41458/2023) Балтийской таможни; Кингисеппской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2023 по делу № А56-56554/2023, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уни-Блок"
к Балтийской таможне
Кингисеппской таможне
об оспаривании решений,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Уни-Блок» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Балтийской таможне, Кингисеппской таможне о признании незаконными и отмене:
- решений Балтийской таможни по результатам таможенного контроля № 10216000-210-050623-Т001993-00001 от 05.06.2023 года, № 10216000-210-050623-Т001993-00002 от 05.06.2023 года, № 10216000-210-050623-Т001993-00003 от 05.06.2023 года, № 10216000-210-050623-Т001993-00004 от 05.06.2023 года, № 10216000-210-050623-Т001993-00005 от 05.06.2023 года, № 1021000-210-050623-Т001993-00006 от 05.06.2023 года;
- решений Балтийской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 05.06.2023 года по ДТ №№ 10216170/181220/0334813, 10216170/241220/0341604, 10216170/130121/0006397, 10216170/190121/0010828, 10216170/180621/0179242, 10216170/170721/0212950;
- уведомлений Кингисеппской таможни о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей от 05.06.2023 года № 10218000/У2023/0002444, от 14.06.2023 года № 10218000/У2023/0002462, от 14.06.2023 года № 10218000/У2023/0002461, от 14.06.2023 года № 10218000/У2023/0002458, от 14.06.2023 года № 10218000/У2023/0002459, от 14.06.2023 года 310218000/У2023/0002460.
Решением суда первой инстанции от 09.10.2023 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением Балтийская таможня и Кингисеппская таможня подали апелляционные жалобы.
В обоснование жалобы Балтийская таможня ссылается на то, что товары по проверяемым ДТ не отгружались одновременно, поскольку вывоз товара осуществлен в разный период времени, на различных ТСМП, различными перевозчиками с оформлением 2-ух (двух) коносаментов, в связи с чем, не могут быть рассмотрены в качестве партии товара, заявленной в каждой конкретной ДТ, поэтому в отношении указанных товаров подлежат уплате суммы таможенных пошлин, действовавшие на момент фактического вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС. Указывает, что представленные акты о приеме-передаче груза к перевозке не подписаны ООО «Уни-Блок», в связи с чем оформление таких актов в рассматриваемом случае не имеет правового значения, учитывая согласованные сторонами внешнеторгового контракта условия поставки FOB «Морской Порт «Санкт-Петербург», и, как следствие, обязанность продавца погрузить товар на номинированное покупателем судно в согласованную дату.
В обоснование жалобы Кингисеппская таможня ссылается на то, что оспариваемые уведомления соответствуют требованиям действующего законодательства РФ по форме, структуре и содержанию, направлены в установленный срок, что свидетельствует об отсутствии в действиях Кингисеппской таможни нарушения прав и законных интересов Общества.
Дополнительно Кингисеппской таможней предоставлены письменные пояснения, в которых таможенный орган указывает, что пени в оспариваемых уведомлениях исчислены верно, обоснованно, наличие уплаченной и впоследствии возвращённой Обществу вывозной таможенной пошлины не свидетельствует об отсутствии потерь бюджета, требующих компенсации посредством взимания пеней.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу Балтийской таможни, в котором указывает, что по каждой спорной таможенной декларации товары сдавались перевозчику OMNI Corporation AG единовременно, едиными партиями, в соответствии с объемом груза, указанным в спецификации, поручении на погрузку и декларации на товары, что подтверждается актами сдачи-приемки груза к перевозке. Указывает, что перевозчик OMNI Corporation AG направлял, подписанные со своей стороны акты ООО «Уни-Блок», а ООО «Уни-Блок» направляло акты, подписанные со своей стороны, компании OMNI Corporation AG. Подписанные со стороны перевозчика, OMNI Corporation AG, акты о приеме-передаче груза к перевозке однозначно подтверждают прием партии товара перевозчиком. Кроме того, Общество отмечает, что понятия перевозчика и транспортного средства морской перевозки не являются идентичными, для целей декларирования имеет значение факт единовременной передачи товара перевозчику. Полагает, что поскольку в одной ДТ декларируются сведения о товарах, содержащихся в одной партии, то есть, товары, одновременно переданные перевозчику в адрес одного и того же получателя, отнесение товаров к одной партии по каждой спорной ДТ правомерно.
