ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-56576/2021 от 07.04.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

18 апреля 2022 года

Дело №А56-56576/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Мельниковой Н.А., Слоневской А.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,

при участии:

- от истца: ФИО1 (доверенность от 10.01.2022)

- от ответчика: не явился (извещен)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42549/2021) акционерного общества «Газпром Теплоэнерго»

на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.11.2021 по делу № А56-56576/2021,

принятое по иску акционерного общества «Газпром Теплоэнерго» к обществу с ограниченной ответственностью «Лужский объединенный расчетный центр»

о возложении обязанности

установил:

акционерное общество «Газпром теплоэнерго» (далее - АО «Газпром теплоэнерго») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском,уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью «Лужский объединенный расчетный центр» (далее ООО «ЛОРЦ») о возложении обязанности на ответчика в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу предоставить истцу актуальную на дату вступления в законную силу решения суда информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, на бумажном носителе за подписью единоличного исполнительного органа управляющей организации и на электроном носителе, а именно: полные фамилию, имя, отчество (при наличии отчества), дату и место рождения, реквизиты документы, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «ЛОРЦ», реквизиты документов и (или) их копии (при их наличии), подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «ЛОРЦ» и расположенных по адресам: - <...>, дом 35, корпус 2; - <...>; - <...>; - <...>; - <...>.

Решением суда от 13.11.2021 в удовлетворении требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель истца просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы ее податель сослался на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, полагает, что управляющие организации в отношении многоквартирных домов, перешедших к ресурсоснабжающей организации (далее - РСО) на прямые договоры (независимо от даты перехода), содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг, обязаны представить РСО персональные данные собственников и пользователей помещений в таких домах, предусмотренные Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).

Управляющие организации (ТСЖ, ЖСК) в отношении многоквартирных домов, перешедших к РСО на прямые договоры (независимо от даты перехода), содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг, обязаны представить РСО персональные данные собственников и пользователей помещений в таких домах, предусмотренные Правилами № 354.

25.03.2022 от ответчика поступил отзыв с возражениями на доводы жалобы.

Поступившие документы приобщены к материалам дела.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, ходатайствует об отложении рассмотрения жалобы, а представитель ответчика доводы жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.

Дополнения к апелляционной жалобе истца не приобщены к материалам дела, поскольку представлены с нарушением требований части 2 статьи 262, части 3 статьи 65 АПК РФ. Документы заблаговременно надлежащим образом не раскрыты перед лицами, участвующими в споре, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении ходатайств по части 5 статьи 159 АПК РФ.

В удовлетворении ходатайства истца следует отказать ввиду отсутствия оснований для отложения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 158 АПК РФ, поскольку отложение судебного разбирательства приведет к необоснованному затягиванию рассмотрения спора.

Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела, в зоне теплоснабжения истца расположены многоквартирные дома по следующим адресам: - <...>, дом 35, корпус 2; - <...>; - <...>; - <...>; - <...>. Вышеуказанные многоквартирные дома находятся в управлении ответчика.

Общим собранием собственников помещений МКД принято решение о переходе на прямые договоры с АО «Газпром теплоэнерго», что подтверждается следующим: - <...> – протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений № 1 от 09.10.2018; - <...> - протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений № 1 от 08.06.2018; - <...> - протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений № 1 от 28.05.2018; - <...> - протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений № 1 от 13.12.2018; - <...> - протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений № 1 от 13.12.2018; - <...> - протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений № 1 от 03.12.2018; - <...> - протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений № 1 от 13.12.2018; - <...> - протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений № 1 от 23.11.2018; - <...> - протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений № 1 от 30.11.2018; - <...> - протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений № 1 от 30.08.2018.

Таким образом, МКД находятся на прямых договорах с каждым собственником и пользователем жилых помещений в МКД.

Истец оказывает услуги по горячему водоснабжению и отоплению.

Ответчик отказался в добровольном порядке предоставить истцу необходимые персональные данные собственников помещений МКД в полном объеме, что и явилось основанием для обращения в суд с данным иском.