Обществом представлен также отзыв на апелляционную жалобу Кингисеппской таможни, из которого следует, что поскольку суд первой инстанции признал незаконными решения Балтийской таможни, на основании которых вынесены оспариваемые уведомления Кингисеппской таможни, данные уведомления, в свою очередь, правомерно так же признаны судом незаконными. Общество считает, что в силу нахождения в казне излишне уплаченных таможенных платежей и их использования при кассовом исполнении федерального бюджета факт причинения Обществом потерь бюджету отсутствует.
В судебном заседании представители Балтийской таможни поддержали доводы апелляционных жалоб Балтийском таможни и Кингисеппской таможни, просили решение суда первой инстанции отменить, и вынести по делу новый судебный акт, которым отказать Обществу в заявленных им требованиях.
Представитель Кингисеппской таможни поддержала доводы апелляционных жалоб Балтийском таможни и Кингисеппской таможни, просила решение суда первой инстанции отменить, и вынести по делу новый судебный акт, которым отказать Обществу в заявленных им требованиях.
Представители Общества просили в удовлетворении апелляционных жалоб Таможни отказать, оставить решение суда первой инстанции без изменений.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Обществом в рамках контракта от 02.10.2019 года №Т1-2019/РО был продан иностранной компании Taneda Trade AG (Швейцария) стальной лом, а именно:
- по спецификации #15-Т1 от 01.12.2020 года – лом и отходы черных металлов нелегированной стали (несортированные для переплавки); 3А-5А, ГОСТ 2787-75, вес партии 41 000 т, место назначения – Дилискелеси, Турция;
Поручение № 843/31-12/20 на отгрузку в отношении указанного товара выдано 16.12.2020 года.
Данный товар был помещен Обществом в соответствии с ДТ №10216170/181220/0334813 под таможенную процедуру экспорта, выпуск партии товара разрешен таможенным органом 18.12.2020 года в заявленном количестве.
Согласно акту о приеме-передаче груза к перевозке №01-ST/2019/РО1, товар в соответствии с декларацией №10216170/181220/0334813: нелегированные лом и отходы черных металлов, несортированные ГОСТ 2787-15, гр.3А-5А в количестве 41 000 000 кг. без упаковки, порт выгрузки: Дилискелеси, Турция, грузополучатель: Танеда Трейд АГ, передан отправителем, ООО «Уни-Блок», перевозчику, OMNI CORPORATION AG, 21.12.2020 года.
Часть товара в размере 32 409 461 кг. размещена на судне Taurus Confidence, о чем выдан соответствующий коносамент от 10.05.2021 года.
27.05.2021 выдано поручение №843/31-12/20-2 на отгрузку в отношении части товара в размере 8 590 539 кг., которая размещена на судне Bulk Friendship, о чем выдан соответствующий коносамент от 09.06.2021 года.
- по спецификации #16-Т1 от 11.01.2021 года - лом и отходы черных металлов нелегированной стали (несортированные для переплавки); 3А-5А, ГОСТ 2787-75, вес партии 41 000 т., место назначения – Дилискелеси, Турция;
Поручение № 843/03-1/21 на отгрузку в отношении указанного товара выдано 15.01.2021.
Данный товар был помещен Обществом в соответствии с ДТ №10216170/190121/0010828 под таможенную процедуру экспорта, выпуск партии товара разрешен таможенным органом 19.01.2021 в заявленном количестве.
Согласно акту о приеме-передаче груза к перевозке № 01-ST/2019/РО4 товар в соответствии с декларацией № 10216170/190121/0010828: нелегированные лом и отходы черных металлов, несортированные ГОСТ 2787-15, гр. 3А-5А в количестве 41 000 000 кг. без упаковки, порт выгрузки: Дилискелеси, Турция, грузополучатель: Танеда Трейд АГ, передан отправителем, ООО «Уни-Блок», перевозчику, OMNI CORPORATION AG, 20.01.2021.
Часть товара в размере 23 433 724 кг размещена на судне Stelios B, о чем выдан соответствующий коносамент от 29.01.2021.
01.02.2021 выдано поручение № 843/03-1/21-2 на отгрузку в отношении части товара в размере 17566, 276 мт., которая размещена на судне Bulk Destiny, о чем выдан соответствующий коносамент от 11.02.2021 года.
- по спецификации #20-Т1 от 07.06.2021 года - лом и отходы черных металлов нелегированной стали (несортированные для переплавки); 3А-5А, ГОСТ 2787-75, вес партии 26 300 т., место назначения – порт Icdas 1, море Мармара, Чанаккале, Турция.
Поручение № 843/10-6/21 на отгрузку в отношении указанного товара выдано 16.06.2021 года.
Данный товар был помещен Обществом в соответствии с ДТ № 10216170/180621/0179242 под таможенную процедуру экспорта, выпуск партии товара разрешен таможенным органом 18.06.2021 года в заявленном количестве.
Согласно акту о приеме-передаче груза к перевозке №01-ST/2019/РО/5 товар в соответствии с декларацией № 10216170/180621/0179242: нелегированные лом и отходы черных металлов, несортированные ГОСТ 2787-15, гр.3А-5А в количестве 26 300 000 кг. без упаковки, порт выгрузки: порт Icdas 1, море Мармара, Чанаккале, Турция, грузополучатель: Танеда Трейд АГ, передан отправителем, ООО «Уни-Блок», перевозчику, OMNI CORPORATION AG, 21.06.2021.
Часть товара в размере 25 679, 424 мт., которая размещена на судне Lowlands Amstel, о чем выдан соответствующий коносамент от 28.06.2021.
12.07.2021 выдано поручение № 843/10-6/21-2 на отгрузку в отношении части товара в размере 620, 576 мт., которая размещена на судне Captain Haddock, о чем выдан соответствующий коносамент от 23.07.2021.
Кроме того, в рамках контракта от 18.11.2019 года № Т6-2019/РО Обществом компании Taneda Trade AG (Швейцария) был продан стальной лом, а именно:
- по спецификации от 07.12.2020 #08-Т6 - лом и отходы черных металлов нелегированной стали (несортированные для переплавки); 3А-5А, вес партии 33 000 т., место назначения – Исдемир, Искендерун, Турция;
Поручение № 843/32-12/20 на отгрузку в отношении указанного товара выдано 21.12.2020.
Данный товар был помещен Обществом в соответствии с ДТ № 10216170/241220/0341604 под таможенную процедуру экспорта, выпуск партии товара разрешен таможенным органом 25.12.2020 в заявленном количестве.
Согласно акту о приеме-передаче груза к перевозке №01-ST/2019/РО/2 товар в соответствии с декларацией № 10216170/241220/0341604: нелегированные лом и отходы черных металлов, несортированные ГОСТ 2787-15, г.3А-5А в количестве 33 000 000 кг. без упаковки, порт выгрузки: Исдемир, Искендерун, Турция, грузополучатель: Танеда Трейд АГ, передан отправителем, ООО «Уни-Блок», перевозчику, OMNI CORPORATION AG, 28.12.2020.
Часть товара в размере 32 943, 662 мт., которая размещена на судне Diamond Sea, о чем выдан соответствующий коносамент от 18.04.2021.
30.04.2021 выдано поручение № 843/32-12/20-2 на отгрузку в отношении части товара в размере 56 338 кг., которая размещена на судне Taurus Confidence, о чем выдан соответствующий коносамент от 10.05.2021.
- по спецификации от 30.12.2020 года #09-Т6 - лом и отходы черных металлов нелегированной стали (несортированные для переплавки); 3А-5А, вес партии 37 000 т., порт назначения – Исдемир, Искендерун, Турция;
Поручение №843/01-1/21 на отгрузку в отношении указанного товара выдано 11.01.2021.
Данный товар был помещен Обществом в соответствии с ДТ № 10216170/130121/0006397 под таможенную процедуру экспорта, выпуск партии товара разрешен таможенным органом 13.01.2021 в заявленном количестве.
Согласно акту о приеме-передаче груза к перевозке №01-ST/2019/РО/3 товар в соответствии с декларацией № 10216170/130121/0006397: нелегированные лом и отходы черных металлов, несортированные ГОСТ 2787-15, г. 3А-5А в количестве 37 000 000 кг. без упаковки, порт выгрузки: Исдемир, Искендерун, Турция, грузополучатель: Танеда Трейд АГ, передан отправителем, ООО «Уни-Блок», перевозчику, OMNI CORPORATION AG, 14.01.2021.