Суд первой инстанции, установив, что собственники помещений в МКД по вышеуказанным адресам перешли на прямые договоры ресурсоснабжения с истцом до вступления в силу изменений в Правила № 354, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 № 897, отказал в удовлетворении требований.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, всесторонне исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.

В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).

Управляющая организация, выбранная в качестве таковой в соответствии с подпункта 3 пункта 2 статьи 161 ЖК РФ и в силу закона являющаяся исполнителем коммунальных услуг, обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме и на общедомовые нужды, а следовательно, признается абонентом по договору с ресурсоснабжающей организацией. При этом права и обязанности по такому договору возникают у управляющей организации.

Пунктом 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила № 416), предусмотрено, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу подпунктов «б», «ж» пункта 4 указанных Правил управление многоквартирным домом обеспечивается выполнение следующих стандартов:

- сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;

- организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг, в том числе путем начисления обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформления платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; ведения претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 11 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ.

Частью 1 указанной статьи 157.2 ЖК РФ к таким случаям отнесены ситуации: 1) принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (о заключении прямых договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организации); 2) прекращения по инициативе ресурсоснабжающей организации договора ресурсоснабжения, заключенного с управляющей организацией (по основаниям части 2 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации); 3) наличия между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией прямого договора ресурсоснабжения на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирном доме.

В целях реализации указанного правового механизма постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 № 897 пункт 6 Правил № 354 дополнен, в том числе абзацами седьмым, восьмым, девятым в части указания перечня информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги. Действующий в настоящее время порядок предоставления сведений о собственниках жилых помещений в многоквартирном доме (включая конкретный состав документированной информации, подлежащей истребованию) следует применять и к ранее сложившимся (до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 № 897) отношениям, в которых ресурсоснабжающая организация приобрела статус исполнителя коммунальной услуги, а с ним - право получения от управляющей организации необходимых сведений.

Согласно абзацу 7 пункта 6 Правил № 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами «е» и «ж» пункта 17 настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо.

Содержание приведенных норм права в их системной связи определенно указывает на обязанность управляющей организации по сбору документированной информации, необходимой для организации корректных и своевременных расчетов за оказываемые собственникам помещений в МКД коммунальные услуги, а также по передаче такой информации ресурсоснабжающей организации в случаях и порядке, предусмотренных законом.

При этом предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ.

Вместе с тем, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении № 309-ЭС20-20782 от 01.02.2021, является правомерным отказ в удовлетворении требования РСО о предоставлении управляющей организацией затребованной РСО информации о собственниках жилых помещений в МКД в случае, если МКД перешла на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией до вступления в силу изменений в Правила № 354, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 № 897.

В рассматриваемом случае собственники помещений в спорных МКД перешли на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией на поставку ресурса с 30.03.2019, то есть до вступления в силу изменений в Правила № 354, что подтверждается протоколами собраний.

По смыслу законодательного регулирования, объем полномочий ресурсоснабжающей организации по получению информации от управляющей компании, предусмотренных частью 11 статьи 161 ЖК РФ и пунктом 6 Правил № 354, ограничен ее функциями как исполнителя коммунальных услуг и не может быть обусловлен иными целями, в частности, необходимостью максимальной идентификации потребителя в случае судебного взыскания задолженности. При этом ресурсоснабжающая организация имеет те же правовые и организационно-управленческие полномочия по сбору изложенных персонифицированных сведений, что и управляющая организация, ввиду чего при равенстве возможностей получения истребуемой информации возложение такой обязанности исключительно на ответчика недопустимо.

Кроме того, апелляционный суд принимает во внимание, что ответчик все имеющиеся у него сведения о собственниках жилых и нежилых помещений в соответствии с запросами истца передавал, в представленных документах имеются данные о ФИО собственников, количестве проживающих, о датах рождения граждан.

В данном случае доказательств, которые бы подтверждали наличие объективных препятствий в реализации права АО «Газпром теплоэнерго» на взыскание задолженности с физических лиц в нарушение положений статьи 65 АПК РФ истцом не представлено.

Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.

Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.11.2021 по делу № А56-56576/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Е.В. Савина

Судьи

Н.А. Мельникова

А.Ю. Слоневская