Часть товара в размере 12 555,120 мт., которая размещена на судне Bulk Destiny, о чем выдан соответствующий коносамент от 11.02.2021.
26.02.2021 выдано поручение № 843/01-1/21-2 на отгрузку в отношении части товара в размере 24 444 880 кг., которая размещена на судне Bulk Friendship, о чем выдан соответствующий коносамент от 08.03.2021 года.
- по спецификации от 15.07.2021 #14-Т6 - лом и отходы черных металлов нелегированной стали (несортированные для переплавки); 3А-5А, вес партии 19 600 т, порт назначения: Icdas 1, Чанаккале, Турция.
Поручение № 843/16-7/21 на отгрузку в отношении указанного товара выдано 15.07.2021.
Данный товар был помещен Обществом в соответствии с ДТ № 10216170/170721/0212950 под таможенную процедуру экспорта, выпуск партии товара разрешен таможенным органом 17.07.2021 года в заявленном количестве.
Согласно акту о приеме-передаче груза к перевозке № 01-ST/2019/РО/6 товар в соответствии с декларацией № 10216170/170721/0212950: нелегированные лом и отходы черных металлов, несортированные ГОСТ 2787-15, г. 3А-5А в количестве 19 600 000 кг., без упаковки, порт выгрузки: Icdas 1, Чанаккале, Турция, грузополучатель: Танеда Трейд АГ, передан отправителем, ООО «Уни-Блок», перевозчику, OMNI CORPORATION AG, 19.07.2021.
Часть товара в размере 15 600,000 мт., которая размещена на судне Bulk Independence, о чем выдан соответствующий коносамент от 29.08.2021.
27.09.2021 выдано поручение №843/16-7/21-2 на отгрузку в отношении части товара в размере 4 000 000 кг., которая размещена на судне Indigo River, о чем выдан соответствующий коносамент от 27.09.2021.
По результатам камеральной таможенной проверки заявленных в вышеуказанных декларациях №№ 10216170/181220/0334813, 10216170/241220/0341604, 10216170/130121/0006397, 10216170/190121/0010828, 10216170/180621/0179242, 10216170/170721/0212950 сведений Балтийская таможня пришла к выводу о нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации, выразившиеся в несоблюдении ООО «Уни-Блок» порядка заполнения ДТ №№ 10216170/181220/0334813, 10216170/241220/0341604, 10216170/130121/0006397, 10216170/190121/0010828, 10216170/180621/0179242, 10216170/170721/0212950 в части декларирования в качестве одной товарной партии товаров, в отношении которых не соблюдается условие единовременной отгрузки, а так же установлено, что каждая отправка является самостоятельной товарной партией, что повлекло неполную уплату вывозных таможенных пошлин при экспорте товаров, о чем составлен Акт № 10216000/210/300323/А001993 от 30.03.2023.
Установив указанные обстоятельства, Балтийская таможня приняла решения по результатам таможенного контроля № 10216000-210-050623-Т001993-00001 от 05.06.2023, № 10216000-210-050623-Т001993-00002 от 05.06.2023, № 10216000-210-050623-Т001993-00003 от 05.06.2023, № 10216000-210-050623-Т001993-00004 от 05.06.2023, № 10216000-210-050623-Т001993-00005 от 05.06.2023, № 10216000-210-050623-Т001993-00006 от 05.06.2023, решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 05.06.2023 по ДТ №№ 10216170/181220/0334813, 10216170/241220/0341604, 10216170/130121/0006397, 10216170/190121/0010828, 10216170/180621/0179242, 10216170/170721/0212950.
Указанные решения явились основанием для направления Кингисеппской таможней в адрес Общества уведомлений о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, а именно: от 05.06.2023 № 10218000/У2023/0002444, которым исчислена сумма подлежащих уплате таможенных платежей в размере – 70 802 245 руб. 59 коп., пеней в размере - 13 696 301 руб. 06 коп.; от 14.06.2023 № 10218000/У2023/0002462, которым исчислена сумма подлежащих уплате таможенных платежей в размере - 97 828 483 руб. 09 коп., пеней в размере - 18 807 525 руб. 87 коп.; от 14.06.2023 № 10218000/У2023/0002461, которым исчислена сумма подлежащих уплате таможенных платежей в размере - 2 427 396 руб. 37 коп., пеней в размере - 421 288 руб. 12 коп.; от 14.06.2023 № 10218000/У2023/0002458, которым исчислена сумма подлежащих уплате таможенных платежей в размере - 34 267 217 руб. 66 коп., пеней в размере - 6 175 238 руб. 19 коп.; от 14.06.2023 № 10218000/У2023/0002459, которым исчислена сумма подлежащих уплате таможенных платежей в размере - 226 916 руб. 51 коп., пеней в размере - 41 806 руб. 22 коп.; от 14.06.2023 № 10218000/У2023/0002460, которым исчислена сумма подлежащих уплате таможенных платежей в размере - 23 991 044 руб., пеней в размере - 3 876 719 руб. 46 коп.
Полагая, что вышеуказанные решения и уведомления являются незаконными, поскольку обязанность декларанта должна определяться на дату отгрузки товара, то есть на дату передачи товара перевозчику, а не на момент погрузки товара на транспортное средство морской перевозки и убытия товарной партии, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы жалоб, выслушав мнение представителей сторон, пришел к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежит отмене на основании следующего.
Согласно пункту 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем (пункт 2 статьи 104 ТК ЕАЭС).
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (часть 8 статьи 111 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 3 статьи 105 ТК ЕАЭС при помещении товаров под процедуру экспорта используется декларация на товары (ДТ), форма и порядок заполнения которой определены решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 года №257 «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения» (далее – Порядок №257), устанавливающим, помимо прочего, порядок заполнения ДТ на товары, вывозимые с таможенной территории.
Согласно пункту 2 Порядка №257, в одной ДТ декларируются сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, если иное не установлено настоящим Порядком, которые помещаются под одну и ту же таможенную процедуру.
Для целей настоящего Порядка, как одна товарная партия рассматриваются: при вывозе товаров с таможенной территории - товары, одновременно отгружаемые или отгружаемые в течение определенного периода времени в случаях, определенных законодательством государств - членов Союза, в регионе деятельности одного и того же таможенного органа одним и тем же отправителем в адрес одного и того же получателя, находящегося за пределами таможенной территории, в рамках исполнения обязательств по одному документу, подтверждающему совершение сделки (или по одному документу об условиях переработки товаров при таможенном декларировании продуктов переработки), либо по односторонней сделке, либо без совершения какой-либо сделки.
Исходя из содержания пункта 2 Порядка, определение понятия одной товарной партии содержит информацию про одновременно отгружаемые от отправителя товары. При этом, ограничений по фактическому убытию данная норма не содержит.
По смыслу подпункта 2 пункта 2 статьи 116 Кодекса отгрузить товары, вывозимые с таможенной территории Союза, означает сдать товары перевозчику, который будет осуществлять международную перевозку товаров, либо первому перевозчику при осуществлении международной перевозки товаров с перегрузкой (перевалкой) на другое транспортное средство в целях вывоза товаров с таможенной территории Союза.
Проанализировав положения Порядка № 257 и статьи 116 ТК ЕАЭС, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в целях вывоза товаров с таможенной территории таможенного Союза в качестве одной партии рассматриваются товары, отгружаемые одновременно в адрес одного и того же получателя, при этом под одновременной отгрузкой понимается одновременная передача товаров перевозчику.
При этом стоит отметить, что вопреки доводам таможенного органа, действующее законодательство не предусматривает в качестве условий для отнесения товара к одной партии единовременную погрузку товара на транспортное средство морской перевозки или единовременное фактическое убытие товара с таможенной территории таможенного Союза.
Применительно к предмету настоящему спору из материалов дела следует, что действительно весь товар сдавался перевозчику по акту приема-передачи одновременно, что соответствует требованиям ст. 116 ТК РФ.
Кроме того, порядок отнесения товара к одной партии не связан с избранными продавцом и покупателем условиями поставки.
Как установлено судом первой инстанции, товар по ДТ № 10216170/181220/0334813 передан перевозчику 21.12.2020 года по акту о приеме-передаче груза к перевозке № 01-ST/2019/РО1, товар по ДТ № 10216170/190121/0010828 передан перевозчику 20.01.2021 года по акту о приеме-передаче груза к перевозке № 01-ST/2019/РО4, товар по ДТ № 10216170/180621/0179242 передан перевозчику 21.06.2021 года по акту о приеме-передаче груза к перевозке №01-ST/2019/РО/5, товар по ДТ № 10216170/241220/0341604 передан перевозчику 28.12.2020 года по акту о приеме-передаче груза к перевозке № 01-ST/2019/РО/2, товар по ДТ № 10216170/130121/0006397 передан перевозчику 14.01.2021 года по акту о приеме-передаче груза к перевозке № 01-ST/2019/РО/3, товар по ДТ № 10216170/170721/0212950 передан перевозчику 19.07.2021 года по акту о приеме-передаче груза к перевозке № 01-ST/2019/РО/6.
Исходя из пункта 3 статьи 115 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации перевозчиком является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с отправителем или фрахтователем или от имени которого заключен такой договор.
Условиями, как основного контракта от 02.10.2019 года № Т1-2019/РО, так и основного контракта от 18.11.2019 года № Т6-2019/РО, на основании которых осуществлена продажа стального лома и выпущен товар, предусматривается, что судно номинирует покупатель, Taneda Trade AG.
Во всех рассматриваемых случаях перевозчиком являлось одно и то же лицо – иностранная компания OMNI Corporation AG, действующая на основании генерального соглашения с перевозчиком от 06 января 2020 года, заключенного между Taneda Trade AG, в качестве заказчика, и OMNI Corporation AG, в качестве перевозчика.
Следовательно, материалами дела подтверждается, что товары по рассматриваемым декларациям сдавались одному перевозчику единовременно, едиными партиями.
Согласно статье 143 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ РФ) отправитель вправе потребовать от перевозчика выдачи вместо коносамента морской накладной или иного подтверждающего прием груза для перевозки документа. К таким документам применяются правила, установленные настоящим параграфом, за исключением правил, касающихся коносамента как товарораспорядительного документа и установленных абзацем вторым пункта 2 статьи 144, статьями 146 - 148 и пунктом 2 статьи 149 настоящего Кодекса.
Положениями пункта 1 статьи 144 КТМ РФ установлено, что в коносамент должны быть включены следующие данные:
1) наименование перевозчика и место его нахождения;
2) наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;
3) наименование отправителя и место его нахождения;
4) наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;
5) наименование получателя, если он указан отправителем;
6) наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество. При этом все данные указываются так, как они представлены отправителем;
7) внешнее состояние груза и его упаковки;
8) фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;
9) время и место выдачи коносамента;
10) число оригиналов коносамента, если их больше, чем один;
11) подпись перевозчика или действующего от его имени лица.
По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки. Коносамент, подписанный капитаном судна, считается подписанным от имени перевозчика.
Из изложенного следует, что в обязательном порядке документ, подтверждающий прием груза для перевозки, должен содержать подпись перевозчика или действующего от его имени лица.
Представленные Обществом акты о приеме-передаче груза к перевозке содержат подписи перевозчика, соответственно, надлежащим образом подтверждают прием партии товара к перевозке. Отсутствие подписи заявителя в данном случае не имеет правового значения, вопреки доводам таможенного органа (т. 3, л.д. 63-132).
С учетом вышеизложенных норм Обществом верно задекларирован в качестве одной товарной партии товар, единовременно переданный перевозчику.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отмене оспариваемых решений таможенного органа.
Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 года № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» оспаривание уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, решений (действий), принятых (совершенных) таможенными органами при взыскании таможенных пошлин и налогов в соответствии с положениями главы 12 Закона о таможенном регулировании, возможно, в том числе, по мотиву неправомерности начисления таможенных платежей. В этом случае суд дает оценку законности решения таможенного органа, во исполнение которого направлено соответствующее уведомление, приняты решения о взыскании задолженности и совершены действия по их исполнению.
Недействительность решений также свидетельствует и о недействительности принятых в целях их исполнения уведомлений Кингисеппской таможни.
Доводы апелляционных жалоб отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2023 по делу № А56-56554/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.В. Фуркало
Судьи
Н.А. Мильгевская
А.Б. Семенова